Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и развитие предмета психологии



2016-09-16 590 Обсуждений (0)
Становление и развитие предмета психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Из всех методологических проблем психологической науки проблема предмета имеет решающее значение для постановки психологических вопросов и приобретает особо важное значение в переломные моменты развития психологических знаний. Предмет психологии складывался в ходе многовековой истории развития представлений о душевной области как особой части природных явлений.

В античной философии считалось, что душа включала в себя не только психические явления, но и все функции любого живого организма: рост, питание, дыхание, размножение и другие процессы жизнедеятельности организма. Такое аристотелевское понимание души существовало вплоть до XVII столетия, когда Ф. Бэкон, опираясь на открытия в области анатомии, отграничил её область только психическими явлениями и наметил эмпирический путь их описания и познания с практической целью их усовершенствования и развития.

Только после того, как Декарт дал критерии психического – сознание, учение о душе стало ограничиваться собственно психическими явлениями. Отождествив психическое с и сознанием, он указал на единственный метод его познания – интроспекцию, а для объяснения поведения животного (и части действия человека), ввел идею рефлекса. Именно в этом понимании психического, началось развитие психологии как самостоятельной науки в XIX веке.

Дж. Локк, решая проблему опытного происхождения содержания сознания, вводит понятие внутреннего опыта – рефлексии. В рамках внутреннего опыта он обозначил эмпирический путь изучения психических явлений от простого к сложному, то есть объяснил механизм возникновения сложных образований и дал название «ассоциации идей».

Английский врач Д. Гартли, в контексте теологических задач, развил целостную концепцию психики, в которой все разнообразие проявлений психической жизни, а именно, ощущение, память, чувство, а также действия объяснялись с помощью механизма ассоциаций.

Опираясь на названных предшественников, в XIX в. философы английской школы Дж. Милль, Дж. Ст. Милль. А. Бэн разрабатывают положения ассоциативной психологии. В качестве предмета психологии Дж. Милль называет законы, по которым одно психическое состояние идет за другими, вызывается другим, или, по крайней мере, вынуждено за ним следовать. В итоге, в 70-х гг. XIX в. ассоциативная психология оформилась как первая собственно психологическая концепция.

С именем В. Вундта связано оформление психологии в самостоятельную науку. Согласно В. Вундту, психология имеет своим предметом не внутренний опыт, как мыслил Д. Локк, а непосредственный опыт, то есть опыт, зависящий от субъективного фактора, который содержится во всяком действительном опыте, непосредственное содержание сознания. Подобное понимание предмета и метода психологии встретило критику со стороны Ф. Брентано. Он считал, что предметом психологии не могут быть содержание сознания, в них нет ничего психологического. Подлинно психологическим феноменом являются акты сознания, направленность сознания на предмет. Эту характеристику сознания Ф. Брентано назвал интенциональностью. Понимание предмета психологии как актов сознания оказало влияние на Вюрцбургскую школу психологии мышления и гештальтпсихологию.

В. Джеймс отказался от решения вопроса о том, что такое сознание и предлагал рассматривать сознание со стороны его роли в решении практических задач в условиях профессиональной деятельности. Функционализм В. Джеймса способствовал возникновению прикладной психологии, повлиял на становление бихевиоризма.

Программу психологии как объективной науки развивал и В. М. Сеченов. Психологию он понимал как науку о происхождении психической деятельностей, а генетический метод – как адекватный прием её исследования.

Характерной особенностью психологии периода её становления как самостоятельной науки с 70-х XIX в. до нач. XX в. было отсутствие какого-либо одного общепризнанного понимания своего предмета, что позволило Н. Ланге оценить такое положение как кризис в психологической науке.

В русле теоретических воззрений этого периода развернулись экспериментальные исследования, охватившие почти все области психических явлений. Так Г. Эббингауз занялся исследованием памяти, Н. Ланге исследовал восприятие и внимание, Вюрцбургская школа – мышление, Н. Ахх – волю, а Торндайк исследовал психологию животных.

В открытый кризис психологии 10–30 гг. XX в. каждое из сформировавшихся к тому времени направлений предлагало новое понимание предмета психологии. Так бихевиоризм выдвинул в качестве предмета психологии объективно наблюдаемое поведение. Психоанализ противопоставил картезианскому отождествлению психики и сознания новое представление о форме существование психического как имеющего глубину и главным предметом провозгласил бессознательную часть психики. Описательная психология В. Дильтея предлагала в качестве предмета психологии человека во всей полноте душевной жизни.

Предметом культурно-исторической психологии Л. С. Выготского стало исследование исторического возникновения и развития специфических высших психических процессов, историческое понимание сознания и поведения, стратегию исследований определил экспериментально-генетический метод. Намеченный Л. С. Выготским путь для развития психологии Д. Б. Элькониным был назван неклассической психологией.

Положение о сознании и деятельности, выдвинутые С. Л. Рубинштейном, стало началом деятельностного подхода как нового понимания предмета психологии. Начиная с 40-х гг. до нач. 80-х гг XX в. деятельностный подход определял психологические исследования в России. Его развитие продолжается и в настоящее время.

В возникшей в середине 50-х гг. XX в. гуманистической психологии, предметом исследования была провозглашена личность. Гуманистическая психологии сегодня включает в себя экзистенциональную, феноменологическую, личностно-центрированную психологию и имеет ярко выраженную практическую направленность. Ее общим принципом является экзистенциональный взгляд на человека, свобода и ответственность против представления о человеке как продукте наследственных факторов или влияния среды, рассмотрение человека в процессе его становления и росте, оптимистический взгляд на его потенциальные возможности.

В 50-х гг. XX в. появляется еще одно направление – когнитивная психология, её предметом стала проблема того, как приобретается, обрабатывается, хранится и воспроизводится знание о мире и то, как оно направляет наше поведение.

Практически до конца XX в. суждения о предмете психологии достаточно разноречивы. Например, «психика и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах» (Маклаков А. Г., 2005, с. 26), «психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (Леонтьев А. Н., 2001, с. 12 ), «ориентировочная функция различных форм (внешней и внутренней) деятельности, то есть психика» (Соколова Е. Е. 2005, с. 29) и т. д. Однако, изменившиеся запросы человека, фундаментальные открытия физиков (о которых говорилось выше) привели к расширению горизонтов психологической науки и, соответственно, в ней дополняется понимание предмета. Так, В. Е. Клочко в автореферате диссертации «Инициация мыслительной деятельности» (Клочко В. Е., 1991, с. 9) обосновывает новое видение предмета психологической науки, который понимается «как сложная система, центром которой является человек, а психика рассматривается не как подкожное образование (в этом случае оно ничем не отличалось бы от наивно понимаемой души), а как то, с помощью чего обеспечивается дальнодействие человека в его предметно-смысловых полях, осуществляется и удерживается переход субъективного (текущие состояния человека) в предметный мир человека и обратное движение мира в сознание человека» (цит. по Психология личности, 2007, с. 79)

Вместе с тем, изучение истории психологии подводит нас к выводу о том, что сложно принять окончательное решение относительно предмета психологии, что представление о психике будет, очевидно, уточняться, расширяться, углубляться, как это было и раньше, на протяжении всего периода существования психологической науки.

 



2016-09-16 590 Обсуждений (0)
Становление и развитие предмета психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и развитие предмета психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)