Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



2016-09-15 441 Обсуждений (0)
ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Учеником Бине Т. Симоном разработан метод опреде­ления "умственного возраста" ребенка с помощью спе­циальной шкалы.

б) Немецкий ученый-психолог В. Штерн ввел коэффици­ент интеллекта IQ, который высчитывается по форму­ле: IQ=у.в./ф.в. 100%, где у.в. —умственный возраст, выс­читываемый по шкале Бине-Симона (т.е. у.в. распола­гался в промежутке между последними правильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя непра­вильными ответами (три минуса подряд), а ф.в. — фи­
зический (хронологический) возраст ребенка.

В)Г.Мюнстерберг (1863-1916) создал тесты профориен­тации и профотбора. Суть тестов состояла в следующем: сначала их применяли к группе работающих, а затем ко вновь принимаемым на работу. Выводы делали по ре­зультатам корреляции между психическими структура­ми.

ЛЕКЦИЯ № 11

Тема: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

План:

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область.

Идеи ученых о педагогике и психологии.

Представители педагогики и их достижения.

Вопрос 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ

а) В конце XIX в. выделились 2 направления в возрастной психологии:

- исследования детского развития, связанные с естествоз­нанием и медициной;

— этнографические исследования детства и языка.

б) Детская психология начала признаваться учеными, благо­
даря:

- требованиям педагогической практики;

— разработкам идей развития в биологии;

- появлению экспериментальной психологии.

в) В начале XIX в. Фербель писал о необходимости учета
психологических данных у дошкольников.

г) К.Д. Уштский в работе "Человек как предмет воспита­ния" писал: "Если педагогика хочет воспитывать чело­
века во всех отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях".

д) В связи с развитием всеобщего обучения, в середине
XIX в. встала задача связи между педагогикой и психо­логией.

е) Родоначальником детской психологии был английский эм­бриолог и психолог В. Прейер. Он взялся за анализ раз­вития психики ребенка и систематическое наблюде­ние:

- он сделал вывод, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность; — она является основой индивидуальных различий,

ж) Гальтоном были разработаны основы математической статистики.

работы ученых дали толчок к дальнейшему формирова­нию системы объективных методов психологического ис­следования.

Вопрос 2. ИДЕИ УЧЕНЫХ О ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

В. Джеймсв своей книге "Беседы с учителями о психо­логии" (1899) считал:что психология не должна объяснять учителям, как учить

детей;

психологические знания должны обратить внимание пе­дагогов на необходимость исследовать внутреннюю жизнь учеников.

Г. Мюнстерберг подчеркивал, что в отличие от психо­техники, педагогика должна ориентироваться на психо­логические знания при отклонениях от нормы (например, исследование утомляемости у детей). Ученик Холла Гетчинсон создал периодизацию психоло­гического развития.И определил, что только с 7-8 лет возможно ребенка систематически обучать. Холлом создана педология — наука о ребенке.Она объе­диняет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития:

Холл соединял вместе требования педагогической прак­тики с достижениями современной ему биологии и пси­хологии.

Вопрос 3. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЕДАГОГИКИ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Стенли Холл (1844-1924)

создал науку о детях — педологию; отметил, что в основе психического развития ребенка лежит биогенетический закон;

онтогенетическое развитие психики — это краткое по­вторение всех стадий филогенетического развития пси­хики человека;

-Холл создал теорию рекапитуляции. В ней говорилось о том, что последовательность и содержание этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не

может;

-прохождение каждой стадии развития обязательно для любого ребенка. Фиксация на кой-то из них приводит к отклонениям в психике. На основании сказанного Ход» создал представление о механизме помощи при пере, ходе от одной стадии к другой (игры),

б) Джеймс Селли (1843-1923)

В книгах "Очерки по психологии детства" (1895) и "Педагогическая психология" сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию

Его идеи:

- ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, составляющие основу главных образующих психики -ума, чувства и воли;

— в течение жизни происходит ассоциация отдельных эле­ментов (ощущений, движений), которые объединяют­ся (интегрируются) в целостный образ предмета, в пред­ставление или понятие;

— исследовал порядок появления ассоциаций в процессе психического развития детей (сначала — по сходству, потом — по смежности, потом — по контрасту);

— выделил основные этапы в познавательном, эмоцио­нальном и волевом развитии детей, которые необходи­мо учитывать при обучении.

в) Эрнст Мейман (1862-1915)— изучил педагогическую психологию. Издал "Лекции по экспериментальной пе­дагогике" (1907).

Его идеи:

—предложил периодизацию, основанную на этапах ин­теллектуального развития;

—стремился соединить ассоционистический подход Сел­ли с теорией рекапитуляции Холла;

—считал необходимым в детской психологии изучать ин­дивидуальные варианты развития, детскую одаренность, врожденные склонности. Основа воспитания и обуче­ния детей — понимание общих закономерностей и индивидуальных различий психики ребенка.

г) Эдуард Клапаред (1873-1940)— швейцарский психолог:

—существует общая логика развития психики в фило- и
онтогенезе, которая определяет сходство процессов;

—отрицал фатальность в развитии ребенка; на обучение
могут влиять внешние факторы;

—Э Клапаред разделил детскую психологию на приклад­ную и теоретическую. Задача теоретической детской психологии — исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детс­кую психологию он разделил психогностику и психотех­нику. Психогностика измерение психического разви­тия детей (т.е. диагностика), а психотехника направле­на на разработку методов обучения и воспитания; психическое развитие не нуждается в дополнительной подготовке;

—выдвинул идею о саморазвитии существующих у ребен­ка при рождении задатков с помощью игр и подража­ния;

—исследовал развитие интеллекта у детей и открыл ос­новное свойство детского мышления — синкретизм (не­
расчлененность детских представлений о мире);

- психическое развитие продвигается от схватывания
внешнего вида к названию предмета, а затем к понима­нию его назначения.

д) Арнольд Гезелл (1880-1961) — американский психолог:

- создал иельскую клинику нормального детства, где изу­чал психическое развитие детей от рождения до 3 лет;

- установил, что за первые 3 года ребенок проходит боль­шую часть психического развития, т.к. в этот период наблюдается самый высокий темп развития;

- Гезелл создал периодизацию психического развития, в которой выделил три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем пер­вый период характеризуется максимально высоким тем­пом психического развития, второй — средним, а тре­тий — низким темпом;

исследовал динамику психического развития детей, с помощью кино- и фотосъемки, "зеркала Гезелла" (по­лупроницаемое стекло для наблюдения за поведением детей), лонгитюдного метода (продольное изучение детей в течение определенного периода), близнецового года (сравнительный анализ психического развития монозиготных однояйцовых близнецов); выработал систему тестов для детей до шести лет. Они определяют моторику, речь, адаптивное поведение.

Е) Джеймс Марк Болдуин (1861-1934)

-В своем произведении "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)" (1913) Д.М. Болдуин говору что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, т.е. изучение того, что представляет со, бой личность с социальной точки зрения и изучения общества с точки зрения личности;

-говорил о переплетении приобретенных и врожденных качеств в духовном развитии;

-индивидуальные различия заключаются в скорости усвоения и в адаптационной способности к нормам, принятым в обществе;

-в самооценке выделяется 2 круга норм: первый — узкий, относящийся непосредственно к семейному кругу и второй — широкий, относящийся к социуму; в 1995 г. Болдуин основал журнал "Психологическое обо­зрение".

ж)


2016-09-15 441 Обсуждений (0)
ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)