Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



2016-09-17 710 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Совершенно очевидно, что экономика как хозяйство вклю­чает в себя производство товаров и услуг, осуществляющееся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе. Не вызывает сомнения, что торговля, т. е. сфера обмена, со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами, является частью экономики общества. Естест­венным образом и сфера денежного обращения с многочислен­ными банками и обменными пунктами рассматривается всеми как экономическая сфера деятельности общества. Нетрудно так­же понять, что государство занимается экономической деятель­ностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внед­ряясь тем самым в сферу распределения доходов. Однако школь­ники далеко не всегда понимают, что и они сами, выступая как потребители товаров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли. Следует иметь в виду, что потребление — это сфера экономики, не менее важная, чем производство, обмен и распределение. Потребитель, выходя на рынок, «голосует» долларом, рублем, маркой или ие­ной за тот или иной товар, подсказывая производителю, что именно данный товар и нужно производить. И зачем были бы нужны производство и торговля, если бы не было потребления?

Кроме того, выступая в роли потребителей, даже самые ма­ленькие дети вынуждены иногда принимать очень серьезные экономические решения. Предложите ученикам вспомнить, в каком возрасте они были, когда родители вручили им первую в их жизни и очень небольшую сумму денег, сказав при этом: «Купи себе, что захочешь». А хотелось и мороженого, и конфет, и жевательной резинки, и пепси-колы. Но денег не хватало, чтобы купить все это; купить можно было что-то одно, и ребен­ку приходилось совершать мучительный выбор в условиях огра­ниченности денежных ресурсов.

Таким образом, каждый человек постоянно сталкивается с основной экономической проблемой — проблемой выбора в условиях ограниченных ресурсов, которая является централь­ным моментом первой темы курса.

2.Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки. Экономическая теория — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Обратите внимание учащихся на то, что в процессе обучения понимание экономики как науки будет углублено, а следовательно, может быть конкретизировано и определение экономической теории.

3. Экономическое исследование может осуществляться на двух уровнях анализа — микроэкономическом и макроэкономи­ческом.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономически­ми единицами. Она изучает следующие проблемы:

— как отдельный потребитель принимает решение о покуп­ке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоря­жении ограниченное количество денег;

— каким образом отдельная фирма принимает хозяйствен­ные решения (например, решение о количестве покупае­мых факторов производства или об объеме выпускаемой продукции);

— что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках (например, на рынке телевизоров или на рынке соленых огурцов);

— каким образом функционируют рынки факторов произ­водства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.

Макроэкономический анализ предполагает изучение эконо­мики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции. Разумеется, обеспечение стабильного экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей тре­буют выработки определенной экономической политики. Ана­лиз такой политики также входит в круг проблем, изучаемых макроэкономикой. В отличие от уровня микроэкономического анализа здесь важным экономическим агентом является государ­ство, основная функция которого и заключается в осуществлении стабилизационной макроэкономической политики.

 

ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

 

1. Почему специализация приводит к повышению произво­дительности труда?

Ответ на этот вопрос содержится в учебнике и обычно не вызывает затруднений у школьников. Следующие вопросы по­требуют от них уже творческого мышления.

 

2. Какие другие факторы — помимо специализации — при­водят к росту производительности труда?

а) Среди основных факторов, определяющих производи­тельность, следует назвать образование и профессиональную подготовку работников. Образованные и квалифицированные работники эффективнее выполняют производственные задачи, чем необученный персонал.

б) Усовершенствование машин и оборудования, улучшение их качества и увеличение количества в расчете на одного работни­ка нередко рассматриваются как главный путь повышения произ­водительности. Для усиления эффекта предложите учащимся от­ветить на следующий вопрос. Один и тот же рабочий может вырыть яму размером 1 м3, используя экскаватор, лопату или собст­венные руки. Сколько таких ям за 1 час рабочего времени сможет вырыть наш рабочий в каждом из трех случаев? Другими слова­ми, в каком случае производительность труда нашего рабочего будет выше? Очевидно, что использование лопаты будет более производительным, чем рытье ямы руками, а экскаватор позво­лит увеличить производительность на несколько порядков.

в) Новые технологии, т.е. изменения в производстве, вы­званные применением новых производственных методов, могут использоваться предпринимателями для повышения производи­тельности. Например, появление новых видов металлов и двига­телей, работающих безопасно при высоких температурах, стало тем новшеством, которое позволило развить авиационную про­мышленность. Чем выше температура, которую может выдер­жать двигатель, тем больше мощность, которую он способен развить. Тогда самолет может лететь быстрее или с той же ско­ростью, но с меньшим расходом топлива.

г) Эффективность организации производственного процес­са и управления им. В производственном процессе управляющие (менеджеры) отвечают за покупку того или иного оборудования, за наем и обучение работников, за стимулирование их труда, за внедрение новых технологий. От того, насколько хорошо они это делают, также зависит производительность. Генри Форд, например, ввел сборочную линию, которая передвигала по кон­вейерной цепи автомобиль к рабочему. Этот новый метод орга­низации производственного процесса стал революцией в деле повышения производительности.

 

3. Решите задачу на расчет производительности труда.

В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?

Решение.

а) Каково общее количество человеко-часов, отработанных за день?

8 ч • 10 чел. = 80 чел.-ч в день.

б) Производительность труда = ------ = 10.

Следовательно, за 1 час рабочего времени каждым работни­ком в среднем выпекается по 10 буханок хлеба. Такова произво­дительность труда в данной хлебопекарне.

 

4. Существуют ли у специализации как экономического яв­ления какие-либо недостатки, или она является исключительно положительным явлением?

Несмотря на все преимущества, специализация влечет за со­бой и некоторые негативные последствия как для каждого от­дельного работника, специализирующегося на выполнении оп­ределенной операции, так и для экономики в целом вследствие специализации хозяйственных организаций.

Последнее связано с тем, что специализация ведет к всеоб­щей взаимозависимости производителей: чем меньше каждый из нас производит лично для себя, тем больше мы зависим от производства, осуществляемого другими. Поэтому разрыв в од­ном звене единой технологической цепочки может привести к негативным последствиям для всей экономики. Например, дли­тельная забастовка шахтеров — даже при наличии альтернатив­ных источников топлива и энергии — приведет к недопроиз­водству различных товаров и услуг. Показательным примером является развал Советского Союза. Многие существовавшие годами хозяйственные связи между республиками были разру­шены, что явилось одной из причин серьезного экономическо­го кризиса, возникшего в России и так называемых странах ближнего зарубежья. Но несмотря на эти внутренне присущие ей недостатки специализация на макроуровне была и остается по сей день важнейшей формой реализации общественного производства.

Более сложной оказывается оценка специализации на мик­роуровне, т. е. в рамках функционирования отдельного пред­приятия. С того момента, как величайший английский эконо­мист Адам Смит (1723—1790) описал преимущества узкоспециа­лизированного труда в процессе повышения производительно­сти, прошло много десятилетий и данная теория не подвергалась сомнению. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах XX столетия возник принципиально новый взгляд на роль специализации в производственном процессе предприятия. Формирование но­вых теорий связано с тем, что сейчас завершается эра так назы­ваемого технократического общества.

Для технократического управления трудом в индустриальном обществе, порожденного особенностями крупного машинного производства, свойственно максимальное разделение труда, же­сткая регламентация его условий, отделение труда исполнитель­ского от организаторского.

Падение заинтересованности работников в труде вследствие его технократической организации явилось одной из важней­ших причин замедления экономического роста и производи­тельности труда в ведущих капиталистических странах в 70-х и начале 80-х годов. Поэтому предприниматели и управляющие серьезно отнеслись к проблеме «отчужденности труда» как при­чине снижения эффективности, высокой текучести кадров, не­достаточной лояльности персонала и т.д., став на путь радикаль­ного преодоления «технократической отчужденности». В 80-х годах они выступили с инициативами установления прямого взаимодействия со своими работниками на основе новых (ин­новационных) принципов (в Японии этот процесс начался не­сколько раньше — еще в 70-е годы).

Что традиционно отличало практику технократического управления работниками? Во-первых, труд большинства рабо­чих и служащих, являясь преимущественно узкоспециализиро­ванным, не требовал основательной универсальной подготовки. Связи между отдельными работниками были изначально предо­пределены технологическим процессом, направлены на поддер­жание устойчивости и стабильности производства, жестко рег­ламентированы администрацией. Во-вторых, в условиях отделе­ния исполнительского труда от организаторского самостоятель­ность широкого круга работников в установлении, поддержа­нии и развитии коммуникаций была существенно ограничена. В-третьих, эти коммуникации осуществлялись под пристальным контролем и при посредничестве менеджеров.

Сегодня эффективность хозяйствования все более зависит от наличия гибких, подвижных взаимосвязей в организационной структуре, тесных контактов работников в процессе труда. В результате внедрения коммуникаций в электротехнической ком­пании Мицубиси Энки производительность труда возросла на 50%, существенно снизился брак.

Специализация работников по определенным операциям и видам деятельности приводит к монотонности и однообразию труда. Как решается эта проблема в Японии?

Формирование универсального работника, что является стратегическим принципом кадровой политики в Японии, осу­ществляется путем организации системы ротации, т. е. целена­правленного перемещения работника с одного рабочего места на другое в рамках фирмы. В компаниях группы Мицубиси пол­ный цикл ротации состоит из смены работником трех рабочих мест в течение первых 14 лет работы, причем переход работника на новое место производится регулярно через каждые 4-5 лет. Перевод работника на новые рабочие места может происходить и в течение последующей трудовой жизни, однако уже не с той регулярностью.

Один раз в два года работник должен подавать руководству докладную с изложением его собственных представлений о даль­нейшей работе. По этой докладной генеральный директор, ку­рирующий соответствующее подразделение, обязан провести с ним собеседование, отчет о котором направляется в отдел кад­ров. Когда возникает необходимость в тех или иных производ­ственных перемещениях работника, такая информация макси­мально учитывается.

Расширение профессионального профиля, повышение ква­лификации методом ротации помогают в известных пределах смяг­чить рутинность, монотонность специализированного труда.

 



2016-09-17 710 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)