ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
а) Учеником Бине Т. Симоном разработан метод определения "умственного возраста" ребенка с помощью специальной шкалы. б) Немецкий ученый-психолог В. Штерн ввел коэффициент интеллекта IQ, который высчитывается по формуле: IQ=у.в./ф.в. 100%, где у.в. —умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Симона (т.е. у.в. располагался в промежутке между последними правильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными ответами (три минуса подряд), а ф.в. — фи В)Г.Мюнстерберг (1863-1916) создал тесты профориентации и профотбора. Суть тестов состояла в следующем: сначала их применяли к группе работающих, а затем ко вновь принимаемым на работу. Выводы делали по результатам корреляции между психическими структурами. ЛЕКЦИЯ № 11 Тема: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ План: Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область. Идеи ученых о педагогике и психологии. Представители педагогики и их достижения. Вопрос 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ а) В конце XIX в. выделились 2 направления в возрастной психологии: - исследования детского развития, связанные с естествознанием и медициной; — этнографические исследования детства и языка. б) Детская психология начала признаваться учеными, благо - требованиям педагогической практики; — разработкам идей развития в биологии; - появлению экспериментальной психологии. в) В начале XIX в. Фербель писал о необходимости учета г) К.Д. Уштский в работе "Человек как предмет воспитания" писал: "Если педагогика хочет воспитывать чело д) В связи с развитием всеобщего обучения, в середине е) Родоначальником детской психологии был английский эмбриолог и психолог В. Прейер. Он взялся за анализ развития психики ребенка и систематическое наблюдение: - он сделал вывод, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность; — она является основой индивидуальных различий, ж) Гальтоном были разработаны основы математической статистики. работы ученых дали толчок к дальнейшему формированию системы объективных методов психологического исследования. Вопрос 2. ИДЕИ УЧЕНЫХ О ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ В. Джеймсв своей книге "Беседы с учителями о психологии" (1899) считал:что психология не должна объяснять учителям, как учить детей; психологические знания должны обратить внимание педагогов на необходимость исследовать внутреннюю жизнь учеников. Г. Мюнстерберг подчеркивал, что в отличие от психотехники, педагогика должна ориентироваться на психологические знания при отклонениях от нормы (например, исследование утомляемости у детей). Ученик Холла Гетчинсон создал периодизацию психологического развития.И определил, что только с 7-8 лет возможно ребенка систематически обучать. Холлом создана педология — наука о ребенке.Она объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития: Холл соединял вместе требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Вопрос 3. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЕДАГОГИКИ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ. Стенли Холл (1844-1924) создал науку о детях — педологию; отметил, что в основе психического развития ребенка лежит биогенетический закон; онтогенетическое развитие психики — это краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека; -Холл создал теорию рекапитуляции. В ней говорилось о том, что последовательность и содержание этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может; -прохождение каждой стадии развития обязательно для любого ребенка. Фиксация на кой-то из них приводит к отклонениям в психике. На основании сказанного Ход» создал представление о механизме помощи при пере, ходе от одной стадии к другой (игры), б) Джеймс Селли (1843-1923) В книгах "Очерки по психологии детства" (1895) и "Педагогическая психология" сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию Его идеи: - ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, составляющие основу главных образующих психики -ума, чувства и воли; — в течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или понятие; — исследовал порядок появления ассоциаций в процессе психического развития детей (сначала — по сходству, потом — по смежности, потом — по контрасту); — выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при обучении. в) Эрнст Мейман (1862-1915)— изучил педагогическую психологию. Издал "Лекции по экспериментальной педагогике" (1907). Его идеи: —предложил периодизацию, основанную на этапах интеллектуального развития; —стремился соединить ассоционистический подход Селли с теорией рекапитуляции Холла; —считал необходимым в детской психологии изучать индивидуальные варианты развития, детскую одаренность, врожденные склонности. Основа воспитания и обучения детей — понимание общих закономерностей и индивидуальных различий психики ребенка. г) Эдуард Клапаред (1873-1940)— швейцарский психолог: —существует общая логика развития психики в фило- и —отрицал фатальность в развитии ребенка; на обучение —Э Клапаред разделил детскую психологию на прикладную и теоретическую. Задача теоретической детской психологии — исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детскую психологию он разделил психогностику и психотехнику. Психогностика — измерение психического развития детей (т.е. диагностика), а психотехника — направлена на разработку методов обучения и воспитания; психическое развитие не нуждается в дополнительной подготовке; —выдвинул идею о саморазвитии существующих у ребенка при рождении задатков с помощью игр и подражания; —исследовал развитие интеллекта у детей и открыл основное свойство детского мышления — синкретизм (не - психическое развитие продвигается от схватывания д) Арнольд Гезелл (1880-1961) — американский психолог: - создал иельскую клинику нормального детства, где изучал психическое развитие детей от рождения до 3 лет; - установил, что за первые 3 года ребенок проходит большую часть психического развития, т.к. в этот период наблюдается самый высокий темп развития; - Гезелл создал периодизацию психического развития, в которой выделил три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким темпом; исследовал динамику психического развития детей, с помощью кино- и фотосъемки, "зеркала Гезелла" (полупроницаемое стекло для наблюдения за поведением детей), лонгитюдного метода (продольное изучение детей в течение определенного периода), близнецового года (сравнительный анализ психического развития монозиготных однояйцовых близнецов); выработал систему тестов для детей до шести лет. Они определяют моторику, речь, адаптивное поведение. Е) Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) -В своем произведении "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)" (1913) Д.М. Болдуин говору что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, т.е. изучение того, что представляет со, бой личность с социальной точки зрения и изучения общества с точки зрения личности; -говорил о переплетении приобретенных и врожденных качеств в духовном развитии; -индивидуальные различия заключаются в скорости усвоения и в адаптационной способности к нормам, принятым в обществе; -в самооценке выделяется 2 круга норм: первый — узкий, относящийся непосредственно к семейному кругу и второй — широкий, относящийся к социуму; в 1995 г. Болдуин основал журнал "Психологическое обозрение".
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |