Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ



2016-09-16 696 Обсуждений (0)
РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тип учебного занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные методы и приёмы:

Заочная экскурсия по родному городу: знакомство с названием улиц.

Посещение школьного Музея Истории Белогорья.

Индивидуальное задание: работа со словарём и тестом.

Цели:

1.Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: «Родной край-частица Родины».

2.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: «Родина - что это значит?»

3.Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.

4.Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.

5.Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.

УУД: Ориентироваться в понятиях «Родина», «улица», «переулок», «квартал», «проспект», «бульвар», «площадь».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с названием улиц.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Знать флаг и герб Белгородской области.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс Автор Н.Ф.Виноградова; карточки с заданием, толковый словарь С.И.Ожегова, карта Белгородской области, символика Белгородской области.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

· Проверка готовности к уроку

· Повторение правил поведения в музее.

· Вступительное слово учителя.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. Он проходит в школьном Музее Истории Белогорья, который был открыт при поддержке партии «Единая Россия». Музей – это место, где хранятся не только предметы старины, но где можно узнать многие исторические факты. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача. На прошлом уроке перед вами был поставлен вопрос: найдите и соберите его (работа с сенсорными «крестами» по технологии В.Ф.Базарного).

Прочтём вместе: «Родина – что это значит?»

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня вы готовили работу в группах. Одна из групп работала со словарём. Давайте послушаем, что же им удалось найти в словаре С.И. Ожегова. Откуда произошло само слово? (выступление учащейся)

«Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень(Родня). Он был посвящён богу Род».

Назовите слова, близкие по значению слову Родина:

(Родить, родители, родич, родня, родословная, народ).

III. Актуализация субъектного опыта.

Итак, ребята, мы продолжаем начатую с вами поисковую работу: «Родина – что это значит?»

(проблемная ситуация)

Как вы думаете, что может быть у меня в узелке?

Как вы думаете, откуда эта земля?

(Ответы детей)

Да, это земля наша, белгородская. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

Существует такое выражение: «Мать - родна земля». Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек. Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. Как вы думаете, о чём речь пойдёт на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей)

Правильно, мы будем говорить о нашей малой родине – городе Белгороде и об улицах нашего города. Актуальность темы урока состоит в том, что в последнее время резко возрос интерес к улицам и площадям, как к культурологическим объектам Белгорода. Мы живём в самом красивом городе и не можем не знать его историю. Ведь это очень интересно и познавательно. А знания, полученные во время проведённой вами поисковой работы, пригодятся не только вам, но и вашим друзьям и близким.

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.

· Выбрав тему (слайды 1, 2), мы определили для себя следующие цели исследования (слайд 3)

· На основе этих целей были поставлены следующие задачи (слайд 4)

Сегодня на уроке ваши одноклассники расскажут вам, какие носили названия улицы нашего города. И мы с вами отправляемся на экскурсию по любимому городу. Во время экскурсии каждый из вас должен нарисовать маршрут, по которому мы передвигались.

Б.Заходер

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я,

-Здравствуй, улица моя!

Я пою - и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,

-Здравствуй, Родина моя!

· Сейчас мы выслушаем наших консультантов, которые дадут нам определения значения слов«улица», «переулок», «квартал», «проспект», «бульвар», «площадь». (слайд 5)

· Сейчас вы увидите, каким был Белгород на карте много десятилетий назад. (слайд6). На протяжении веков старинный город Белгород не раз менял свой статус – был пограничным городом-крепостью, губернским, уездным, окружным и районным центром. 6 января 1954 года Приказом Президента Верховного Совета СССР была образована Белгородская область, и Белгород стал областным центром. (слайд 7). Территория города пролегла с юга на север – от железнодорожного моста ветки Белгород-Ворожба до стадиона «Энергомаш», ранее «Спартак». С запада на восток – от цементного завода до железнодорожного вокзала. Вдоль трассы Москва-Симферополь, по теперешнему проспекту Богдана Хмельницкого (улица Новомосковская), тянулась в сторону трассы от железнодорожного моста до пивного завода.

· А сейчас перед вами выступят наши историки, которые расскажут вам об истории наших улиц (выступления подготовленных заранее учащихся класса) (слайды 8, 9, 10, 11, 12)

Гражданский проспект. Интересна история центрального проспекта – Гражданского. Он переименовывался шесть раз – ул. Корочанская (1768-1910), им. Императора Николая II (1910-1917), ул. Гражданская (1917-1924), ул. Ленина (1924-1957), проспект Ленина (1957-2004), Гражданский проспект (с 2004). На правой стороне расположен комплекс зданий Строительного колледжа, готовящего специалистов для строительной индустрии. В 19 веке на его месте размещалось трёхэтажное общественное здание городской управы, а позже – Белгородский общественный банк. А так выглядит Гражданский проспект сегодня. (слайд 13)

Улица имени Николая Чумичова. С 1832 года величайшим императорским указом самым достойным представителям мещанства и духовенства, деятелям культуры и искусства стали присваивать звание почётного гражданина. Одним из первых белгородцев, удостоенных этой почести, стал Николай Иванович Чумичов – купец второй гильдии, общественный деятель и меценат. Он сумел так распорядиться своим капиталом, что память о его добрых делах надолго пережила щедрого купца. На его средства в 1817 году была возведена Успенская церковь. К сожалению этот памятник архитектуры до наших дней не сохранился. В 30-е годы прошлого века он был разрушен. Николай Иванович Чумичов прошёл долгий жизненный путь почти в сто лет. Незадолго до смерти в своей усадьбе он основал богадельню для престарелых и инвалидов. Думал ли купец, что более чем через сто тридцать лет после его смерти одна из улиц будет носить его имя? И теперь белгородцы, проходя по ней, добрым словом вспоминают человека, ставшего примером щедрости и бескорыстия для потомков. (слайд 14)

Улица имени Попова. Это одна из старейших улиц города и переименовывалась она четыре раза. Вначале она называлась Торговой, а в конце 18 века на ней произошло важное событие: по ней прошествовала Екатерина II. В память об этом улицу стали называть Екатерининской. В 1870-1928 годах улицу именовали Старо-Московской. Потому что по ней проходил тракт на Москву. А в улицу Юных пионеров она превратилась в 1928 году. В народе её называли пионерской. В 1943 году эту улицу переименовали в улицу танкиста Попова, погибшего 9 февраля 1943 года при освобождении Белгорода от немецко-фашистких захватчиков. (слайд 15)

Улица имени Пушкина. Есть у нас и улица имени Пушкина. В 17 веке и до 1928 года она называлась Батальонной, потом переименована в улицу Бухарина, а в 1937 году стала улицей Пушкина. На этой улице размещается старое здание в области – Успенско-Никольский собор, возведённый в начале 18 века. Здесь находится Покровская церковь. Отсюда и название улиц: Успенская, Никольская, Покровская. (слайд 16)

Улица имени Белгородского полка. С 1885 по 1925 годы она называлась Михайловской. Имя дал ей храм, находившийся на пересечении улиц ленина и Кирова. В народе считалось, что храм провалился под землю или был разрушен в 30-е годы. Сегодня там устанвлен Поклонный крест. Именно в 1992 году в честь партийного и государственного деятеля А. Йоффе, этой улице присвоили имя С. М. Кирова в 1934 году. Сейчас эта улица носит имя Белгородского полка. Полк был создан во второй половине 17 века под руководством Г. Г. Ромодановского. Он сыграл решающую роль в разгроме польско-литовского войска. Под командыванием Б. П. Шереметьева Белгородский полк участвовал в Азовских походах Петра I, в Полтавской битве. За успех действий полк двенадцать раз был удостоен благодарственного слова Петра I. (слайд 17, 18)

