Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



2016-09-15 384 Обсуждений (0)
Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

I.Общая характеристика античной психологии.

Предпосылки возникновения психологического знания.

Зарождение психологических знаний в недрах философии.

II.Воззрение на природу психического.

Анимизм.

Гилозоизм.

Демокрит — древнегреческий философ.

Гиппократ: учение о темпераментах.

Алкмеон: мозг — орган души.

6.Анаксагор: "ум" как начало вещей.

Софисты: учителя мудрости.

8.Сократ: "познай самого себя".

Платон: душа и царство идеи.

Аристотель: душа — способ организации тела.

Гаме — исследователь душевной жизни.

Филон: пневма как дыхание.

Плотин: понятие о рефлексии.

Августин: понятие о внутреннем опыте.

III. Итога развития античной психологической мысли.

Вопрос I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предпосылки возникновения психологического знания

а)взаимодействие культур Древней Греции и Востока;

б)коренные изменения в материальной жизни, связан­ные с переходом от бронзы к железу в сфере производ­ства.

Зарождение психологических знаний в недрах философии

а) сила аккумуляции (накопление) положительного зна­ния в области математики, астрономии, географии, медицины.

Результат: укрепляется критический склад ума, растет стремление к самостоятельному логическому обоснованию мне­ний. Мысль человека больше занята обобщениями. Тот или иной вид материи выдается за первооснову мира:

воду выдавал за первооснову мира Фалес (древнегре­ческий философ);

"апейрон", т.е. неопределенное бесконечное вещество, — Анаксимандр (древнегреческий философ);

- воздух —- Анаксимен (древнегреческий философ);

- огонь — Гераклит (древнегреческий философ),
б) В результате:

- возникает не только новая картина мира, но и новая
картина человека:

—открывалась перспектива постижения бытия посредством
наблюдения и логической работы ума;

- Гераклит высказал идею о связи души с космосом; за­ говорили о богине Психее, ведающей человеческими душами (ее часто изображали в виде бабочки); указанной - подчиненность всех психических явлений законам
материального мира. Эта идея навсегда влилась в ткань
научно-психологического знания.

— это были кирпичики донаучной психологии. В послед­ствии, когда будет создаваться научная психология, в XIX веке, Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм укажут на прямую связь между психикой и общественным бытием
и общественным сознанием.

Вопрос П. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО 1. Анимизм(от латинского "анима" — душа)

а) в родовом обществе все вещи имели своего сверхестественного двойника — душу. Считалось, что окружаю­щий мир зависит от произвола этих душ. Поэтому, первоначальные взгляды на душу относятся преж­де всего к воззрениям на природу вообще, а потом уже к истории психологического знания (в смысле знания о психической дея­тельности).

б) Древние греки называли душу "псюхе". Это слово дало название науке психологии.

в) Анимизм — это вера в наличие духов (душ), призраков, которые покидают человеческое тело в момент смерти и, будучи бессмертными, они странствуют по телам людей, животных и растений;

г) Интересно отметить, что уже в те далекие времена ан­тичные философы увидели в богах Олимпа такие каче­ства, как мудрость, коварство, злоба, зависть и т.д. Все зафиксировала в психо-эмоциональной системе лично­сти как психологическую норму и патологию.

Гилозоизм

Гилозоизм — это учение, которое пришло на смену ани­мизму:

а) усилиями древнегреческой философии миропонимание освобождалось от мифологии;

б) в гилозоизме природа осмысливалась как единое мате­риальное целое, наделенное жизнью;

в) представителем гилоизма был древнегреческий философ Гераклит (конец VI и начало V века до н.э.):

— главная мысль Гераклита заключалась в том, что "душа

- это искорка Логоса (закона)", т.е. душа, как и при­ родное бытие, развивается по одному и тому же закону космоса;

—в заслугу философу Гераклиту можно поставить то, что
он провел разграничение между разумом и чувствами (ощу­щениями). Интересно, что впоследствии развитие ме­дицины доказало, что левое полушарие мозга отвечает за разум и интеллект, а правое полушарие — за развитие чувственной сферы. Он считал, что разум дает "светлое"
знание, а чувства (ощущение) — "темное" знание, т.е.
менее отчетливое знание.

—Однако Гераклит не противопоставлял разум и чувства и считал, что они дополняют друг друга. (Впоследствии теория философии доказала, что разум и чувства — это две ступени познания мира. Причем, чувственная сту­пень — это I ступень, а разум — это II ступень и более
высокая.

—Гераклит считал, что "многознание уму не научает" и тем не менее настоящий философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружа­ющем мире.

- Гераклит впервые указал на разницу между душой (или психеей, т.е. психикой) взрослого человека и ребенка. Он считал, что по мере взросления в норме душа стано­вится более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее (души, психики) познавательные способности): "сухое слияние — душа мудрейшая и наилучшая"

-утверждал он.

-Он указывал, что ребенок, у которого влажная душа,
мыслит хуже. То же самое относится и к влажной душе

пьяниц. Это потерянные души, не способные к разви­тию.

— Гераклит указал на то, что микрокосм отдельной души идентичен (соответствует) макрокосму всего мирозда­ния. Отсюда он делает вывод, что постигать себя, свою душу (свою "психею") — значит углубляться в Логос (Закон) всего миропорядка. 3. Демокрит — древнегреческий философ (460-370 гг. до н.э.).

а) идея Гераклита о том, что от "закона Логоса зависит ход вещей" получила развитие у Демокрита. Он сказал, что "душа — поток огненных атомов".

б) Его концепция: мир состоит из невидимых атомов, отли­чающихся друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек тоже состоит из атомов, включая его тело и душу. Душа также материальна и состоит из наиболее
активных атомов, так как они должны сообщать под­вижность инертному телу.

Его выводы: душа является источником активности и энер­гии тела;

-после смерти человека душа рассеивается в воздухе, а
потому смертно не только тело, но и душа.

душа находится в голове (разумная часть), в груди (му­жественная часть), в печени (вожделяющая часть) и в органах чувств.

его теория познания: изложена в "теории истечения": атомы души, находящиеся в органах чувств, располо­жены очень близко к поверхности и могут соприкасать­ся с невидимыми копиями окружающих предметов (эй-
долами), которые носятся в воздухе, попадая и в орга­ны чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира.

Т.е. механизм ощущений заключен в следующем:

- при соприкосновении эйдолов с атомами души проис­ходит ощущение и именно таким образом человек по­знает свойства окружающих предметов. Т.о. все наши ощу­щения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными

- Затем, обобщая данные нескольких органов чувств, че­ловек открывает мир, переходя на следующий уровень

- понятийный, который является результатом деятель­ности мышления. Т.е. у Демокрита — 2 ступени познава­тельного процесса — ощущение и мышление.

Nb: при этом он подчеркивал, что мышление дает нам боль­ше знаний, чем ощущения. Пример: ощущения не дают нам увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к зак­лючению, что они должны быть и есть.

Таким образом "Теория истечений" была признана в каче­стве основы формирования наших чувственных знаний о пред­метном мире всеми материалистами Древней Греции.

Демокрит также ввел понятие "первичных и вторичных " ка­честв предметов: первичные —- это качества, которые действи­тельно существуют в предметах (вес, поверхность, форма); вто­ричные — цвет, запах, вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства, так как "только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы".

Ценность идеи: Демокрит первый сказал, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий мир:

—это относится и к непониманию законов, которые уп­равляют миром и судьбой человека;

—он отрицал случайности, утверждал заранее заданную причину. ("Люди придумали идею "случая", чтобы при­ писывать свое незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обуслов­лено".)

д) Метод Демокрита: он старался совместить фаталисти­ческий подход с представлением "об активности чело­века при выборе нравственных критериев поведения."

Он писал, что моральные принципы не даются от рожде­ния, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими, благодаря упражнению, а не при­роде.

Он считал, что воспитание должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо де­лать.

—дети, которые выросли в невежестве, подобны танцую­щим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то един­ственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут.

Он считал воспитание столь трудным делом, что созна­тельно отказался от брака и не желал детей, считал, что от них бывает много неприятностей и в случае уда­чи последняя приобретена ценою большого труда, а в случае неудачи горе родителей безмерно и несравнимо ни с каким другим.

е) В те времена подобное натурфилософское познание мира имело только одну область практического приложения — медицину. Затем появилась педагогика (в IV-Ш в.в. до н.э.)

- концепции медиков формировались под прямым влия­нием философских теорий;

- однако сами медицинские концепции, в свою очередь, накладывали отпечаток на "картину человека", какой она рисовалась в философских системах. Одними из наи­более значимых сочинений были труды Гиппократа.



2016-09-15 384 Обсуждений (0)
Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)