Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ТРУДА



2016-09-17 893 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ТРУДА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Во втором разделе было рассмотрено, как функциониру­ют рынки товаров и услуг. На этих рынках покупателями высту­пают потребители готовой продукции, т.е. домашние хозяйства. Именно они формируют спрос на товары и услуги. В качестве продавцов, формирующих предложение, выступают фирмы.

Однако для производства любого товара или услуги фирма должна приобрести производственные ресурсы, в том числе и труд, собственниками и поставщиками которых, прямо или косвенно, являются домашние хозяйства. Таким образом, пер­вая особенность рынка труда состоит в том, что здесь продавцы и покупатели меняются местами.

Покупателями нарынке трудаявляются фирмы. Именно они предъявляют спрос на услуги труда. Между ними существует конкуренция за высококвалифицированные кадры.

Продавцами нарынке трудавыступают домашние хозяйства, т.е. люди, желающие продать услуги своего труда. Они форми­руют предложение на рынке труда. Между ними существует конкуренция за более выгодные условия продажи услуг своего труда.

Таким образом, рынок труда представляет собой как бы зер­кальное отражение рынка товаров и услуг, и с этим обстоятель­ством связаны многие особенности его функционирования и основные сложности при его изучении.

 

2. Что продается на рынке труда?

Обычно в литературе пишут о том, что на данном рынке продается и покупается такой экономический ресурс, как труд. Однако более корректным является утверждение о том, что на данном рынке продаются и покупаются услуги труда.Чтобы разъяснить это, приведите аналогию с рынком земли как другим экономическим ресурсом. Когда владелец земельного участка продает этот участок кому-либо, т.е. передает свое право собст­венности другому лицу, то речь идет о продаже земли. Если же владелец участка лишь сдает его на время в аренду другому лицу, то речь идет о продаже услуг земли.

Когда экономисты говорят о спросе и предложении труда, они, как правило, имеют в виду спрос и предложение услуг труда, так как сам труд продан быть не может: он является собственностью самого работника.

3. Что является ценой услуг труда?

Ценой услуг труда является ставка заработной платы, т. е. заработная плата работников за 1 час отработанного времени. Можно также рассматривать зарплату за 1 день или 1 неделю. Тогда количество услуг труда, используемое фирмой, будет из­меряться в человеко-часах, человеко-днях, человеко-неделях.

 

4. Обратите внимание на то, что рынки услуг труда,точно так же как и рынки готовой продукции, могут различаться по степени конкурентности:здесь существуют и достаточно конку­рентные рынки и рынки с сильной монопольной властью. К последним относятся рынки труда с сильным профсоюзным движением. Им будет посвящена следующая тема. В рамках дан­ной темы мы будем говорить о рынке труда, функционирующем в условиях совершенной конкуренции. Это важно иметь в виду, потому что для других типов рынка труда — например, для монопсонии — многие из утверждений, законов и моделей, рас­сматривающихся в теме 7, оказываются просто неверными. Пре­жде чем перейти к перечислению характеристик рынка совер­шенной конкуренции, скажем несколько слов о монопсонии.

 

5. На некоторых отраслевых и географических рынках труда отдельные фирмы — покупатели услуг труда — обладают монопсонической властью, т.е. они могут повлиять на цену услуг труда. «Монопсония»в переводе с древнегреческого означает «один покупатель». Чистая монопсония чаще всего встречается при рассмотрении рынка труда в географическом разрезе. Пред­ставьте себе небольшой городок, в котором есть один-единст­венный крупный завод. Понятно, что подавляющее число горо­жан будут вынуждены работать на этом заводе. Понятно также, что руководство завода воспользуется этим и будет нанимать работников по более низкой ставке заработной платы, чем та, которая сложилась бы, если бы у завода-гиганта в этом городе были конкуренты — другие крупные и средние предприятия или более развитая сфера услуг. Власть монопсониста над уста­новлением заработной платы была бы меньше и в том случае, если бы жители городка имели возможность свободного переез­да в другой город, т. е. не были бы связаны с одним местом жительства паспортным режимом или жилищной проблемой.

6. Совершенно конкурентным рынком трудаявляется рынок, на котором выполняются следующие условия.

а) Большое количество покупателей услуг труда (фирм) конкурируют между собой при покупке труда определенного качества, который предлагается к продаже множеством конкури­рующих между собой продавцов услуг труда (наемных работни­ков).

б) Каждая фирма — наниматель труда — потребляет только небольшую часть от имеющегося объема предложения труда. Следовательно, ни одна из фирм не может потребить слишком большую часть предлагаемых на рынке услуг труда и посредст­вом этого повлиять на цену труда.

в) Каждый продавец услуг труда продает очень маленькую часть общего объема предложения труда и не может ощутимо влиять на цену услуг труда.

г) Продавцы услуг труда могут свободно войти на любой рынок и также свободно покинуть его. Это означает, что при совершенной конкуренции трудовые ресурсы абсолютно мобильны: работники могут переезжать из одного города в другой и устраиваться там на работу без всяких проблем (в том числе и бытовых); работники могут также менять сферу своей деятель­ности.

 



2016-09-17 893 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ТРУДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ТРУДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)