Улица имени Щорса. К концу 50-х гг. ХХ века в связи с освоением новых территорий (пос. Первомайский) и перспективами застройки Харьковской горы была проложена новая магистральная дорога, соединившая Крымскую трассу со старым Томаровским шоссе. В 1959 г. к 40-летию гибели командира 1-й Украинской советской дивизии эта улица была названа в честь Николая Щорса. Впервые о нём как о способном командире заговорили во время боев с австро-германскими войсками где он руководил пехотной ротой в составе 335-го Анапского пехотного полка 84-ой пехотной дивизии Юго-западного фронта. Вскоре заболел чахоткой. В самом конце 1917 г. комиссован и уезжает долечиваться в родительский дом. 6 февраля 1919 г. Николай Щорс был назначен комендантом Киева и по решению Временного рабоче-крестьянского правительства Украины награждён почётным революционным оружием. Официально озвученная версия гибели Щорса звучала следующим образом: начдив погиб на поле боя у села Белошица (ныне — Щорсовка) недалеко от Коростеня 30 августа 1919 г. от пулевого ранения в голову, которое причинил ему петлюровский пулеметчик, засевший у железнодорожной будки.

V. Физкультминутка.

(работа с офтальмотренажором по технологии В.Ф.Базарного)

Чтобы нам не уставать,

Нужно малость пробежать

По прямым дорожкам длинным

Влево-вправо, влево-вправо 1, 2, 3, 4,

Вверх-вниз, вверх-вниз 1, 2, 3, 4.

Ох, забот у нас не мало,

Пройдём по красному овалу 1, 2, 3, 4,

Получается на славу!

Зоркость, чтоб развить немножко.

Пойдём по синей мы дорожке.

VI. Заключительная часть.

На этом экскурсия по историческим названиям наших улиц подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в Музей Истории Белогорья. Наши юные экскурсоводы расскажут вам об экспонатах этого музея. (рассказ учащихся по экспозиции музея)

VII. Обобщение и систематизация.

Ребята, вы хорошо поработали и много узнали о Большой и Малой Родине. Можем ли мы теперь дать ответ на вопрос: «Родина – что это значит?»

(Ответы детей)

Сейчас вы поработаете по тетрадям, выполните задания самостоятельно (работа в тетрадях, взаимопроверка).

VIII. Информация о домашнем задании.

Творческое задание: оформить небольшую памятку о тех улицах, о названиях которых вы хотели бы рассказать своим одноклассникам. Или составить свой маршрут, по которому вы хотели бы совершить экскурсию по улицам нашего города.

IX. Подведение итогов урока.

Сегодня у нас, людей России, вступивших в XXI , меняется отношение к прошлому, мы стали бережнее относиться к тому, что было создано руками наших предков. В настоящее время в центральной части города можно по пальцам насчитать здания, возраст которых более века. Пришло время взять их все без исключения под охрану, провести их реставрацию и сохранить для потомков. Иначе наш старинный город, включенный в 1990 году в число исторических населённых пунктов России, окончательно потеряет своё историческое лицо (слайд 19).

Наше занятие мы завершим стихами, которые написала белгородская школьница.

Усачёва Виктория, 10 лет,

МБОУ «СОШ 41» г.Белгорода»

Наш Белгород

Наш Белый город, ты - цветок из камня,

И нет прекрасней места на земле.

Куда б ни занесла судьба нас,

Всегда мы возвращаемся к тебе.

Когда-то князь Владимир величаво

Благословил тебя на многие лета.

И сквозь века, торжественно и гордо,

Несёшь свой крест и мужество храня.

В те войны, когда печаль и горе,

Закрыли пред тобою белый свет,

Ты защищался смело и достойно.

Мы память эту сохраним навек.

Гостеприимный, ласковый и шумный,

Зелёный, белый и простой,

Стоишь ты гордо на границе,

Оберегая наш покой.

И нет в России человека,

Который бы не слышал о тебе.

Наш Белый город, ты - цветок из камня,

И нет прекрасней места на земле!

 

X. Этап рефлексии.

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…) (слайды 20, 21).

Чернова И. В., Медешова Е. М..

 

Урок № 2



2016-09-16 696 Обсуждений (0)
РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)