Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА



2016-09-15 350 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Галилео Галилей (1564-1642).

Основная идея: природа — это система движущихся тел, не обладающая никакими свойствами, кроме геометрических и ме­ханических, и все происходящее надо объяснять законами меха­ники;

б) Рене Декарт (1596-1650) — французский математик, есте­ствоиспытатель, философ.

—- Он ввел в психологическую теорию геометрию и механику (организм как механическая система);

— Первым большим достижением в этом плане стало от­крытие УильямомГарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

- Второе достижение принадлежит Р. Декарту. Он устра­нил душу на уровне внешней работы всего организма, обращенной к окружающей среде.

Устройство нервной системы и ее функции Р.Декарту виделись в форме "трубок" по которым приносятся в лег­кие воздухообразные частицы (он назвал их "животны­ми духами"). По его схеме внешний импульс приводит
эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Таким образом, декартова схема явила великое открытие в области пси­хологии. Она объяснила рефлекторную природу поведе­ния без обращения к душе, как к движущей телом сил.

—Одно из важных для психологии сочинений Р. Декар­та называлось "Страсти души". Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а страдательные "состояния души" - все, что она ис­пытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных импульсов), которые приносят туда по нервным "трубкам". Декарт составил проек­ты "машины тела", к функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержании идей в памяти, внутренние стремления". Телесное устрой­ство и без души способно успешно справляться с этой задачей. Декарт не лишает душу прежней цар­ственной роли во Вселенной, а возводит в степень субстанции, равноправной с великой субстанцией природы.

Декарт считал сознание началом всех начал. Следует со­мневаться во всем — естественном и сверхъестественном. Знаменитый декартов афоризм "Соgito еrgosum" ("Мыс­лю — следовательно существую"). Спустя время декартову концепцию сознания стали называть метроспективной, а "внутреннее зрение" - интроспекцией (виде­нием объектов — образцов, умственных действий, воле­вых актов). Р. Декарт выделил 3 вида идей:

— идеи самого человека;

- идеи приобретены;

— идеи врожденные.

Декарт объяснил сосуществование в целостном человеке «машины тела и сознания». Это независимые друг от друга сущности (субстанции), которые психофизически вза­имодействуют. Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувствен­ных восприятий, эмоций, а душа обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход.

Декарт уделял важное внимание освобождению тела от души. При этом и душа становилась свободной от тела. Тело двигается, душа только мыслит. Принципы рабо­ты тела основаны на рефлексе, а душа — на рефлексии (лат: "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешнее влияние, во втором — сознание отражает соб­ственные мысли.

Декарт создал новую форму дуализма: и тело и душа при­обрели содержание, неизвестное ранее.

в) Следующим представителем Нового времени является кри­тик Декарта —Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) гол­ландский мыслитель.Им написаны труды: "Принципы философии Декарта" (1663), "Этика". В целом Бенедик­ту Спинозе принадлежат такие идеи:

- утверждал, что имеется единая вечная субстанция, на­зываемая Природой с ее огромным множеством свойств.
Из них человеку открыты только протяженность и мыш­ление.

Человек — целостное телесно-духовное существо. Целос­тность является основой познания окружающего мира.

—Спиноза был убежден, что ведущим является интуи­тивное знание. Интуиция дает возможность проникать в сущность вещей и открывать возможности самопозна­ния. А через самопознание человек приходит к позна­нию окружающего мира.

Спиноза поставил задачу изучить многообразие чувств
(аффектов) как побудительных сил поведения. Б. Спиноза связывает эмоции с волей, а поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен. Но в то же время отказ от эмоций открывает перед человеком принципы его возможностей, тем самым показывая, что зависит от
его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложив­шихся обстоятельств.

Б. Спиноза выделял 3 главных силы управляющие людьми: влечение, радость и печаль. Из этих основных сил выво­дятся любые эмоциональные состояния.

г) Готфрид — Вильгельм Лейбниц — профессор философии.
Открыл дифференциальное и интегральное исчисление.

Его идеи:

- духовное начало — основа телесного и психического един­ства. Мир состоит из множества монад (от греч.: "монос — единое"). В душе постоянно происходит деятель­ность "малых перцепций" (неосознаваемых восприятий).

Лейбница выделил несколько областей души: область от­четливого знания, область смутного знания, область бес­ сознательного.

—Соотношение между духовными и телесными явления­ми получило название психофизического параллелиз­ма: зависимость психики от телесных воздействий —иллюзия.



2016-09-15 350 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)