ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
а) Галилео Галилей (1564-1642). Основная идея: природа — это система движущихся тел, не обладающая никакими свойствами, кроме геометрических и механических, и все происходящее надо объяснять законами механики; б) Рене Декарт (1596-1650) — французский математик, естествоиспытатель, философ. —- Он ввел в психологическую теорию геометрию и механику (организм как механическая система); — Первым большим достижением в этом плане стало открытие УильямомГарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось. - Второе достижение принадлежит Р. Декарту. Он устранил душу на уровне внешней работы всего организма, обращенной к окружающей среде. —Устройство нервной системы и ее функции Р.Декарту виделись в форме "трубок" по которым приносятся в легкие воздухообразные частицы (он назвал их "животными духами"). По его схеме внешний импульс приводит —Одно из важных для психологии сочинений Р. Декарта называлось "Страсти души". Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а страдательные "состояния души" - все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных импульсов), которые приносят туда по нервным "трубкам". Декарт составил проекты "машины тела", к функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержании идей в памяти, внутренние стремления". Телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой задачей. Декарт не лишает душу прежней царственной роли во Вселенной, а возводит в степень субстанции, равноправной с великой субстанцией природы. Декарт считал сознание началом всех начал. Следует сомневаться во всем — естественном и сверхъестественном. Знаменитый декартов афоризм "Соgito еrgosum" ("Мыслю — следовательно существую"). Спустя время декартову концепцию сознания стали называть метроспективной, а "внутреннее зрение" - интроспекцией (видением объектов — образцов, умственных действий, волевых актов). Р. Декарт выделил 3 вида идей: — идеи самого человека; - идеи приобретены; — идеи врожденные. Декарт объяснил сосуществование в целостном человеке «машины тела и сознания». Это независимые друг от друга сущности (субстанции), которые психофизически взаимодействуют. Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций, а душа обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход. Декарт уделял важное внимание освобождению тела от души. При этом и душа становилась свободной от тела. Тело двигается, душа только мыслит. Принципы работы тела основаны на рефлексе, а душа — на рефлексии (лат: "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешнее влияние, во втором — сознание отражает собственные мысли. Декарт создал новую форму дуализма: и тело и душа приобрели содержание, неизвестное ранее. в) Следующим представителем Нового времени является критик Декарта —Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) голландский мыслитель.Им написаны труды: "Принципы философии Декарта" (1663), "Этика". В целом Бенедикту Спинозе принадлежат такие идеи: - утверждал, что имеется единая вечная субстанция, называемая Природой с ее огромным множеством свойств. —Человек — целостное телесно-духовное существо. Целостность является основой познания окружающего мира. —Спиноза был убежден, что ведущим является интуитивное знание. Интуиция дает возможность проникать в сущность вещей и открывать возможности самопознания. А через самопознание человек приходит к познанию окружающего мира. —Спиноза поставил задачу изучить многообразие чувств —Б. Спиноза выделял 3 главных силы управляющие людьми: влечение, радость и печаль. Из этих основных сил выводятся любые эмоциональные состояния. г) Готфрид — Вильгельм Лейбниц — профессор философии. Его идеи: - духовное начало — основа телесного и психического единства. Мир состоит из множества монад (от греч.: "монос — единое"). В душе постоянно происходит деятельность "малых перцепций" (неосознаваемых восприятий). —Лейбница выделил несколько областей души: область отчетливого знания, область смутного знания, область бес сознательного. —Соотношение между духовными и телесными явлениями получило название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий —иллюзия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |