Вопрос 5. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
В.Н. Александровская, Л.Н. Клевец
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)
Донецк-2009
Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В.Н., Клевец Л.Н.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)
Донецк-2009 ББК88 А37 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта. Александровская В.Н., Клевец Л.Н. А37 История психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.-125 с. В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского континента. Работа написана в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся наукой психологией.
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не претендует на полный охват всех проблем и этапов развития психологии. В нем мы рассмотрели преимущественно развитие европейской психологической мысли, начиная с античности и до середины XX века. Историю развития психологической науки на Востоке мы рассмотрим в нашем следующем учебнике. Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и содержании основных понятий и в научных проблемах психологии иметь представление о зарождении инновационных идей в истории мировой психологии. Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала, изложенного до нас в философской и психологической мысли. Список изученных нами работ, на основе которых было написано данное учебное пособие, прилагается.
ЛЕКЦИЯ №1 Тема: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ План: Психологическая наука, ее предмет и задачи. Теоретическое и эмпирическое знание. Логика развития науки. Общение — координата науки как деятельности. Личность ученого. Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ а) Предмет истории психологии: - Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. - История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались человеческому уму. б) Задачи истории психологии: - Изучение закономерностей развития знаний о психике. Nb: Каждая эпоха имеет свою психическую картину жизни. Смена эпох ведет к смене психического отражения. Закономерности этой смены изучаются историей психологии. —Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками —Выявление зависимости зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, от запросов общества. - Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Вопрос 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ а) Теоретическое знание — систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение связано с данными опыта. б) Эмпирическое знание — процесс познания путем наблюдений и экспериментов, требующий контакта с изучаемыми объектами. Вопрос 3. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ а) История развития науки подвластна определенной логике. Изучает эту логику история психологии. Поскольку наука постоянно совершенствуется, то и средства, образующие интеллектуальные структуры, изменяются. Эта смена одного образа мышления другим происходит б) Прогресс научного знания заключается в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Вопрос 4. ОБЩЕНИЕ - КООРДИНАТА НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ а) Когнитивный аспект, т.е. внутренние познавательные ресурcы науки, неотделимы от коммуникативного. б) Общение ученых является не только обменом информацией, но и процессом получения новых идей. в) Реальное движение научного познания выступает в форме диалога. г) Язык науки живет, пока он применяется в конкретных речевых ситуациях. Вопрос 5. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО а) когнитивная и коммуникативная системы деятельности связаны с личностной, т.е. с творческой мыслью ученого; б) творческая мысль ученого, являясь самостоятельной величиной, включается в коллективный исследовательский труд; в) выделяют 3 формы коллективного исследовательского —научно-образовательная школа; —школа — исследовательский коллектив; —школа как направление в определенной области знаний; г) изучение личностных качеств ученого позволяет про Вывод: знакомство с историей психологии имеет не только познавательное значение, но и позволяет получить информацию о теориях, научных школах, выдающихся идеях и заблуждениях. ЛЕКЦИЯ № 2
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |