ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ
1.В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. Деньги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рассматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строительства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический капитал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участвует в производстве товаров и услуг. 2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или иному конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украшений, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собственность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу. 3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для понимания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осуществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, мы вынуждены поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Например, решив произвести танки, мы должны отказаться от производства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради производства танков, и составит альтернативную стоимость танков. Во-вторых, при принятии решения о производстве некоторого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наиболее предпочтительным в данный момент времени будет строительство новой больницы, и начали это строительство. Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бассейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли построить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроенных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универмага? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что именно из данных невостребованных возможностей было бы наиболее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследований городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительство универмага, то альтернативной стоимостью строительства больницы явилась бы потеря для города постройки нового универмага. Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости альтернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению. В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не количеством недопроизведенных материальных благ или полным отказом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной компании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предположим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вложения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% годовых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собственный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Спрос на отдельный товар изображается графически в виде кривой, отражающей взаимосвязь между ценой единицы товара и количеством товара, которое потребители готовы купить при каждой цене за определенный период времени и при прочих равных условиях (рис. 2-1). Закон спроса гласит: чем выше цена, тем меньше количество товара, на которое предъявляется спрос; и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество данного товара покупается потребителями. Закон спроса можно объяснить исходя из эффекта дохода и эффекта замены.
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других благ, т. е. уменьшение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его реальный доход возрастает. Эффект замены выражается в том, что при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество продуктов по более низкой цене, чем по высокой. Необходимо различать следующие два понятия: 1) изменение объема (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага; 2) изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо — увеличение спроса (рис. 2-2), либо влево — уменьшение спроса (рис. 2-3). Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса. К ним относятся: вкусы и предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; изменения в доходе потребителей; ожидание будущего изменения цен и доходов. Если вкусы изменяются, например, под воздействием моды или рекламы, то кривая спроса сдвигается. Увеличение спроса на вещи, вошедшие в моду, сдвигает кривую спроса вправо. Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке обусловливает возрастание спроса и сдвигает кривую спроса вправо. Если X и Y являются взаимозаменяемыми товарами (например, оливковое и подсолнечное масло), то при увеличении цены товара Y и неизменной цене товара X потребители будут склонны к росту спроса на товар X, следовательно, кривая спроса на товар X сдвинется вправо. Если же цена товара Y упадет, то кривая спроса на товар X сдвинется влево. Для взаимодополняющих товаров (например, автомобили и бензин) характерна обратная ситуация: снижение цены товара Y ведет к увеличению спроса на товар X, а повышение цены товара Y ведет к сокращению спроса на товар X. Если в будущем ожидается увеличение цен на сахар, то можно полагать, что при прочих равных условиях кривая спроса на сахар сдвинется вправо. Если ожидается снижение цены, то кривая спроса сместится влево. Воздействие на спрос изменений денежного дохода не столь однозначно. В зависимости от категории товаров возможны три ситуации. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной одежды. И наоборот, при снижении дохода спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются нормальными товарами (или товарами высшей категории). Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т. е. возрастает при снижении доходов, называются худшими товарами (или товарами низшей категории). Например, если наши доходы низки, то мы будем потреблять много маргарина. Если же наши доходы резко возрастут, то мы переключимся на потребление масла, а спрос на маргарин снизится. Существуют некоторые товары, которые всегда потребляются приблизительно в одних и тех же количествах, например соль. На такие товары спрос не изменяется ни с увеличением дохода, ни со снижением дохода, так как на соли все равно никто не экономит. Степень изменения спроса под воздействием цены или других факторов характеризует эластичность спроса.Эластичность — мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность — это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Понятие «эластичность» широко применяется в экономической теории. Так, например, рассчитывается эластичность спроса по цене, по доходу, по ценам на сопряженные товары, эластичность предложения по различным влияющим на него факторам, эластичность выпуска продукции по затратам труда и капитала и т.д. Эластичность спроса по цене ( ) — безразмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара: где Р — первоначальная цена; Q — первоначальное количество покупаемой продукции; Q — изменение спроса; Р - изменение цены. Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) обычно представляет собой отрицательную величину. Это связано с тем, что когда цена товара повышается, то спрос на данный товар сокращается, поэтому — < 0. По мере движения вдоль кривой спроса — может изменяться, а цена и количество спрашиваемой продукции меняются постоянно. Следовательно, эластичность спроса по цене должна измеряться в каждой отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере движения по кривой. Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. (Например, если падение цены на 2% вызовет рост спроса на 4%, то спрос считается эластичным.) Следовательно, - < < — 1. Наиболее эластичным является спрос на предметы роскоши. Спрос является неэластичным, если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции. (Например, падение цен на 3% приводит к росту количества спрашиваемой продукции на 1%.) Следовательно, — 1 < < 0. Чем круче наклон кривой, тем меньше эластичность спроса. Неэластичным бывает спрос на предметы первой необходимости. Спрос с единичной эластичностью наблюдается, когда процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказывается равным вызвавшему его процентному изменению цены, т. е. = — 1. где Р1 — первоначальная цена; Р2 — конечная цена; Q1 — первоначальный объем спроса; Q2 — конечный объем спроса.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |