Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде
Это означает следующее: 1. Если мы хотим узнать, как изменились цены в экономике какой-либо страны в 1996 году по сравнению, скажем, с 1990 годом, то 1990 год будет базисным периодом, а 1996 год — текущим периодом. 2. Товарная корзина — это набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Количество товаров и услуг, включаемых в потребительскую корзину, может быть различным. В США, например, в потребительскую корзину входит 300 товаров и услуг, отобранных на основе исследования покупок, совершаемых городскими жителями. Понятно, что в течение определенного статистического периода среднестатистический потребитель расходует больше килограммов хлеба, чем килограммов соли. Поэтому в товарную корзину предметы потребления «складываются» в тех количествах, в которых они потребляются за данный статистический период. Например, за 1 месяц среднестатистический гражданин потребляет 10 буханок хлеба, 4 куска мыла, 6 л молока и 1 кг конфет. Это и будет товарная корзина нашего потребителя. 3. Возможно, что из года в год с ростом доходов наш потребитель станет потреблять 5 буханок хлеба и 2 кг конфет. Но при расчете ценовых индексов — и это очень важно — мы должны абстрагироваться от данных структурных сдвигов в потребительской корзине, зафиксировав ее набор на одном уровне, т. е. приняв его неизменным. Это делается для «того, чтобы выявить изменение цен в чистом виде. Ведь мы хотим узнать, насколько стал дороже тот же самыйтоварный набор. Обратите внимание на то, что при расчете ИПЦ мы используем тот товарный набор, который существовал в базисномпериоде. 4. Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде показывает, сколько стоила эта корзина при ценах, существовавших в базисном периоде. Стоимость базовой товарной корзины в текущем периоде показывает, сколько стоит этот же набор товаров при ценах, сложившихся в данный текущий момент. ИПЦ рассчитывается по формуле: ИПЦ = где Q1 — количество первого товара в потребительской корзине; Q2 — количество второго товара в потребительской корзине; Qn — количество товара под номером п; Р1 — цена первого товара; Р2 — цена второго товара и т.д.; Рn — цена n-го товара. Отметим, что индекс — дефлятор ВНП рассчитывается аналогичным образом. Его отличие от ИПЦ состоит в следующем: — набор товаров, включаемых в рыночную корзину при расчете дефлятора ВНП, гораздо шире: он состоит не только из потребительскихтоваров и услуг, но также включает инвестиционные товары и услуги; — рыночная корзина фиксируется на уровне текущего,а не базисного периода. Если ценовой индекс при расчете составил 156%, то это означает, что за текущий период цены выросли на 56% по сравнению с базисным периодом. Темп инфляции— это прирост общего уровня цен за определенный период времени, выраженный в процентах. Он рассчитывается по следующей формуле:
Темп инфляции (для 1995 года) = 100%.
В зависимости от темпов различаются: ползучая инфляция (цены растут менее чем на 10% в год, покупательная способность денег практически сохраняется, контракты подписываются в номинальных ценах), галопирующая инфляция (рост цен происходит скачкообразно и стремительно — 20—200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к увеличению цен) и гиперинфляция. Существует также явление стагфляции — инфляционный спад производства. Гиперинфляция— разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесценению денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию. Особо опасна самоподдерживающаяся стадия, когда рост цен требует очередной денежной эмиссии, а вызываемое ею обесценение денег приводит к новому витку спирали роста цен. Стагфляция— состояние экономики страны, характеризующееся сочетанием одновременного спада в производстве с развивающимся процессом инфляции, выражающейся в росте цен. До 70-х годов XX века для циклически развивающейся экономики характерным являлось то, что спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен или по крайней мере тормозили их повышение. Явление стагфляции впервые достаточно четко обозначилось в период экономического кризиса начала 70-х годов, когда темп инфляционного роста цен в США составил более 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась и при последующих спадах производства. С точки зрения причин,вызывающих инфляцию, экономисты различают два типа инфляции. 1. Инфляция спроса, которая возникает как следствие избыточных совокупных расходов в условиях, близких к полной занятости экономических ресурсов. Под совокупными расходами понимаются расходы фирм, домашних хозяйств и государства, т.е. всех секторов экономики, предъявляющих совокупный спрос на произведенный национальный продукт. 2. Инфляция предложения, которая возникает как следствие повышения средних затрат на единицу продукции и сокращения совокупного предложения. Два самых важных источника данного типа инфляции — увеличение номинальной заработной платы работников и рост цен на сырье и энергию. И то и другое увеличивает средние издержки (затраты) на производство единицы продукции. Отсюда второе название — инфляция издержек, или инфляция затрат. Увеличение средних издержек естественным образом сокращает производство товаров и услуг, т.е. уменьшает совокупное предложение. Именно инфляция предложения приводит к стагфляции. Инфляция спроса происходит на фоне увеличения объема национального производства при неполной занятости ресурсов либо на фоне стабильного уровня производства. На практике, однако, трудно различить эти два типа инфляции.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |