Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СИМВОЛИКА РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



2016-09-16 848 Обсуждений (0)
СИМВОЛИКА РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Белгородоведение

В начальных классах

 

Методическое пособие для учителей начальной школы

Под редакцией Т.М.Стручаевой

 

Белгород


 

УДК 372.8

ББК 63.3(2Белг)

Б - 43

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Белгородского института развития образования, протокол № 7 от 26 июня 2014 года

Рецензенты:

Бессараб Е.А. – Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода;

Епанчинцева Н.Д. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования БелИРО.

  Б - 43 Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальной школы / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, И.Г. Чернова, Е.А. Соловей, В.В. Стручаев и др.; под редакцией Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 178 с.: с приложением на DVD -диске.

ISBN

 

В методическом пособии для учителей начальных классов Белгородчины собраны в систематизированном виде уроки краеведческой направленности для проведения учебных занятий по окружающему миру и организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Книга является результатом работы творческой группы учителей «Белгородоведение в начальных классах и ДОУ» и результатом выполнения проектировочных заданий при прохождении курсов повышения квалификации учителями начальных классов на базе БелИРО.

Пособие адресовано специалистам начальной школы, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений, а также студентам педагогических факультетов вузов и педколледжей.

 

УДК 372.8

ББК 63.3(2Белг)

 

ISBN

 

© Т.М. Стручаева, И.В. Щиянова, И.Г. Чернова,
Е.А. Соловей, В.В. Стручаев и др., 2014

 


Посвящается 60-летию

Образования Белгородской области

 

 

Предисловие

Предлагаемое педагогам начальной школы методическое пособие является результатом деятельности региональной творческой группы учителей «Белгородоведение в начальной школе и ДОУ», работающей при кафедре дошкольного и начального образования Белгородского института развития образования.

Авторами сценариев уроков, презентаций, первой региональной краеведческой тетрадки для младших школьников Белгородчины являются педагоги разных школ нашей области. Планы проведения уроков по краеведению прошли апробацию в тех образовательных учреждениях, в которых работают наши авторы. Для распространения актуального педагогического опыта учителей-краеведов материалы представлены с сохранением авторского стиля изложения, а также с учетом традиций и требований к поурочному планированию конкретных образовательных учреждений Белгородской области.

Составителями методического пособия являются: заместитель директора МБОУ средняя школа № 31 Ирина Григорьевна Чернова, заместитель директора по УВР МБОУ лицей № 10 Ирина Владимировна Шиянова, учитель начальных классов Елена Александровна Соловей, кандидат биологических наук Виталий Васильевич Стручаев.

Методическое пособие включает 30 краеведческих уроков для учеников 1-4 классов. К каждому учебному занятию авторами уроков подготовлены мультимедийные презентации и подобран другой иллюстративный материал, помещенный на диске-приложении. Кроме того, впервые педагогам-исследователям удалось создать пробный вариант региональной краеведческой тетради для учащихся младших классов, которая является составной частью регионального учебно-методического комплекса по окружающему миру. Она издается отдельно в черно-белом или цветном варианте. На диске тетрадь представлена авторским коллективом пособия, что позволяет использовать ее как демонстрационный материал при проведении уроков окружающего мира.

Методическое пособие и рабочая тетрадь для младших школьников представляют собой единый учебно-методический комплекс. Издание поможет учителю начальных классов грамотно провести уроки изучения родного края, которые определены Стандартом ФГОС НОО, программами по окружающему миру по разным системам учебников и УМК. В Белгородской области наиболее приоритетными являются система «Начальная школа ХХI века» (н. рук. Н.Ф. Виноградова), система «Школа России» (н. рук. А.Ф. Плешаков), система общего развития детей Л.В. Занкова (н. рук. Н.В. Нечаева), система «Перспективная начальная школа» (н. рук. Р.Г. Чуракова). Именно этим образовательным системам отдают предпочтение начальные школы Белгородчины.

С учетом «Примерной программы по учебным предметам» для начальной школы по окружающему миру был подготовлен сборник примерных программ урочной и внеурочной деятельности для учащихся 1-4-х классов «Белгородоведение в начальных классах» (авторский коллектив: Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев). В соответствии с примерной программой по белгородоведению данное методическое пособие включает поурочное планирование краеведческого модуля по окружающему миру.

Представленные в пособии сценарии уроков можно использовать в качестве полного учебного занятия или как фрагмент урока по конкретному УМК. Деление уроков по классам авторский коллектив считает условным, здесь возможен переход со ступеньки на ступеньку. В каждом классе авторы предлагают материал по изучению природы родного края – растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, используя концентрический принцип в определении содержания учебного материала.

Предложенные учебно-методические материалы дают возможность педагогу к творческому подходу при проектировании урока с учетом особенностей конкретной территории, населенного пункта, его истории, экономики, культуры, а также с учетом состава учащихся класса, образовательных возможностей конкретной школы и ее микрорайона.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как методологической основе Стандарта второго поколения отражены десять базовых ценностей, лежащих в основе образования в нашей стране. Среди них: гражданственность, патриотизм, человечество, искусство, семья, труд, наука, религия.

Уроки, представленные в пособии, в первую очередь, рассчитаны на воспитание у младших школьников патриотизма, любви к малой Родине, ответственности за ее настоящее и будущее, уважения к историческому прошлому региона и его людям, гордости за достижения Белгородской области в горной промышленности, сельском хозяйстве, культуре, спорте, гордости за стремление белгородцев к благополучию в каждой семье, за улучшение экологической обстановки в регионе, за конкретные дела по превращению Белгорода и Белгородчины в «Зеленую столицу» Черноземного края.

Учебные задания в Рабочей тетради «Мой край – родная Белгородчина» содержат не только развивающие задания для урочной работы, но и проблемные вопросы и ситуации, побуждающие к учебному исследованию, мини-проектам, совместной работе с одноклассниками и родителями, конкурсные задания.

Собранный в методическом пособии и тетради для учащихся региональный материал поможет учителю провести в классе краеведческую викторину, организовать уголок или мини-музей, посвященный родному краю. Учебно-методический комплекс может стать основой для организации в школе недели или декады родного края, посвященной празднованию 60-летия образования Белгородской области (6 января 1954 года), году культуры в Российской Федерации (2014), 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (9 мая 2015 года).

Данное издание представляет собой попытку систематизации опыта работы учителей начальной школы в области регионального краеведческого образования младших школьников, накопленного в образовательных учреждениях Белгородской области.

Авторский коллектив буден признателен всем, кто отзовется письмами с пожеланиями, советами и конкретными предложениями по совершенствованию данного пробного издания по адресу: 308004, г. Белгород, ул. Щорса, 46-43; или по адресу электронной почты [email protected].

 

 

Т.М. Стручаева – редактор издания,

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры дошкольного

и начального образования ОГАОУ ДПО

«Белгородский институт развития образования»


Наши авторы

Алиева И.З., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28 г. Белгорода»

Бостанова И.Ю., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Белгорода

Бухтиярова В.И., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строителя Яковлевского района»

Гончарова Т.В., воспитатель МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Дегавцова Е.И., учитель начальных классов МБОУ «Завидовская ООШ» Яковлевского района

Дергоусова Е.Н., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Жидиляева С.М., учитель начальных классов МБОУ «Яковлевская СОШ»

Жигайло Е.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28 г. Белгорода»

Заблоцкая Е.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки

Иванов Е.А., член Союза художников России, педагог дополнительного образования Центра детского технического творчества г. Белгорода

Иващенко Е.В., кандидат педагогических наук, доцент педагогического института НИУ «БелГУ»

Качановская С.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Алексеевки Белгородской области

Кисличенко Н.Я., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Коломиец Т.Г., учитель начальных классов МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района»

Кондратьева Т.И., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Губкина

Косинова В.В., учитель начальных классов МБОУ «Прелестненская СОШ» Прохоровского района

Кунцева Т.Е., учитель начальных классов МОУ «Северная СОШ № 2 Белгородского района»

Кутлева Л.С., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42 г. Белгорода»

Латышева Т.А., учитель начальных классов Ракитянской СОШ №1

Лисовенко С.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Алексеевка

Манзуланич Л.Г., учитель начальных классов МБОУ «Томаровская СОШ № 2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В. В.

Медешова Е.М., учитель начальных классовМБОУ «Гостищевская СОШ» Яковлевского района

Назина З.И., учитель начальных классов МБОУ «Кустовская СОШ» Яковлевского района

Напольских Е.А., учитель начальных классов МБОУ «Гостищевская СОШ» Яковлевского района

Новикова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода

Ольшанская И.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7г. Белгорода

Покушалова Е.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42 г. Белгорода»

Ракова Т.С., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Рубанова Т.А., учитель начальных классов МБОУ «Томаровская СОШ № 1 Яковлевского района»

Сапега О.А., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Семикопенко Л.Ю., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Соловей Е.А., учитель начальных классовМБОУ СОШ № 31 г. Белгорода

Стручаев В.В., кандидат биологических наук, краевед

Стручаева Т.М., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»

Съедина Н.В., учитель начальных классов МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области»

Тимакова Н.Е., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строителя Яковлевского района»

Храмченко Е.В., учитель начальных классов МОУ «Октябрьская СОШ им. Героя России Ю.Чумака» Белгородского района

Худошина Т.В., учитель начальных классов МБОУ «Томаровская СОШ № 1 Яковлевского района»

Чернова И.В., учитель начальных классовМБОУ «Гостищевская СОШ» Яковлевского района

Чернова И.Г., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода, заместительдиректора по УВР

Шапаренко О.М., учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа - детский сад № 44» г. Белгорода

Шатило Н.И., учитель начальных классов МБОУ «Томаровская СОШ № 1 Яковлевского района»

Шиянова И.В., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода, заместитель директора по УВР

Шконда Е.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Алексеевки Белгородской области

Шульженко И.Е., учитель начальных классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода, заместитель директора по УВР


ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ УРОКОВ

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Кисличенко Н.Я., Шульженко И.Е.

Урок № 1

СИМВОЛИКА РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Цели:

1. Обобщить опыт детей и обогатить их знания о государственной символике (герб, флаг, гимн) и границах Российской Федерации.

2. Познакомить детей с символикой Белгородской области.

Оборудование: карта России, карта Белгородской области, изображения герба и флага РФ и Белгородской области, разноцветные карандаши, рабочие тетради, аудиозапись гимна России.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Прошу дежурного ученика показать, как нужно организовать рабочее места, что нам понадобится сегодня на уроке.

2. Предлагаю учащимся самостоятельно найти страницы в рабочей тетради к данному уроку и оставить там закладки-стикеры.

3. Сверяем страницы рабочей тетради.

II. Целеполагание.

1. Определение темы урока

Предлагаю обучающимся, рассмотрев страницу тетради, определить тему сегодняшнего урока.

- Давайте вместе прочитаем тему урока.

2. Планирование деятельности

Предлагаю обучающимся, рассмотреть страницы рабочей тетради и определить, какие задания мы сегодня на уроке будем выполнять? Для чего автор поместил в этом уроке именно эти задания? Чему они нас могут научить?

Определение цели урока.

3. Личностные задачи

Какова тема урока, какие цели вы поставили на сегодняшний урок перед собой?

III. Восприятие и усвоение нового теоретического материала.

1. Фронтальная работа с картой РФ и Белгородской области.

Учитель читает стихотворение:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки – береза-скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Ребята, у каждого человека есть своя родина – место, где он родился, где живут его родители, где жили его предки. Это его малая родина. У нас с вами – это наш город Белгород, где вы родились и живете, ходите в школу, дружите друг с другом. А для всех жителей нашей страны родина – это наша страна Россия. И она у нас одна на всех – наша большая и красивая страна Россия.

Давайте посмотрим на карту и покажем границы нашей большой Родины – России. Посмотрите, какая она большая! (Учитель на карте показывает границы РФ).

О нашей стране можно сказать, что она великая, красивая. И многие поэты воспевали нашу Родину, находили точные и образные слова. А какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас? (Большая, величественная, любимая, родная, светлая, необъятная, бескрайняя, могучая, белоствольная)

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с заглавной буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию.

Называлось наше государство по-разному в разные времена. Современное его название – Российская Федерация, РФ, Россия.

2. Работа в парах

Сейчас мы будем работать в парах. Я прошу вас взять задания с предметных столиков. Перед вами кусочки карты. Сложите из частей карту РФ.

Давайте сверим контур, который у вас получился с контуром карты РФ.

А как называется наша малая Родина? (Белгород, Белгородская область).

Перед вами карта Белгородской области. Давайте, рассмотрим её границы и найдём город Белгород.

3. Работа в рабочей тетради.

Ребята, прочитайте задание №1 сегодняшнего урока

Перед вами два контура. Один из них контур границ РФ. Другой – Белгородской области. Раскрасьте квадратик рядом с контуром РФ – красным цветом, а квадратик, рядом с контуром Белгородской области, – зелёным.

Взаимопроверка самостоятельной работы в парах.

4. Словарная работа.

Вступая в жизнь, вы познаёте не только реальный мир, в котором живёте, но и учитесь понимать мир условностей, знаки и символы, обозначающие эти реальные вещи и явления. Что обозначает слово «символ»? А какие символы вы знаете? (Голубь – символ мира. Солнце – символ добра. Сердце – символ любви. Сова – символ мудрости)

Вот как в словаре С.И. Ожегова толкуется слово «символ»: «То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи, чего-нибудь отвлечённого». А символика – это «совокупность каких-либо символов».

Мы поговорим сегодня о символах России.

Флаг – символ государства, области, города. Важно не только знать цвета флагов, но и уметь правильно их расположить, так как у Франции, например, флаг тоже имеет такие цвета, как флаг Российской Федерации.

Три цвета выбраны не случайно. Издавна наши предки предпочитали красный, синий, белый всем остальным. Одно из значений слова «красный» – красивый, прекрасный. Например, говорили: «красное солнышко», «красное крыльцо», «красный угол». Красный цвет – символизирует храбрость, удаль, красоту, мужество, кровь, огонь. Синий цвет – цвет неба, означает величие, красоту, ясность, а также верность и честность. Белый цвет – это мир, чистые помыслы, чистота и святость, правда, откровенность.

5. Индивидуальная работа учащихся в рабочей тетради.

Ребята, прочитайте задание №1 (б). Контур карты РФ необходимо раскрасить цветами Российского флага, разделите его горизонтальными полосами и выполните задание индивидуально.

6. Работа в группах постоянного состава

Предлагаю детям объединиться в группы, взять задание.

Задание:в конверте находятся разноцветные части флага Белгородской области и образец. Необходимо на основу приклеить правильно каждую часть.

Какими цветами отличается флаг Белгородской области от флага РФ. Какие цвета добавились? Как вы думаете, что они могут обозначать?

Информация для учителя

Крест возник как символ Солнца и произошел от изображения перекладин, спиц солнечного колеса (то есть двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В солнечных культах крест или перекрещенное колесо служат знаками Солнца, символами жизни, ибо Солнце, свет – это жизнь. Круг, включающий в себя крест, или круг, описываемый около средоточия перекладин, стали символом Древа Жизни (Древа Миров). Крест является одним из основных символов в православии.

В геральдике крест является символом спокойствия, равновесия, позитивности.

Символ креста используется как национальный знак в государственных флагах и гербах многих государств.

Равносторонний крест лежал в основе исторического (первоначально кресто­вого) флага России.

Синий цвет креста флага Белгородской области геральдически символизирует согласно классической традиции такие качества значения, как слава, честь, верность, искренность, безупречность, целомудрие, мягкость, красота.

Белый цвет одного из полей флага Белгородской области, на котором помещен цветной герб области, передает цвет полковых знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков XVIII века и геральдически символизирует такие качества значения, как чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость (безмятежность), мир, правдивость, откровенность, благородство, белизна.

В условиях Белгородской области белый цвет дополнительно символизирует богатые залежи и добычу мела, значительное производство в крае молока и сахара.

Красный цвет одного из полей флага Белгородской области геральдически символизирует такие качества-значения, как право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие.

Для Белгородской области красный цвет также символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на земле Белгородской в ХVI-ХХ веках: от воинов-ротников величайшего в Европе и в мире фортификационного сооружения XVII века - знаменитой защитной Белгородской Черты, оборонительной от крымских и ногайских татар, с не одним десятком крепостей и укрепленных земляных городков, с сотнями верст лесных засек, глубоких вырытых рвов и многометровых насыпных валов до бойцов-красноармейцев, участников ожесточенных сражений на Огненной Дуге в грозном 1943 году.

Зеленый цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен Белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как свобода, надежда, радость (ликование), здоровье.

В условиях Белгородской области зеленый цвет символизирует изобилие и плодородие белгородской земли, её полей и лесов.

Черный цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен Белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как благоразумие, осторожность, постоянство, скромность, печаль, покой.

Для Белгородской области черный цвет дополнительно символизирует основное богатство края – чернозем, значительный промышленный потенциал и богатство недр земли Белгородской.

Физкультминутка.

7. Знакомство с Гербом страны и Белгородской области.

Послушайте отрывки из текста и догадайтесь, о каком символе идёт речь.

«Впервые это появилось в Средние века среди рыцарей. Это нужно было для того, чтобы отличить друг друга в битве или на турнире». (Герб)

Да, действительно, сначала они появились у рыцарей, потом у отдельных людей, которые гордились прошлым своих предков, затем у городов и государств.

Герб – это главный символ России.

Наше государство имеет свой герб, и Белгородская область тоже имеет свой герб.

Щит защищал воина в боях. И у каждого воина для отличия от других на щите был изображен свой рисунок. Если воин чувствовал себя храбрым как тигр, он рисовал на щите изображение тигра. Если грозным и непобедимым, то рисовал льва. Если быстрым и зорким, как орел, то рисовал орла. Щит бережно оберегали и предавали по наследству сыновьям и внукам. Щитом гордились и старались не опозорить семью трусостью на поле боя. Сейчас солдаты не используют в боях щиты, но их изображение и стало гербом страны.

А что изображено на гербе России?

В ваших рабочих тетрадях есть стихотворение. Давайте его прочитаем.

 

У России величавой

На груди орел двуглавый,

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный!

Так что же изображено на гербе РФ?

Внимательно изучив, изготовленный вами флаг Белгородской области, скажите: «Какой герб Белгородской области?» Что он может обозначать?

8. Индивидуальная работа учащихся в рабочей тетради.

Перед вами два герба. Один – герб РФ, другой – Белгородской области. Глядя на образцы, раскрасьте их.

9. Знакомство учащихся с гимном России.

Ещё один символ России – Гимн. Что означает слово «гимн»?

В переводе с греческого – это торжественная песнь. А что вы знаете о гимне?

Слова к гимну РФ написал известнейший поэт С.В. Михалков, а музыку – композитор А.В.Александров. Гимн исполняется в торжественных случаях – на государственных праздниках, Олимпийских играх. Во время его исполнения все встают, можно слушать молча или тихонько подпевать хору.

Сегодняшний урок мы заканчиваем прослушиванием гимна РФ.

IV. Подведение итогов урока.

 

 

Соловей Е.А.

Урок № 2



2016-09-16 848 Обсуждений (0)
СИМВОЛИКА РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СИМВОЛИКА РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)