Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ



2016-09-17 1256 Обсуждений (0)
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Предложение товара изображается графически в виде кривой, отражающей отношение между ценой и количеством товара, которое производители при прочих равных условиях и за опре­деленный период времени изъявляют готовность продать. Закон предложения гласит: повышение цены на товар влечет за собой рост величины предложения этого товара, и, наоборот, понижение цены приводит к сокращению величины предложения товара.

Помимо цен, существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы хотят реализовать. К ним относятся: цены на производственные ресурсы (рабочую силу, сырье, машины и оборудование), необходимые для производ­ства товара; технология — методы производства товаров и ус­луг; налоги и субсидии государства; число продавцов на рынке; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведе­ны с помощью тех же самых ресурсов; ожидаемые в будущем изменения цен на данный товар. Кривая предложения фирмы основывается на предельных издержках производства. Поэтому уменьшение цен на ресурсы, совершенствование технологии, снижение налогов или увеличение субсидий, улучшение качест­ва применяемых ресурсов приводят к снижению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара, так как при сохранении той же самой цены на рынке производство становится более прибыльным. Это, в свою оче­редь, привлечет в данную отрасль больше продавцов. Большее количество продавцов еще значительнее увеличит рыночное предложение. Если производители ожидают роста цен на свой товар в будущем, то они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам, и это сократит предложение. Сокращение предложения изображается графиче­ски путем сдвига кривой предложения влево (см. рис. 2-6). Увеличение предложения, напротив, выражается в перемеще­нии кривой предложения вправо (см. рис. 2-7).

Эластичность предложения — мера чувствительности измене­ния количества предлагаемого продавцами товара к изменению цены на этот товар или других, неценовых факторов предложе­ния. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результа­те однопроцентного изменения его цены. Ценовая эластичность предложения — величина положительная (т. е. больше нуля), так как при увеличении цены объем предложения тоже возрастает, и наоборот. Однако эластичность предложения по отношению к ценам на используемые в производстве ресурсы (сырье, материа­лы, оборудование, труд) является отрицательной величиной (т.е. меньше нуля), так как рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и приводит к сокращению предложения.

 

 

КАК РАБОТАЕТ РЫНОК.

Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, сов­падает с количеством товара, которое продавцы готовы предло­жить к продаже.

Графически рыночное равно­весие отображается точкой пере­сечения кривых спроса и пред­ложения (рис. 2-12), где Р* — рав­новесная цена и Q* — равновес­ное количество блага. Этот гра­фик иногда называют «ножница­ми Маршалла» в честь А. Мар­шалла, который обобщил и сис­тематизировал различные иссле­дования своих предшественни­ков, касающиеся спроса, предло­жения и ценообразования, соз­дал на их основе единую теорию, использовав при этом графи­ческий метод анализа. Графи­чески процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение.

 

Альфред Маршалл родился в Лондоне в 1842 году. Его отец служил кассиром в Банке Англии и мечтал отправить сына в Оксфорд для изучения классической литературы и теологии. Однако самого Альфреда с детства привлекала математика, и он при помощи дяди тайно бежит в Кембридж, где в 1865 году на студенческом конкурсе по математике занимает второе место. В области экономики Маршалл начал работу в 1867 году, в 25-летнем возрасте, и эта наука полностью поглотила его. В 1890 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Прин­ципы экономики».

Одно время было в моде считать Альфреда Маршалла уста­ревшим теоретиком викторианской эпохи. И все же мало кто из теоретиков оказал столь же сильное влияние на образ мышления экономистов, как Маршалл. Вся современная теория в большой степени исходит из разработанных им идей.

Если до Маршалла математика не так уж часто применялась в экономических исследованиях, то теперь практически ни одна книга или статья по экономической теории не обходится без математических формул. При этом сам Маршалл, великолепно владея математическим аппаратом, всегда старался «перевести» используемые им математические формулы на обычный язык, справедливо полагая, что чисто математическое изложение не в состоянии отразить сложности, вытекающие из исторических и социологических элементов. Маршалл также развил графиче­ский метод анализа. Хотя другие экономисты уже применяли графики, именно Маршалл сделал их мощным орудием эконо­мического анализа.

В основе закона спроса у Маршалла лежит закон убываю­щей предельной полезности, в соответствии с которым увели­чение количества потребляемого блага понижает полезность каждой следующей из потребляемых единиц данного блага. От­сюда и построение кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. На основе закона убывающей предельной полезности Маршалл построил свою концепцию потребительского из­лишка.

Анализируя понятие спроса, Альфред Маршалл сделал боль­шой вклад в развитие экономической науки — он ввел понятие эластичности спроса (намек на идею эластичности содержался еще в работах Курно). Маршалл представил зависимость между малымизменением цены и обусловленным им малымизменени­ем величины спроса. Таким образом, это было лишь понятие точечной эластичности, но в нем были заключены и все другие типы эластичностей. Проблему эластичности Маршалл иллюстрировал путем сравнения потребностей лиц среднего класса и богачей. Потребности последних, по мнению Маршалла, неэла­стичны, т.е. спрос не имеет тенденции реагировать на измене­ние цены. Напротив, спрос лиц среднего класса определенно реагирует на изменения цен на товары, которые они рассматри­вают как предметы роскоши. Рабочий класс, как считал Мар­шалл, потребляет лишь необходимые товары, и его спрос на них неэластичен.

Следует обязательно подчеркнуть, что теория спроса и пред­ложения, а также рыночного равновесия, разработанная Мар­шаллом, применима лишь к рынку совершенной конкуренции. В этом состоит и ее ограниченность: А. Маршалл фактически игнорировал проблему монополии.

 

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ.

 

. В процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары. У народов средней полосы основным орудием обмена был домашний скот. В Древней Руси даже появившиеся металлические деньги долгое время носили название «скот». У северных народов, например у чукчей, в качестве денег использо­вались меха, а у южных народов (Индия, Китай, Филиппины, американские индейцы, восточное побережье Африки) — рако­вины. На Япе, небольшом острове в Тихом океане, традицион­ным средством обращения были огромные каменные колеса до 12 футов в диаметре. Эти камни имели отверстие посередине, так что их можно было переносить на шестах и использовать при совершении сделок. Конечно, огромные каменные колеса — не самая удобная форма денег. Эти камни были довольно тяжелы, и их новому владельцу стоило значительных усилий доставить свои деньги домой после совершения торговой сделки.

Как видите, далеко не каждый товар может быть удобным для использования в качестве денег. Каменным колесам с острова Яп не хватало, например, такого свойства, как портативность. Оче­видно, что товар, выполняющий функции денег в экономике, должен легко перемещаться в пространстве. Недостатками обла­дали и другие перечисленные выше виды денег. Меха, например, не являются долговечными — с течением времени они портятся. Еще менее долговечным является скот. Представьте, вы обменяли 10 мешков отборного зерна на корову, привели ее домой, а она сдохла. Это обидно. К тому же корова не обладает свойством делимости. Предположим, у вас нет десяти мешков пшеницы, а есть только 5 лишних мешков, которые вы хотите продать. Но не согласитесь же вы обменять эти мешки на половину коровы!

Не случайно поэтому в качестве денег стали постепенно вы­ступать различные металлы, а вскоре эта функция целиком за­крепилась за благородными металлами — золотом и серебром. Эти металлы обладали всеми свойствами, необходимыми для того, чтобы выполнять роль денег (эти свойства перечислены в учебнике И. В.Липсица). Поначалу люди расплачивались золо­тыми и серебряными слитками. Затем из них начали чеканить монеты. Согласно Геродоту, первые золотые монеты приписы­ваются лидийскому царю Гигесу (VII в до н. э.).

Около 500 года до нашей эры персидский царь Дарий совер­шил экономическую революцию в своем государстве, введя в обращение монеты и заменив ими натуральный обмен.

Обратите внимание на то, что в нашей экономической учеб­ной литературе очень часто разделяют товарные и золотые день­ги, рассматривая их как различные виды денег. В западных учеб­никах такого различения нет: и золото, и другие товары, выпол­няющие функции денег, именуются товарными деньгами.

Конечно, золото отличается от других товарных денег своими особыми свойствами, позволившими ему лучшим образом вы­полнять функции денег. Однако существует и нечто общее между золотом, скотом и мехами, что допускает объединение их в одну группу — группу товарных денег. Это общее заключается в том, что все они, помимо выполнения функции денег, являются еще и товарами (в том числе, разумеется, и золото) и как таковые имеют свою внутреннюю стоимость.Это означает, что товарные деньги имеют такую же стоимость при торговле ими как обыкновенным товаром, какую они имеют, функционируя в качестве денег.

Например, если водку использовать и как деньги, и как напи­ток, то в обоих случаях она будет иметь одинаковую стоимость. Почему это так? Потому что если бы водка как напиток имела более высокую стоимость, то люди не использовали бы ее в качестве де­нег, а только бы пили, пили и пили... (Слава богу, что это не так!) А если бы она имела более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал ее пить просто так. То же самое происходит и с золотом. Оно имеет одинаковую стоимость и когда играет роль денег, и когда используется как обычный товар: для изготовления ювелирных украшений или для протезирования зубов.

 

II. В отличие от товарных денег появившиеся гораздо позже бумажные деньги практически не обладали собственной внутрен­ней стоимостью. Под бумажными деньгами понимают денежные знаки, выпускаемые государством и снабженные принудитель­ной покупательной способностью. Это означает следующее.

Альтернативная стоимость, т. е. выгода от использования бу­мажных денег в каком-нибудь другом, не денежном качестве, близка к нулю: они практически больше ни на что не годны. Явные затраты на производство этих маленьких листочков вы­сококачественной бумаги также не слишком велики. Следова­тельно, их собственная, т.е. внутренняя, стоимость чрезвычайно мала. В то же время число, обозначенное на бумажной купюре, может быть очень велико, например 500 французских франков. За 500 франков в Париже можно купить модное летнее платье, джинсы, футболку, парусиновые спортивные тапочки и посе­тить Лувр. Здорово, правда? И стоимость всего этого удовольст­вия — 500 франков, т. е. гораздо большая, чем собственная, стоимость купюры, которую вы отдали в обмен на него.

Почему же продавцы перечисленных выше товаров согласи­лись обменять большую стоимость на меньшую? Потому что пра­вительство провозгласило данную денежную купюру законным платежным средством и декретом присвоило ей номинальную стои­мость, равную 500 франкам. Таким образом, бумажные деньги— это деньги, которые объявлены правительством как обязательное к приему средство обращения и законное средство платежей за долги.

Итак, бумажные деньги, не являясь товаром, не имеют внут­ренней стоимости. Однако, являясь деньгами, они получают стоимость денег. Реальная стоимость бумажных купюр— это их покупательная способность, т. е. то количество товаров и услуг, которые можно приобрести за эти бумажные купюры.

Реальную стоимость денег не следует путать с их номиналом. Под последним понимается число, обозначенное на денежной купюре, например: 100 долларов или 50000 рублей. Номинал остается неиз­менным до тех пор, пока данная купюра совсем не будет изъята из обращения. Ее реальная стоимость может изменяться вследствие изменения цен в экономике, т.е. в условиях инфляционных или дефляционных процессов. Если в среднем цены в экономике растут, то реальная стоимость денег, или их покупательная способность, будет снижаться: например, на те же 500 франков из предыдуще­го примера вы сможете купить лишь джинсы и посетить Лувр.

Как же в этом случае возможно существование бумажных денег? Важным условием для этого является наличие контроля над правом их печатания. Поэтому выпуск (эмиссия) бумажных денег монополизирован государством (печатание денег частны­ми лицами карается законом), и государство должно заботиться о поддержании эмиссии на относительно ограниченном уровне. Увеличение денежной массы в обращении необходимо в том случае, если растут объемы производства и реализации товаров и услуг. Если же правительство будет безудержно наращивать выпуск денег, обгоняя темпы роста реального объема производ­ства экономических благ, тогда возникнет инфляция и покупа­тельная способность денег начнет падать.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в VIII веке нашей эры. Они произвели большое впечатление на европей­ских путешественников, посетивших Китай в это время. Марко Поло писал, что выпуск бумажных денег — это новый способ достижения той цели, к которой всегда стремились алхимики. Использовал бумажные деньги и хорошо известный нам Чин­гисхан. В Америке и Западной Европе их распространение начи­нается только с конца XVII и в XVIII веке. В России бумажные деньги впервые были выпущены в обращение в 1769 году.

В XX веке во всем мире бумажные деньги окончательно вы­теснили из обращения золотые деньги. В современном мире к бумажным деньгам относятся банкноты (банковские билеты), эмитируемые центральными банками различных государств и не размениваемыена золото. Еще в начале нашего столетия банкно­ты, выпускавшиеся в большинстве стран мира, представляли собой золотые сертификаты. Это означало, что они были обес­печены золотым запасом страны и поэтому могли свободно об­мениваться банками на золото. Современные неразменные банкноты золотого обеспечения не имеют и являются по самой своей сути бумажными сертификатами.

Помимо банкнот, в обращении функционируют еще и мо­неты. Поскольку эти монеты изготовлены не из драгоценных металлов, то они, так же как и банкноты, снабжены принуди­тельной покупательной способностью. Поэтому по своей эко­номической сути они ничем не отличаются от банковских би­летов и часто также именуются бумажными деньгами. Хотя в литературе можно встретить и другое, пожалуй, более точное название — символические деньги, — объединяющее и деше­вые монеты, и неразменные банкноты. Банкноты при этом относят к бумажным деньгам как разновидности символиче­ских денег



2016-09-17 1256 Обсуждений (0)
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)