Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА



2016-09-15 559 Обсуждений (0)
Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Согласно бихевиоризму, предметом психологии является поведение, а не сознание.

б) В то время было принято отождествлять психику и сознание, возникла идея, будто, устраняя сознание, 6ихевиоризм ликвидирует психику. Но истина заключалась в том, что он изменил понятие о психике.

Вопрос 2. ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИХЕВИОРИЗМА

А) Эдвард Торндайк (1874-1949)

провел экспериментальные исследования ассоциативных процессов у животных и результаты изложил в диссертации "Интеллект животных". Впервые именно опытами Э. Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала связь не между идеями или движениями как в предшествующих ассоциативных теориях, a между движениями и ситуациями;

Э. Торндайк рассмотрел концепцию "проб и ошибок". Этот принцип объясняется им как приобретение живыми существами новых форм поведения на разных уровнях развития;

—исходит импульс двигательного акта на внешний раздражитель — это проблемная ситуация, т.e. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а
вынужден ее построить собственными усилиями;

Э. Торндайк исследовал связь "ситуация реакция " определил 4 основных признака:

- исходный пункт — проблемная ситуация;

-организм противостоит ей как целое,

—он активно действует в поисках выбора;

—выучивается путем упражнения

дал определение концепции как связи между реакцией и
ситуацией.
Она является элементом поведения.

б) Джон Браадус Уотсон (1878-1958) — профессор, лидер
бихевиористического движения.

— в книге "Поведение: введение в сравнительную психо­логию" он отрицал, что сознание является предметом
психологии;

- по мнению Уотсона поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями);

Уотсон вывел формулу: "стимул реакция" (S-R). Все
процессы, физиологические или психические, прохо­дящие между стимулом и реакцией, должны быть выве­дены из гипотез и объяснений психологии;

—Уотсон подчеркивал важность исследования формиро­вания поведения, связей между стимулами и реакция­
ми (S-R);

—эмоции составляют совокупность внутрителесных изме­нений и внешних выражений;

Уотсон показал, что эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе;

-он доказал возможность формирования реакции страха на нейтральный стимул.

Пример:Детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот мо­мент получали разряд электрического тока. Результат:Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий — четвертый раз появление кролика даже в отда­лении вызывало у большинства детей страх.

В) У. Хантер (1886-1954)

изобрел экспериментальную схему для изучения "отсро­ченной " реакции.

Пример:Обезьяна видела, в какой ящик положи ли банан. Затем, между ней и ящиком сманили ширму, которую вскоре убирали Обезьяна находила банан сразу.

Таким образом Хантер доказал способность животных к отсроченной реакции на стимул

г) Карл Лешли (1890-1958) — ученик Д.Б. Уотсона

— считал, что сознание сводится к телесной деятельности
организма;

- поставил опыты по изучению мозговых механизмов поведения: у животного вырабатывался навык, потом удалялись разные участки мозга. В результате опыта К. Лешли пришел к выводу о целостности мозга и что различные его участки могут заменять друг друга.

ЛЕКЦИЯ № 20

Тема: НЕОБИХЕВИОРИЗМ

План

Основатель необихевиоризма — Э. Толмен.

Исследования других ученых в области необихевиоризма.

Вопрос 1. ОСНОВАТЕЛЬ НЕОБИХЕВИОРИЗМА -ЭДВАРД ТОЛМЕН (1886-1959)

—в книге "Целевое поведение у животных и человека"
(1932) высказал предположение, что исследование по­ведения необходимо вести объективным методом без отступлений в сторону внутреннего мира сознания;

—Э. Толмен критиковал объяснения Уотсона формулы
"стимул-реакция" и говорил о необходимости изуче­ния факторов, находящихся между стимулом и реакци­ей. Эти факторы получили название "промежуточных переменных";

доказал, что внутренние процессы можно "вывести нару­жу" и придать их исследованию.Для этого поведение сле­дует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосаблива­ется, благодаря тому, что выделяет определенные при­
знаки, позволяющие различать "что ведет к чему";

Э. Толмен показал постепенность освоения обстановки организмом. Для решения задачи организм строит опре­деленную познавательную ("когнитивную") карту;

он ввел понятие "латентного научения" - это скрытое, наблюдаемое научение, проявляющееся при отсутствии подкрепления.

Вопрос 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ

НЕОБИХЕВИОРИЗМА

А) Кларк Халл (1884-1953)

-в основу своих исследований ставили учение И.П. Пав­лова об условных рефлексах. При исследовании рефлек­са необходимо придавать особое внимание силе навыка. Для проявления силы навыка необходимы определенные физиологические потребности;

— на силу навыка оказывает влияние редукция потребности и чем чаще она редуцируется, тем больше сила на­выка. Она зависит от интервала между условными раздражителями и реакцией;

-- Холл ввел первичноеи вторичное подкрепление.Кпервому подкреплению относится пища, удар электрическим то ком;

—он определил связь потребности с раздражителями, реакция на которые играет роль вторичного подкрепления;

—К. Халл создал школу, в которой к теории поведения применялись физико-математические методы; проверялись гипотезы о разных способах приобретения навыков;

—Халл говорил о возможности объяснения поведения
организма без применения психических образов.

б) Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990)

—он считал, что необходимо исключить из исследования
все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К фикциям он относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества) Считал, что невозможно говорить о реальной свободе человека, т.к. он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой;

разработал оперантное поведение. Психика человека основана на разных рефлексах по роду и степени сложности;

дал понятие условного рефлекса как стимульного поведения. Он считал, что формирование условного рефлекса связано с ассоциацией между разными стимулами и зависит от собственной активности субъекта.

Опыт;Собаке по звонку всегда дается мясо не и висимо от того, что она в тот момент делает. Таким образом такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления, она не может быть основой постоянного поведении субъекта.

— Скиннер пришел к выводу, что даже одноразовое подкрепление сопровождается выраженным эффектом, т.к.возникает незначительная связь между реакцией истимулом;

он ввел понятие"суеверного" поведения,охарактеризовав его как попытку повторения индивидом реакции при значительном стимуле. Скиннер утверждая, что "суевер­ное" поведение присуще большинству индивидов;

Б. Скиннер разработал метод программированного обу­чения с целью коррекции отклонений в поведении. На­пример, у людей с расстроенной психикой, у малолет­них преступников. Но этот метод подвергся критике, т.к невозможен тотальный контроль за поведением в связи
с тем, что положительно подкреплялось только жела­тельное, а отрицательно— нежелательное в поведении;

Б. Скиннер установил, что обучение при оперантном обус­ловливании идет быстрее, т.к. экспериментатор наблю­дает не только за результатом процесса, но и за самим его ходом. В итоге происходит экстериоризация ("выне­сение вовне") исполнения, ориентировки и контроля
за действием.

Работы Скиннера дали возможность корректировать и на­правлять процесс обучения и формировать новые навыки.

ЛЕКЦИЯ № 21



2016-09-15 559 Обсуждений (0)
Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)