Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегии выработки мировоззрения и процесса познания



2016-09-17 411 Обсуждений (0)
Стратегии выработки мировоззрения и процесса познания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этом параграфе речь пойдет об анализе концепций жизненных философий исследуемых нами людей. Соответствие поступков и действий этих людей их моральным и нравственным принципам и идеалам будут сложить наиболее наглядным свидетельством свободы или авторитаризма их личности.

Одной из распространенных черт характера, которая была замечена нами в ходе исследования анализа мемуаров, стала динамика трансформации мировоззрения. Это означало, что по мере развития процесса познания менялось и восприятие окружающей действительности.

Наиболее яркое подтверждение этому можно найти в воспоминаниях, принадлежащих П. Григоренко, Б. Бажанову, А. Авторханову и Л. Копелеву.

Перт Григоренко будучи активистом коммунистического движения воспринял его доктрины как руководство к действию. Он стал насаждать их среди населения, но вскоре после того, как он увидел разрушения, которые были вызваны коллективизацией и курсом на раскулачивание, результатом этих процессов стал Голодомор, он начинает более критически и рационально рассматривать коммунизм как доктрину жизни[211].

Но главным и переломным моментом в его мировоззрении стало участие в разрушении памятников старины – церквей, монастырей, соборов, после которого он принял решения отказа от деструктивной деятельности в пользу созидательной, отказа от слепой веры в непогрешимость решений партии[212]. Это побудило его руководствоваться отныне доводами разума и нравственности вместо слепого подчинения.

О его убеждении в ценности человеческого достоинства и не допущении дискриминации и неуважении к нему мы более подробно уже говорили в предыдущем параграфе.

Процесс переосмысления самой сути коммунистического строя затронул и А. Авторханова. По его мнению, новый строй, который заключался в коллективной диктатуре партии, выражавшей и защищавшей основные требования пролетариата, выродился в тиранию одного человека[213].

Мы уже приводили его наблюдения о том, что роль человека в новом государстве сводится лишь к механизации – его превращении в бездумный и бездушный винтик машины. Все достоинства и особенности человека будь это разумность, нравственность, спонтанность являются чуждыми элементами нового строя. Само существование такого государства, по его мнению противоестественно и трагично[214]. По это причине свою дальнейшую деятельность он подчинит раскрытию зверств и разрушений коммунистической партии.

Бажанов также в своих воспоминаниях посвящает отдельную главу своей внутренней эволюции и превращению в антикоммуниста[215]. Этому послужило его разочарование в идеалах коммунизма. Он, как и многие на тот момент молодые люди со всем рвением принял идеалы новой власти[216], которые содержали в себе идеи блага народа. А те жертвы и “перегибы” рассматривались в качестве неизбежных процессов, сопутствующих становлению нового режима и борьбе с противниками[217].

Но по мере его вхождения в состав высших функционеров партии и доступа к информации, он становился свидетелем того, что все это служило лишь инструментами и средствами для борьбы за влияние и власть между отдельными группами политиков, которые предали все идеи народного блага и стали прямыми наследниками всех тех, против кого ранее восставали и боролись[218].

По этой причине его дальнейшей стратегией поведения стал отказ от сотрудничества с властью. Из-за отсутствия ресурсов для активной борьбы против этого режима Б. Бажанов принимает решение уйти из Политбюро сначала в Наркомфин, а затем на работу в Туркменский ЦК, для облегчения для себя возможности побега из СССР в связи с пониманием опасности[219], которая над ним нависла.

Что же касается деятелей науки, то здесь стоит начать с оценки Н. Тимофеева-Ресовского. Главным, по его мнению, считается то, насколько человек занят своим любимым делом. Жизнь человека от того самодостаточна и счастлива. Нам хотелось привести здесь обширную цитату из его мемуаров, так как автор сформулировал свою основную стратегию со всей возможной полнотой смысла:

“Я всю жизнь делал всегда то, что хотел, и не изображал из себя какую-то фигуру, которая страдает оттого, что ее заставляют все время делать не то, что ей хочется. Таких страдающих людей вокруг меня до сих пор до черта. Их всё угнетает, их все угнетают, и они принуждены, видите ли, заниматься не тем, чем хотели бы. Если бы они могли, то черт знает что, бы наворотили! Врут дьяволы! Просто они лентяи, потому что быть двадцать четыре часа в сутки занятым делами не теми, которыми хочешь заниматься - это значит, что ты бездельник. Вообще-то говоря, обычно так бывает: ежели человек не бездельник, он не занят двадцать четыре часа в сутки, а занят много меньше и делает то, что он хочет делать, а то, чего не хочет делать, не делает. И тогда он живет более или менее нормальной жизнью даже в самых ненормальных условиях.[220]”

Сходство с этим мнением можно найти и воспоминаниях Д. Лихачева и А. Мясникова. Но стоит выделить отличительные элементы в этих стратегиях. Одной из важных черт модели поведения А. Мясникова может послужить погружение в эмоциональный мир искусства и культуры. Это связано в первую очередь с его эстетическими потребностями, которые не были удовлетворены реалиями советской жизни. Одним из главных его занятий стал собирание коллекции картин.

Лихачев же, пережив в своей молодости арест, а затем отбывание срока на Соловках, избрал вместе со стратегией занятием любимым делом стратегию религиозности. Но в данном случае это заключалось не столько в уходе в религию, сколько в понимании того, что Священное Писание и Церковь служат убежищами и средствами очищения и успокоения души. А это в условиях той эпохи являлось одной из главной экзистенциональной потребностью человека.

Другой важной потребностью человека, является потребность в гуманизме и гармонии. Это утверждение было сформулировано И. М. Дяконовым. Его деятельность подчинялась закону внутренней совести, которая ставит во главу угла уважение и гармоничное сосуществование с другими[221]. Все это нашло подтверждение в его взаимоотношениях с другими людьми.

Доминантой уважения к другим стала и жизнь Л. Копелева. В то время, когда политика власти, направленной на поиски внутреннего врага – разжигание межнациональной ненависти, развитию ксенофобных настроений, Копелев – активно противоборствовал этому, как внутренне, так и внешне[222].

Подводя итоги нашему исследованию в этой главе, стоит особым образом отметить тот факт, что, во-первых, жизненные стратегии каждой отобранной нами для анализа личности соответствовали основным особенностям характера, которые были нами исследованы в предыдущей главе.

Во-вторых, степень успешности той или иной жизненной стратегии не является обусловленной самой собой. Это означает тот факт, что для отдельного человека в определенных условиях одна стратегия будет успешна, а для другого эта самая модель поведения будет губительна. Это рассуждение относится в первую очередь к стратегиям отношений с государственной властью тоталитарного общества.

В-третьих, большинство выделенных нами стратегий способствуют сохранению в большей степени внутренней свободы нежели внешней. Это объясняет широкое использование стратегии внутренней эмиграции, которая в некотором отношении позволяет индивиду заниматься определенной исследовательской и научной деятельностью без высокой степени угрозы потери внешней свободы.

И, в-четвертых, нами было доказано, что свобода человека находится в прямой зависимости от его морально-нравственных ценностей и ориентиров. Это означает, что решение, принимаемое, исходя из этого утверждения, соответствует гораздо больше критериям выбора свободной личности, чем решения, которые находят себе оправдания условиями общественной парадигмы того или иного государства.

 


Заключение.

Исследование проблемы свободы является одной из центральных проблем в философской, социологической и психологической отраслях знания.

В данной работе была предпринята попытка осветить основные положения теоритической конструкции концепции свободной личности Эриха Фромма по отношению к исследованным биографиям. Высказанные этим исследователем мысли находят особое применение не только в условиях тоталитарного общества, которое является предельным выражением развития несвободного общества, но и в большей степени в условиях социальных и политических реалиях современного общества потребления.

В предпринятом нами исследовании был решен ряд задач, которые определялись характером цели данной работы – анализом жизненных стратегий “свободного человека” с позиции степени их успешности и применения. В следствие этого, решение поставленной цели и задач, определяют и характер структуры данной работы.

Были выявлены источники, которые наиболее полным образом способствовали анализу, как глубинных мотивов поведения, так и межличностных взаимоотношений, исследуемых исторических личностей. Данный метод позволяет проанализировать все аспекты деятельности, характера и поведения человека. В результате, работа с данными видами источников позволяет в высокой степени выявлять закономерности и взаимосвязи присущие деятельности и поступкам, исследуемых людей, для получения наиболее полной и достоверной картины их жизнедеятельности.

Данная концепция определяет свободную личность – как личность, чьи жизнь и труд не отчуждены от нее и способствуют ее самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию, и отвечают ее естественным интеллектуальным потребностям. Другими немаловажными критериями являются: продуктивный тип личности, направленный на активное производство, а не потребление; отсутствие рыночной ориентации - “товарного” позиционирования себя в качестве “вещи на продажу”; критические мышление и процесс познания свободный от догм, и находящийся в зависимости от личных потребностей любовь личности к самому себе; спонтанный характер деятельности – “cпонтанность”.

Таким образом, использовав документальные данные , полученные при работе с мемуарами, а также основные теоретические положения теории Э. Фромма, нами была выявлена высокая степень научной полезности аналитического потенциала его концепции свободной личности при анализе биографического материала.

Стоит сказать о том, что с помощью этой концепции также был прослежен весь путь развития феномена несвободы как таковой. Во-первых, на основание ретроспективного обзор основных исторических этапов развития европейской цивилизации были исследованы отличительные черты складывания нового типа “несвободного человека”, которые находились в прямой зависимости от тех социально-экономических изменений, которые происходили в данные периоды времени. Во-вторых, отличительной чертой этого “несвободного человека” стало обретение и дальнейшие развитие негативной свободы, и как следствие, формирование “механизмов бегства от свободы”. Проанализировав данные механизмы, мы сделали вывод о том, что они служат средствами замещения свободы посредством менее осознанных стремлений лишения человеческой личности этой самой свободы. Этого можно достичь с помощью механизмов авторитаризма, садизма, деструктивности, автоматизма или конформизма.

В результате использования определенных “механизмов бегства от свободы” в различны обществах формируются особые модели несвободных взаимоотношений. Одним из таких государств стал СССР во 2-й чет. XX в., в результате создания сталинского тоталитарного режима. Данное утверждение подтверждается соотнесением политических и социальных реалий советского общества 20-40 гг. с основными критериями, предложенными Ханной Арендт в своей концепции отличительных черт тоталитарного государства. В результате этого нами было подтверждено соответствие реалий советской жизни, исследуемого периода, с критериями, предложенными Х. Арендт, вследствие чего данный тип общества можно назвать несвободным.

В условиях данного несвободного общества, нам представляется необходимым наличие у свободной личности особых жизненных стратегий, изучения их особенностей, успешности применения, частоты использования и тд. и стало целью нашей работы. В результате этого мы пришли к следующим выводам:

1) Жизненные стратегии находятся в тесной связи с основными, отличительными чертами характера человека. Данное наблюдение позволяет сказать о том, что деятельность и творчество человека, которые в высокой степени коррелируется с основными потребностями человека, позволяют ему оставаться свободным в своей работе, жизни и творчестве.

2) Высокая степень зависимости жизненной стратегии от большого числа факторов, нежели от своей сущности. Данное утверждение означает то, что успешность той или иной стратегии обуславливается большим количествам факторов, которые в некотором количестве находились вне зависимости от самого человека. Это означает то, что выработка универсальной жизненной стратегии, которая бы гарантировала успех и выживание представляется сложной.

3) Жизненные стратегии способствуют сохранению типу внутренней свободы. Данный тип свободы, по нашему мнению, является основным признаком свободы человеческой личности, так как он активным образом способствует формированию жизненной философии и мировоззрения, а также влияет на процесс самопознания и познания окружающей действительности.

4) Высокая степень взаимосвязи свободы с морально-нравственными характеристиками человека. Жизненные стратегии, которые бы противоречили или опровергали основные нравственные ценности способны быть успешными, но они не являются стратегиями “свободного человека”.

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что определение степени свободы представляет собой достаточно сложную задачу. И не менее сложным является определение наличия самой этой свободы. По нашему мнению, стоит признать, что ее определение зависит от внутренней рефлексии того или иного человека, являющейся важнейшим показателем свободы индивидуума. В большей степени важен фактор того, что недостаток или угроза свободе должны осознаваться и анализироваться самим человеком. По-настоящему свободный человек должен понимать всю степень своей несвободы, так как, к сожалению, стоит признать, что крайне сложно было являться в прошедших социальных и политических реалиях, да и в нынешних реалиях тоже, полностью и абсолютно свободным.


 

Список литературы.

 

Источники.

1. Авторханов, А. Г. Мемуары / обл. А. В. Русака. / А.Г. Авторханов. - Frankfurt/M.: Посев, 1983. - 767 с.

2. Бажанов, Б.Г. Я был секретарем Сталина. / Б.Г. Бажанов. – М.: Алгоритм, 2014 г. – 304 с.

3. Григоренко, П.Г. В подполье встретишь только крыс. / П.Г. Григоренко. – М.: Алгоритм, 2014 г. – 320 с.

4. Дьяконов, И.М Книга воспоминаний. / И.М. Дьяконов. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 1995 г. – 766 с.

5. Копелев, Л.З. И сотворил себе кумира. / Л.З. Копелев. - Х.: Права людини, 2010 г. - 481 с.

6. Лихачев, Д. С. Воспоминания. / Д.С. Лихачев. - СПб. : Logos, 1995. - 519 с.

7. Мясников, А. Л. и Чазов Е. Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР. / А.Л. Мясников, Е. Чазов. – М.: Эксмо, 2011 г. – 448 с.

8. Тимофеев-Ресовский, Н.В. Воспоминания. / Н.В. Тимофеев-Ресовский. – М.: Вагриус, 2008 г. – 416 с.

 

Литература и историография.

 

9. 50/50: опыт словаря нового мышления./ под ред. Ю. Афанасьев и М. Ферро. - М., 1989. 674 с.

10. David-Fox, Michael. Memory, Archives, Politics: The Rise of Stalin in Avtorkhanov’s Technology of Power // Slavic Review. Vol. 54, Iss. 4 (Winter, 1995) – 1224 p.

11. Friedrich C J, Brzezinski K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. - Cambridge: Harvard University Press, 1956. – 346 p.

12. Robert Conquest. The Great Terror : A Reassesment. 40th Aniversary Edition. — NY : Oxford University Press, 2008. — 364 p.

13. Абеляр, П. История моих бедствий. / П. Абеляр. – М.: Азбука, 2015 – 288 с

14. Аврелий, Августин. Исповедь. / Августин Аврелий – М.: Даръ, 2013. – 560 с.

15. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности. / Т. Адорно. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.

16. Аксенов, Ю.А. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти. / Ю.А. Аксенов // ВИ КПСС. 1990. № 11. С. 30–42.

17. Алексеев, O.A. Философия свободы И.Г. Фихте и феномен несогласия. / О.А. Алекссев //Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа, 1992. - 214 с.

18. Антонов-Овсиенко, А.В. Театр Иосифа Сталина. / А.В. Антонов-Овсеенко. - М., 2000. – 382 с.

19. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма. / Х. Арендт. - М.: Центрком, 1996. – 672 с.

20. Аристотель. Метафизика. Пер. А. Кубицкого. / Аристотель – М. Эксмо, 2015. – 448 с.

21. Асмус, В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. / В.Ф. Асмус //Вопросы философии. 1995. -167 с.

22. Асмус, В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы. / В.Ф. Асмус //Асмус В.Ф. Избранные философские труды. -М.: МГУ, 1971. Т.Н. - 412с.;

23. Бабков, В. В., Саканян Е. С. Николай Тимофеев-Ресовский / Отв. ред. акад. Б. С. Соколов. / В.В. Бабков, Е.С. Саканян. —М.: Памятники исторической мысли, 2002. — 672 с.

24. Баталов, Э. Культ личности и общественное сознание. / Э. Баталов // Суровая драма народа. М, 1989. - С. 14–28.

25. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. -607с.

26. Берлин, И. Философия свободы. Европа. / И. Берлин. — М.: Новое литер. обозр., 2001. — 448 с.

27. Берлин, И. Философия свободы. Европа. / И. Берлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.

28. Бруштейн, А. Дорога уходит вдаль… В рассветный час. Весна. / А. Бруштейн. – М.: АСТ, 2013 – 864 с.

29. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. – 206 с.

30. Бэкон, Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. /Перевод З.Е. Александровой. Статья и примечания Ф.А. Коган-Бернштейн. Ответственный редактор Е.Л. Косминский. / Ф. Бэкон. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954 – 250 с.

31. Витевская, Т. В. «Новая религия» Э. Фромма. / Т.В. Витевская // Наука и религия, 1971, № 6. С.76-80.

32. Вольтер. Собрание сочинений. / пер. Илья Голенищев-Кутузов, Н. Дмитриев, А. Соколовский, Федор Сологуб, В. Засулич, М. П., Галченков, Ф. Полунин, М. Тимофеева, Н. Хмельницкая, П. Карабанов, Н. Остолопов, Ф. Павлова, Н. Гнедич. / Вольтер. – М. Книжный Клуб Книговек, 2015 – 1312 с.

33. Гефтер, М. Сталин умер вчера. / М. Гефтер // Иного не дано. М., 1989. – 514 с.

34. Гимпельсон, Е.Г. Начальный этап складывания административно-командной политической системы (1918–1920). / Е.Г. Гимпельсон // Формирование административно-командной системы. М., 1992. С. 34–55.

35. Гозман, Л., Эткинд А. Культ власти: структура тоталитарного сознания. / Л. Гозман, А. Эткинд // Осмыслить культ Сталина. – М., 1989. - С. 413.

36. Гордон, Л.А., Клопов Э.В. Что это было? / Л.А Гордон, Э.В. Клопов. - М., 1989. 432 с.

37. Гранин, Д. Зубр. / Д. Гранин. – СПб.: Лениздат, 2012 – 384 с.

38. Гуревич, П.С. Послесловие / Фромм Э. Бегство от свободы. / П.С. Гуревчи. - М.: Прогресс, 1990. - С. 248-267.

39. Гуревич, П.С. Видный мыслитель XX столетия // Фромм Э. Душа человека/ Сост. П.С. Гуревич. / П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1992. - С. 5-12.

40. Гуревич, П.С. Разрушительное в человеке как тайна./ Э.Фромм Анатомия человеческой деструктивности. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1994. - С. 3-14.

41. Гуревич, П.С. Философская антропология Э. Фромма // Философские науки., / П.С. Гуревич. – М.:1990. №8. - С. 85-87.

42. Гуревич, П.С. Человек в авантюре саморазвития // Фромм Э. Психоанализ и этика / Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит. / П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1993. - С. 5-16.

43. Дашевский, Г. О русском издании “Эйкхмана в Иерусалиме” Ханны Арендт. / Г. Дашевский // «Weekend». M., 2008. - № 38(84). - 47-56 С.

44. Декарт, Р. Сочинения. / Р. Декарт. – СПб. Наука. Ленинградское отделение, 2015. – 656 с.

45. Добреньков, В. И. Искания и заблуждения Э. Фромма. / В.И. Добреньков // Вступительная статья к работе « Иметь или быть ». М., 1986. – C. 5-28

46. Добреньков, В. И. Неофрейдизм в поисках истины (иллюзии и заблуждения Э. Фромма). / В.И. Добреньков. - М., 1974. – 144 с.

47. Добреньков, В. И. Критика неофрейдистской концепции Э. Фромма. / В.И. Добрентков. - М., 1972. – 48 с.

48. Дудаева, А. Миллион первый. / А. Дудаева. — Баку: «Абилов, Зейналов и сыновья», 2002. — 320 с.

49. Ерохов, И.А. Человеческое и политическое: Философия Ханны Арендт. / И.А. Ерохов // Политическое как проблема: очерки политической философии XX века / Под ред. Т.А. Алексеевой. М., "Идея-Пресс", 2009. - С. 72-92

50. Жуков, О.Н. Тайны Кремля: Сталин, Молотов, Берия, Маленков. / О.Н. Жуков. - М., 2000. – 356 с.

51. Замковой, В. И. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20–40-е гг.): Сб. ст. / В.И. Замковой М., 1999 – 427 с.

52. Замковой, В.И. Сталинизм: сталинская модель тоталитаризма. М., 1995; Сталин. Сталинизм. Советское общество: Сб. ст. к 70-летию д-ра ист. наук, проф. В.С. Лельчука. М., 2000; И.В. Сталин: Миф. Осмысление. Преодоление. М., 2003; Stalinism in the Soviet Union = Сталинизм в Советском Союзе. М., 2006.

53. Зевелев, А.И. Истоки сталинизма. / А.И. Зевелев. - М., 1990; История и сталинизм: Сб. ст. М., 1991

54. Земцов, Б.Н. Противоречие государственного политического устройства советской России. / Б.Н. Земоцв // Формирование административно-командной системы. С. 62–71.

55. Зурофф, Э. Послесловие к работе Банальность зла. / Э. Зурофф // Арендт X. “Банальность зла”. Эйхманн в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. – 601 с.

56. Илизаров, Б.С. Тайная жизнь Сталина: по материалам его библиотеки и архива. / Б.С. Илизаров. - М., 2003. – 436 с.

57. История и сталинизм / Сост. Мерцалов А. Н.— М.: Политиздат, 1991.— 448 с.

58. Камю, А. Творчество и свобода. / А. Камю. - М.: Радуга, 1990. - 602с.

59. Кассен, Б. Онтология и политика. Греция Ханны Арендт и Греция Хайдеггера. / Б. Кассен // Она же. Эффект софистики / Пер. с фр. А.Россиуса. М. / СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 120-136.

60. Коржихина, Т.П.Рождение АКСУ. / Т.П. Коржихина // Административно-командная система управления: проблемы и факты. С. 4–26.

61. Корнилов, В. Бурная и парадоксальная жизнь Льва Копелева. / В. Корнилов // Лехаим. – 2001. - № 9. – с. 73-89

62. Косич, И.В. Ханна Арендт. Философия и политика. / И.В. Косич // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1991. — № 6. — С. 79-92.

63. Кьеркегор, С. Страх и трепет. / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 384с.

64. Лацис, О. Сталин против Ленина. / О. Лацис // Осмыслить культ Сталина. – М., 1989. - С. 215–246.

65. Лившиц, М.С. Научный семинар по книге X. Арендт "Истоки тоталитаризма". / М.С. Лившиц // Социологический журнал. М., Институт социологии РАН, 1995. - № 4. - С. 224-231.

66. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1988. – 862 с.

67. Луков. В. А. Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы. / В.А. Луков. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина, 2011. — 116 с.

68. Магун, A.B. Понятие суждения в философии Ханны Арендт. / А.В. Магун // Вопросы философии. 1998. -№11.-С. 102-115.

69. Маликова, Ю.О. Проблема соотношения морали и политики в философии Ханны Арендт. / Ю.О. Маликова // Полис. М., 2003. - № 5. - С. 98-110.

70. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века — первой половины XV века: Сб. источников / сост. и пер. Н. В. Ревякина./ Дж. Манетти. - Новосибирск, 1975. – 163 с.

71. Маньковская, И.Л., Шарапов Ю.П. Культ личности и историко-партийная наука. / И.Л. Маньковская., Ю.П. Шарапов // № 5. С. 57–71.

72. Маркузе, Г. Одномерный человек. / Г. Маркузе. - М.: «Refl-book», 1994. — 368 с.

73. Маслов, Н.Н. «Краткий курс» – энциклопедия культа личности Сталина. / Н.Н. Маслов // ВИ КПСС. 1988. - № 11. - С. 51–67

74. Медведев, Р. «Кто сумасшедший?» — London : Macmillan, 1971. — 163 с.; Roy A. Medvedev. On Stalin and Stalinizm.- New York : Oxford University Press, 1979. — 205 p.

75. Мерцалов, А.Н. Сталинизм и освещение прошлого. / А.Н. Мерцалов // История и сталинизм. С. 382–447.

76. Мирандолла, Дж.. Девятьсот тезисов / пер. Н. Соколова, Н. Миронов, Д. Курдыбайло. / Дж. Мирандолла. – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010 – 264 с.

77. Мишкинине, Ю.Б. Политическая философия Ханны Арендт: Автореф. дис. канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1990. - 19 с.

78. Мотрошилова, Н.В. «Рождение и развитие философских идей». Историко-философские очерки и портреты. / Н.В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. - 464 c.

79. Мушинский, В.О. Ханна Арендт и ее главная книга. / В.О. Мушинский // Свобод, мысль. М., 1992.-№8.- С. 72-81.

80. Никулин, Н.Н. Воспоминания о войне. / Н.Н. Никулин – М.: АСТ, 2014 г. – 352 с.

81. Ницше, Ф. Малое собрание сочинений. / пер. Ю.Антоновский, В. Вейншток, А. Заболоцкая, Г. Рачинский, Е. Соколова. / Ф. Ницше. – М.: Азбука, 2013. – 1013 с.

82. Оккам У. Избранное. / У. Оккам – М. Леланд, 2015 – 232 с.

83. Орлова Р. Д. Мы жили в Москве 1956-1980. / Р. Д. Орлова – М.: Книга, 1990. - 448 с.

84. Платон. Диалоги / Под. ред. Р. Светлова (пер. В. Карпова). / Платон – М.: Азбука, 2015. - 448 с.

85. Попов, Г.К. Блеск и нищета административной системы. / Г.К. Попов М., 1990. – 375 с.

86. Поппер, К. Открытое общество и его враги (в 2 томах). / К. Поппер – М.: Культурная инициатива, 1992. – 976 с.

87. Праздникова, Г. З. Педагогические идеи Д. С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков / Г.З. Праздникова // Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 28-34.

88. Президиум ЦК КПСС, 1954–1964. М., 2004. Т. 1.

89. Режим личной власти Сталина: к истории формирования / ред. Кукушкин Е.С. - М., 1989. – 214 с.

90. Робинсон, М. А., Сазонова Л. И. Дмитрий Сергеевич Лихачев: Жизненный путь и научная судьба: К 100-летию со дня рождения // Славянский альманах, 2006 / Редколл.: Т. Вендина, К. Никифоров, М. Робинсон, В. Хорев, А. Шемякин. / М.А. Робиносон, Л.И. Сазонова. — М.: Индрик, 2007. — 496 с

91. Роттердамский, Э. Похвала глупости / пер. П. Губер. / Э. Роттердамский. – М. Государственное издательство художественной литературы, 1960 – 168 с.

92. Руссо, Ж-Ж. Юлия, или новая Элоиза. / Ж-Ж. Руссо. – М.: Художественная литература, 1968 - 776 с.

93. Руткевич, А. М. «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма. / А.М Руткевич //Вопросы философии, 1991, № 9. С. 56-69.

94. Седов, Л.И. Жрец и жнец: к вопросу о корнях культа Вождя. / Л.И. Седов // Осмыслить культ Сталина. – М.:С. 429–470

95. Семенова Р.У. Ханна Арендт о политической власти и насилии. / Р.У. Семенова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Тюмень, 2006. - № 4. - С. 62-68.

96. Сикорский, В. Ф. Э. Фромм о роли социального характера. / В.Ф. Сикорский // Социально-политический журнал. 1994. - №7-8. - С. 126-134.

97. Сикорский, В.Ф. Э. Фромм о роли социального характера. / В.Ф. Сикорский // Социально-политический журнал. 1994. - №9-10. — С. 190-198.

98. Симония, Н.А.Что мы построили. / Н.А. Симония. - М.: Прогресс, 1991. – 317 с.

99. Сморгунова, В.Ю. Ханна Арендт и проблема истины политического знания. / В.Ю. Сморгунова // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб., 1996. - С. 43-48.

100. Спиноза, Б. Этика / пер. Н. Иванцов. / Б. Спионоза. – М.: Академический Проект, 2008 – 336 с.

101. Талмон, Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. / Дж. Талмон — М.: ИНИОН, 1993. — 347 с.

102. Телятникова, Э.М. Предисловие / Фромм Э. Искусство любви. М.: Знание, 1990. - С. 5-9.;

103. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э.Фромма. / Э.М. Телятникова // Социологические исследования. 1992. - №6 - С.113-120.

104. Троцкий, Л.Д. Сталинизм и большевизм. / Л.Д. Троцкий // Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев). № 58–59.

105. Трукан, Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917–1929 гг. / Г.А. Трукан. - М., 1994; Романовский Н.В. Лики сталинизма. М., 1995

106. Фома Аквинский. Сочинения / Thomas Aquinas: Opera. – М. Леланд, 2015. – 242 с.;

107. Фромм, Э. Здоровое общество. / Э. Фромм – М.: АСТ, 2006. – 483 с.

108. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм – М.: АСТ, 2014 г. – 624 с.

109. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. / Э. Фромм —М.: ACT, 2006. — 571 с.

110. Фурман, Д. Сталин и мы с религиоведческой точки зрения // Осмыслить культ Сталина. М., 1989. – 600 с.

111. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. / Ю. Хабермас. — Москва: Academia, 1995. — 245 с.

112. Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству. / Ф.А. Хайек — М.: Новое издательство, 2005. — 264 с.

113. Харитонов, М. Человек, ушедший в историю / М. Хартонов // Лехаим. – 2005. - № 4. – с. 43-53

114. Хейфец, М.Р. Ханна Арендт. Условия бытия человека на Земле. / М.Р. Хейфрец - М.; Иерусалим: ДААТ/Знание, 2006. - 198 с.

115. Хейфец, М.Р. Ханна Арендт судит XX век. / М.Р. Хейфрец. - М.; Иерусалим: ДААТ/Знание, 2003. - 275 с.

116. Ципко, А. С. Истоки сталинизма / А.С. Ципко // Вождь, хозяин, диктатор. – М: Наука и жизнь, 1988. - 671 c.

117. Шварцмаи, К. А. Гуманистическая этика Э. Фромма / К.А. Шварцман //Вопросы философии, 1971, № 6. С. 55-61.

118. Шноль, С. Э. Н. В. Тимофеев-Ресовский / С.Э. Шноль // Герои и злодеи российской науки. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. С. 103—126 c.

119. Шопэнгауер, А. Собрание сочинений в 6 тт. / А. Шопэнгауер. – М.: Республика, 2011. - 2896 с.

120. Щецинов, Ю.А. Режим личной власти Сталина – к истории формирования / Ю.А. Щецинов // Режим личной власти Сталина. – М.: Прогресс, 1988. - С. 9–98.

 

 


[1] Данное утверждение следует из того, что философия является отдельной категорией знания наряду с такими его разделами, как искусство и наука.

[2] Платон. Диалоги / Под. ред. Р. Светлова (пер. В. Карпова). – М.: Азбука, 2015. - 448 с.; Аристотель. Метафизика. Пер. А. Кубицкого. – М. Эксмо, 2015. – 448 с.; Лосев А. История античной эстетики. – М.: Искусство, 1988. – 862 с.

[3] Аврелий Августин. Исповедь. – М.: Даръ, 2013. – 560 с.; Фома Аквинский. Сочинения / Thomas Aquinas: Opera. – М. Леланд, 2015. – 242 с.; Оккам У. Избранное. – М. Леланд, 2015 – 232 с.; Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Азбука, 2015 – 288 с

[4]Мирандолла Дж.. Девятьсот тезисов / пер. Н. Соколова, Н. Миронов, Д. Курдыбайло. – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010 – 264 с.; Роттердамский Э. Похвала глупости / пер. П. Губер. – М. Государственное издательство художественной литературы, 1960 – 168 с.; Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века — первой половины XV века: Сб. источников / сост. и пер. Н. В. Ревякина. Новосибирск, 1975. – 163 с.

[5]Декарт Р. Сочинения. – СПб. Наука. Ленинградское отделение, 2015. – 656 с.; Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. /Перевод З.Е. Александровой. Статья и примечания Ф.А. Коган-Бернштейн. Ответственный редактор Е.Л. Косминский. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954 – 250 с.; Спиноза Б. Этика / пер. Н. Иванцов. – М.: Академический Проект, 2008 – 336 с.; Вольтер. Собрание сочинений. / пер. Илья Голенищев-Кутузов, Н. Дмитриев, А. Соколовский, Федор Сологуб, В. Засулич, М. П., Галченков, Ф. Полунин, М. Тимофеева, Н. Хмельницкая, П. Карабанов, Н. Остолопов, Ф. Павлова, Н. Гнедич. – М. Книжный Клуб Книговек, 2015 – 1312 с.; Руссо Ж-Ж. Юлия, или новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968 - 776 с.

[6]Ницше Ф. Малое собрание сочинений. / пер. Ю.Антоновский, В. Вейншток, А. Заболоцкая, Г. Рачинский, Е. Соколова. – М.: Азбука, 2013. – 1013 с.; Шопэнгауер А. Собрание сочинений в 6 тт. – М.: Республика, 2011. - 2896 с.; Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602с.; Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 384с.; Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607с.

[7] Адорно Т. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.

[8] Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «Refl-book», 1994. — 368 с.

[9] Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — Москва: Academia, 1995. — 245 с

[10] Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.

[11] Алексеев O.A. Философия свободы И.Г. Фихте и феномен несогласия //Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа, 1992. - 214 с.; Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля//Вопросы философии. 1995. -167 с.; Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы//Асмус В.Ф. Избранные философские труды. -М.: МГУ, 1971. Т.Н. – 412 с.; Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. – 206 с.; Мотрошилова Н.В. «Рождение и развитие философских идей». Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. - 464 c.

[12] Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева под ред. С.М. Пчеляной. –М: РГГУ, 2004. – с. 634

[13] Там же С. 635.

[14] Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка/Пер. с англ. – М: Издательство «Весь Мир», 2000. – 50 с.

[15] Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева под ред. С.М. Пчеляной. –М: РГГУ, 2004. - 634 c.

[16] Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка/Пер. с англ. – М: Издательство «Весь Мир», 2000. – с. 53

[17] Источниковедение новейшей истории России: Теория, методология и практика / под общей ред. А.К. Соколова. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2004 – с. 269

[18] Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева под ред. С.М. Пчеляной. –М: РГГУ, 2004. – с. 635

[19] Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева под ред. С.М. Пчеляной. –М: РГГУ, 2004. – с. 637

[20] Медведев Р. «Кто сумасшедший?» — London : Macmillan, 1971. — 163 с.; Roy A. Medvedev. On Stalin and Stalinizm.- New York : Oxford University Press, 1979. — 205 p

[21]Дудаева А. Миллион первый. — Баку: «Абилов, Зейналов и сыновья», 2002. — 320 с.

[22] Robert Conquest. The Great Terror : A Reassesment. 40th Aniversary Edition. — NY : Oxford University Press, 2008. — с.

[23] David-Fox, Michael. Memory, Archives, Politics: The Rise of Stalin in Avtorkhanov’s Technology of Power // Slavic Review. Vol. 54, Iss. 4 (Winter, 1995) – 1224 p.

[24] Гранин.Д. Зубр. – СПб.: Лениздат, 2012 – 384 с.

[25] Бабков В. В., Саканян Е. С. Николай Тимофеев-Ресовский / Отв. ред. акад. Б. С. Соколов. —М.: Памятники исторической мысли, 2002. — 672 с

[26] Шноль С. Э. Н. В. Тимофеев-Ресовский // Герои и злодеи российской науки. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. С. 103—126.

[27] Орлова Р. Мы жили в Москве 1956-1980. – М.: Книга, 1990. - 448 с.

[28] Варлам Шаламов [Электронный ресурс]. URL: http://shalamov.ru/library/24/28.html

[29] Корнилов. В. Бурная и парадоксальная жизнь Льва Копелева // Лехаим. – 2001. - № 9. – с. 73-89

[30] Харитонов М. Человек, ушедший в историю // Лехаим. – 2005. - № 4. – с. 43-53

[31] Levi Street. Избранные публикации // VITARIUM: лица, характеры, судьбы. Петр Григоренко. Москва, 2013. URL: http://levi.ru/guests/guests.php?id_catalog=20&id_position=666

[32] Levi Street. Избранные публикации // VITARIUM: лица, характеры, судьбы. Петр Григоренко. Москва, 2013. URL: http://levi.ru/article.php?id_catalog=52

[33] Levi Street. Избранные публикации // VITARIUM: лица, характеры, судьбы. Петр Григоренко. Москва, 2013. URL: http://levi.ru/article.php?id_catalog=50&id_position=655

[34] Бруштейн А. Дорога уходит вдаль… В рассветный час. Весна. – М.:АСТ, 2013 – 864 с.

[35] Никулин Н.Н. Воспоминания о войне. – М.: АСТ, 2014 г. – 352 с.

[36]Луков. В. Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина, 2011. — 116 с.

[37] Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Дмитрий Сергеевич Лихачев: Жизненный путь и научная судьба: К 100-летию со дня рождения // Славянский альманах, 2006 / Редколл.: Т. Вендина, К. Никифоров, М. Робинсон, В. Хорев, А. Шемякин. — М.: Индрик, 2007. — 496 с

[38] Праздникова Г. З. Педагогические идеи Д. С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков // Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 28-34.

[39] См.: Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 1989; Аксенов Ю.А. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // ВИ КПСС. 1990. № 11. С. 30–42; Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990; История и сталинизм: Сб. ст. М., 1991; Замковой В.И. Сталинизм: сталинская модель тоталитаризма. М., 1995; Сталин. Сталинизм. Советское общество: Сб. ст. к 70-летию д-ра ист. наук, проф. В.С. Лельчука. М., 2000; И.В. Сталин: Миф. Осмысление. Преодоление. М., 2003; Stalinism in the Soviet Union = Сталинизм в Советском Союзе. М., 2006.

[40] См.: Административно-командная система управления: проблемы и факты: Межвуз. сб. науч. работ. М., 1992; Россия в XX веке: историкимираспорят: Сб. ст. М., 1994; Мир власти: традиция, символ, миф: Материалы рос. науч. конф. молодых исследователей, 17–19 апр. 1997 г. М., 1997; Россия: государство, общество, личность: Материалы межвуз. науч. конф. М., 1997;КудаидетРоссия? Власть, общество, личность: Междунар. симп., 17–18 янв. 2000 г. М., 2000;Ктоикудастремится вести Россию: акторы макро-, мезо- и микроуровней соврем. трансформац. процесса: междунар. симп., 19–20 янв. 2001 г. М., 2001;Ро



2016-09-17 411 Обсуждений (0)
Стратегии выработки мировоззрения и процесса познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегии выработки мировоззрения и процесса познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)