Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
План: I.Общая характеристика античной психологии. Предпосылки возникновения психологического знания. Зарождение психологических знаний в недрах философии. II.Воззрение на природу психического. Анимизм. Гилозоизм. Демокрит — древнегреческий философ. Гиппократ: учение о темпераментах. Алкмеон: мозг — орган души. 6.Анаксагор: "ум" как начало вещей. Софисты: учителя мудрости. 8.Сократ: "познай самого себя". Платон: душа и царство идеи. Аристотель: душа — способ организации тела. Гаме — исследователь душевной жизни. Филон: пневма как дыхание. Плотин: понятие о рефлексии. Августин: понятие о внутреннем опыте. III. Итога развития античной психологической мысли. Вопрос I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ Предпосылки возникновения психологического знания а)взаимодействие культур Древней Греции и Востока; б)коренные изменения в материальной жизни, связанные с переходом от бронзы к железу в сфере производства. Зарождение психологических знаний в недрах философии а) сила аккумуляции (накопление) положительного знания в области математики, астрономии, географии, медицины. Результат: укрепляется критический склад ума, растет стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль человека больше занята обобщениями. Тот или иной вид материи выдается за первооснову мира: — воду выдавал за первооснову мира Фалес (древнегреческий философ); "апейрон", т.е. неопределенное бесконечное вещество, — Анаксимандр (древнегреческий философ); - воздух —- Анаксимен (древнегреческий философ); - огонь — Гераклит (древнегреческий философ), - возникает не только новая картина мира, но и новая —открывалась перспектива постижения бытия посредством - Гераклит высказал идею о связи души с космосом; за говорили о богине Психее, ведающей человеческими душами (ее часто изображали в виде бабочки); указанной - подчиненность всех психических явлений законам — это были кирпичики донаучной психологии. В последствии, когда будет создаваться научная психология, в XIX веке, Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм укажут на прямую связь между психикой и общественным бытием Вопрос П. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО 1. Анимизм(от латинского "анима" — душа) а) в родовом обществе все вещи имели своего сверхестественного двойника — душу. Считалось, что окружающий мир зависит от произвола этих душ. Поэтому, первоначальные взгляды на душу относятся прежде всего к воззрениям на природу вообще, а потом уже к истории психологического знания (в смысле знания о психической деятельности). б) Древние греки называли душу "псюхе". Это слово дало название науке психологии. в) Анимизм — это вера в наличие духов (душ), призраков, которые покидают человеческое тело в момент смерти и, будучи бессмертными, они странствуют по телам людей, животных и растений; г) Интересно отметить, что уже в те далекие времена античные философы увидели в богах Олимпа такие качества, как мудрость, коварство, злоба, зависть и т.д. Все зафиксировала в психо-эмоциональной системе личности как психологическую норму и патологию. Гилозоизм Гилозоизм — это учение, которое пришло на смену анимизму: а) усилиями древнегреческой философии миропонимание освобождалось от мифологии; б) в гилозоизме природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью; в) представителем гилоизма был древнегреческий философ Гераклит (конец VI и начало V века до н.э.): — главная мысль Гераклита заключалась в том, что "душа - это искорка Логоса (закона)", т.е. душа, как и при родное бытие, развивается по одному и тому же закону космоса; —в заслугу философу Гераклиту можно поставить то, что —Однако Гераклит не противопоставлял разум и чувства и считал, что они дополняют друг друга. (Впоследствии теория философии доказала, что разум и чувства — это две ступени познания мира. Причем, чувственная ступень — это I ступень, а разум — это II ступень и более —Гераклит считал, что "многознание уму не научает" и тем не менее настоящий философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружающем мире. - Гераклит впервые указал на разницу между душой (или психеей, т.е. психикой) взрослого человека и ребенка. Он считал, что по мере взросления в норме душа становится более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее (души, психики) познавательные способности): "сухое слияние — душа мудрейшая и наилучшая" -утверждал он. -Он указывал, что ребенок, у которого влажная душа, пьяниц. Это потерянные души, не способные к развитию. — Гераклит указал на то, что микрокосм отдельной души идентичен (соответствует) макрокосму всего мироздания. Отсюда он делает вывод, что постигать себя, свою душу (свою "психею") — значит углубляться в Логос (Закон) всего миропорядка. 3. Демокрит — древнегреческий философ (460-370 гг. до н.э.). а) идея Гераклита о том, что от "закона Логоса зависит ход вещей" получила развитие у Демокрита. Он сказал, что "душа — поток огненных атомов". б) Его концепция: мир состоит из невидимых атомов, отличающихся друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек тоже состоит из атомов, включая его тело и душу. Душа также материальна и состоит из наиболее Его выводы: душа является источником активности и энергии тела; -после смерти человека душа рассеивается в воздухе, а —душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделяющая часть) и в органах чувств. —его теория познания: изложена в "теории истечения": атомы души, находящиеся в органах чувств, расположены очень близко к поверхности и могут соприкасаться с невидимыми копиями окружающих предметов (эй- Т.е. механизм ощущений заключен в следующем: - при соприкосновении эйдолов с атомами души происходит ощущение и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Т.о. все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными - Затем, обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень - понятийный, который является результатом деятельности мышления. Т.е. у Демокрита — 2 ступени познавательного процесса — ощущение и мышление. Nb: при этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Пример: ощущения не дают нам увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к заключению, что они должны быть и есть. Таким образом "Теория истечений" была признана в качестве основы формирования наших чувственных знаний о предметном мире всеми материалистами Древней Греции. Демокрит также ввел понятие "первичных и вторичных " качеств предметов: первичные —- это качества, которые действительно существуют в предметах (вес, поверхность, форма); вторичные — цвет, запах, вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства, так как "только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы". Ценность идеи: Демокрит первый сказал, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий мир: —это относится и к непониманию законов, которые управляют миром и судьбой человека; —он отрицал случайности, утверждал заранее заданную причину. ("Люди придумали идею "случая", чтобы при писывать свое незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обусловлено".) д) Метод Демокрита: он старался совместить фаталистический подход с представлением "об активности человека при выборе нравственных критериев поведения." —Он писал, что моральные принципы не даются от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими, благодаря упражнению, а не природе. —Он считал, что воспитание должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. —дети, которые выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут. —Он считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался от брака и не желал детей, считал, что от них бывает много неприятностей и в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда, а в случае неудачи горе родителей безмерно и несравнимо ни с каким другим. е) В те времена подобное натурфилософское познание мира имело только одну область практического приложения — медицину. Затем появилась педагогика (в IV-Ш в.в. до н.э.) - концепции медиков формировались под прямым влиянием философских теорий; - однако сами медицинские концепции, в свою очередь, накладывали отпечаток на "картину человека", какой она рисовалась в философских системах. Одними из наиболее значимых сочинений были труды Гиппократа.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |