Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде



2016-09-17 884 Обсуждений (0)
Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде 0.00 из 5.00 0 оценок




Это означает следующее:

1. Если мы хотим узнать, как изменились цены в экономи­ке какой-либо страны в 1996 году по сравнению, скажем, с 1990 годом, то 1990 год будет базисным периодом, а 1996 год — текущим периодом.

2. Товарная корзина — это набор из наиболее представи­тельных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потреб­ности населения. Количество товаров и услуг, включаемых в потребительскую корзину, может быть различным. В США, на­пример, в потребительскую корзину входит 300 товаров и ус­луг, отобранных на основе исследования покупок, совершае­мых городскими жителями. Понятно, что в течение определен­ного статистического периода среднестатистический потреби­тель расходует больше килограммов хлеба, чем килограммов соли. Поэтому в товарную корзину предметы потребления «складываются» в тех количествах, в которых они потребляются за данный статистический период. Например, за 1 месяц сред­нестатистический гражданин потребляет 10 буханок хлеба, 4 куска мыла, 6 л молока и 1 кг конфет. Это и будет товарная корзина нашего потребителя.

3. Возможно, что из года в год с ростом доходов наш потре­битель станет потреблять 5 буханок хлеба и 2 кг конфет. Но при расчете ценовых индексов — и это очень важно — мы должны абстрагироваться от данных структурных сдвигов в потребительской корзине, зафиксировав ее набор на одном уровне, т. е. приняв его неизменным. Это делается для «того, чтобы выявить изменение цен в чистом виде. Ведь мы хотим узнать, насколько стал дороже тот же самыйтоварный набор. Обратите внимание на то, что при расчете ИПЦ мы используем тот товарный набор, который существовал в базисномпериоде.

4. Стоимость базовой товарной корзины в базисном перио­де показывает, сколько стоила эта корзина при ценах, существо­вавших в базисном периоде. Стоимость базовой товарной кор­зины в текущем периоде показывает, сколько стоит этот же набор товаров при ценах, сложившихся в данный текущий мо­мент.

ИПЦ рассчитывается по формуле:

ИПЦ =

где Q1 — количество первого товара в потребительской корзине;

Q2 — количество второго товара в потребительской корзине;

Qn — количество товара под номером п;

Р1 — цена первого товара;

Р2цена второго товара и т.д.;

Рn — цена n-го товара.

Отметим, что индекс — дефлятор ВНП рассчитывается ана­логичным образом. Его отличие от ИПЦ состоит в следующем:

— набор товаров, включаемых в рыночную корзину при расчете дефлятора ВНП, гораздо шире: он состоит не только из потребительскихтоваров и услуг, но также включает инвестиционные товары и услуги;

— рыночная корзина фиксируется на уровне текущего,а не базисного периода.

Если ценовой индекс при расчете составил 156%, то это означает, что за текущий период цены выросли на 56% по срав­нению с базисным периодом.

Темп инфляции— это прирост общего уровня цен за опреде­ленный период времени, выраженный в процентах. Он рассчи­тывается по следующей формуле:

 

Темп инфляции (для 1995 года) = 100%.

 

В зависимости от темпов различаются: ползучая инфляция (цены растут менее чем на 10% в год, покупательная способность денег практически сохраняется, контракты подписывают­ся в номинальных ценах), галопирующая инфляция (рост цен происходит скачкообразно и стремительно — 20—200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привя­зываются к увеличению цен) и гиперинфляция. Существует так­же явление стагфляции — инфляционный спад производства.

Гиперинфляция— разновидность инфляции, характеризую­щаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесценению де­нег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропор­ций развития промышленности, усиливает спекуляцию. Особо опасна самоподдерживающаяся стадия, когда рост цен требует очередной денежной эмиссии, а вызываемое ею обесценение денег приводит к новому витку спирали роста цен.

Стагфляция— состояние экономики страны, характеризую­щееся сочетанием одновременного спада в производстве с разви­вающимся процессом инфляции, выражающейся в росте цен. До 70-х годов XX века для циклически развивающейся экономики характерным являлось то, что спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен или по крайней мере тормозили их повышение. Явление стагфляции впервые доста­точно четко обозначилось в период экономического кризиса начала 70-х годов, когда темп инфляционного роста цен в США составил более 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась и при последующих спадах производства.

С точки зрения причин,вызывающих инфляцию, экономи­сты различают два типа инфляции.

1. Инфляция спроса, которая возникает как следствие из­быточных совокупных расходов в условиях, близких к полной занятости экономических ресурсов. Под совокупными расхода­ми понимаются расходы фирм, домашних хозяйств и государст­ва, т.е. всех секторов экономики, предъявляющих совокупный спрос на произведенный национальный продукт.

2. Инфляция предложения, которая возникает как следствие повышения средних затрат на единицу продукции и сокраще­ния совокупного предложения. Два самых важных источника данного типа инфляции — увеличение номинальной заработной платы работников и рост цен на сырье и энергию. И то и другое увеличивает средние издержки (затраты) на производство еди­ницы продукции. Отсюда второе название — инфляция издержек, или инфляция затрат. Увеличение средних издержек естест­венным образом сокращает производство товаров и услуг, т.е. уменьшает совокупное предложение. Именно инфляция предло­жения приводит к стагфляции. Инфляция спроса происходит на фоне увеличения объема национального производства при не­полной занятости ресурсов либо на фоне стабильного уровня производства. На практике, однако, трудно различить эти два типа инфляции.

 

 



2016-09-17 884 Обсуждений (0)
Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)