Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА
а) Согласно бихевиоризму, предметом психологии является поведение, а не сознание. б) В то время было принято отождествлять психику и сознание, возникла идея, будто, устраняя сознание, 6ихевиоризм ликвидирует психику. Но истина заключалась в том, что он изменил понятие о психике. Вопрос 2. ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИХЕВИОРИЗМА А) Эдвард Торндайк (1874-1949) —провел экспериментальные исследования ассоциативных процессов у животных и результаты изложил в диссертации "Интеллект животных". Впервые именно опытами Э. Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала связь не между идеями или движениями как в предшествующих ассоциативных теориях, a между движениями и ситуациями; —Э. Торндайк рассмотрел концепцию "проб и ошибок". Этот принцип объясняется им как приобретение живыми существами новых форм поведения на разных уровнях развития; —исходит импульс двигательного акта на внешний раздражитель — это проблемная ситуация, т.e. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а —Э. Торндайк исследовал связь "ситуация — реакция " определил 4 основных признака: - исходный пункт — проблемная ситуация; -организм противостоит ей как целое, —он активно действует в поисках выбора; —выучивается путем упражнения — дал определение концепции как связи между реакцией и б) Джон Браадус Уотсон (1878-1958) — профессор, лидер — в книге "Поведение: введение в сравнительную психологию" он отрицал, что сознание является предметом - по мнению Уотсона поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями); —Уотсон вывел формулу: "стимул — реакция" (S-R). Все —Уотсон подчеркивал важность исследования формирования поведения, связей между стимулами и реакция —эмоции составляют совокупность внутрителесных изменений и внешних выражений; Уотсон показал, что эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе; -он доказал возможность формирования реакции страха на нейтральный стимул. Пример:Детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Результат:Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий — четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. В) У. Хантер (1886-1954) изобрел экспериментальную схему для изучения "отсроченной " реакции. Пример:Обезьяна видела, в какой ящик положи ли банан. Затем, между ней и ящиком сманили ширму, которую вскоре убирали Обезьяна находила банан сразу. Таким образом Хантер доказал способность животных к отсроченной реакции на стимул г) Карл Лешли (1890-1958) — ученик Д.Б. Уотсона — считал, что сознание сводится к телесной деятельности - поставил опыты по изучению мозговых механизмов поведения: у животного вырабатывался навык, потом удалялись разные участки мозга. В результате опыта К. Лешли пришел к выводу о целостности мозга и что различные его участки могут заменять друг друга. ЛЕКЦИЯ № 20 Тема: НЕОБИХЕВИОРИЗМ План Основатель необихевиоризма — Э. Толмен. Исследования других ученых в области необихевиоризма. Вопрос 1. ОСНОВАТЕЛЬ НЕОБИХЕВИОРИЗМА -ЭДВАРД ТОЛМЕН (1886-1959) —в книге "Целевое поведение у животных и человека" —Э. Толмен критиковал объяснения Уотсона формулы —доказал, что внутренние процессы можно "вывести наружу" и придать их исследованию.Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные при —Э. Толмен показал постепенность освоения обстановки организмом. Для решения задачи организм строит определенную познавательную ("когнитивную") карту; —он ввел понятие "латентного научения" - это скрытое, наблюдаемое научение, проявляющееся при отсутствии подкрепления. Вопрос 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ НЕОБИХЕВИОРИЗМА А) Кларк Халл (1884-1953) -в основу своих исследований ставили учение И.П. Павлова об условных рефлексах. При исследовании рефлекса необходимо придавать особое внимание силе навыка. Для проявления силы навыка необходимы определенные физиологические потребности; — на силу навыка оказывает влияние редукция потребности и чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Она зависит от интервала между условными раздражителями и реакцией; -- Холл ввел первичноеи вторичное подкрепление.Кпервому подкреплению относится пища, удар электрическим то ком; —он определил связь потребности с раздражителями, реакция на которые играет роль вторичного подкрепления; —К. Халл создал школу, в которой к теории поведения применялись физико-математические методы; проверялись гипотезы о разных способах приобретения навыков; —Халл говорил о возможности объяснения поведения б) Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) —он считал, что необходимо исключить из исследования —разработал оперантное поведение. Психика человека основана на разных рефлексах по роду и степени сложности; —дал понятие условного рефлекса как стимульного поведения. Он считал, что формирование условного рефлекса связано с ассоциацией между разными стимулами и зависит от собственной активности субъекта. Опыт;Собаке по звонку всегда дается мясо не и висимо от того, что она в тот момент делает. Таким образом такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления, она не может быть основой постоянного поведении субъекта. — Скиннер пришел к выводу, что даже одноразовое подкрепление сопровождается выраженным эффектом, т.к.возникает незначительная связь между реакцией истимулом; —он ввел понятие"суеверного" поведения,охарактеризовав его как попытку повторения индивидом реакции при значительном стимуле. Скиннер утверждая, что "суеверное" поведение присуще большинству индивидов; —Б. Скиннер разработал метод программированного обучения с целью коррекции отклонений в поведении. Например, у людей с расстроенной психикой, у малолетних преступников. Но этот метод подвергся критике, т.к невозможен тотальный контроль за поведением в связи —Б. Скиннер установил, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее, т.к. экспериментатор наблюдает не только за результатом процесса, но и за самим его ходом. В итоге происходит экстериоризация ("вынесение вовне") исполнения, ориентировки и контроля Работы Скиннера дали возможность корректировать и направлять процесс обучения и формировать новые навыки. ЛЕКЦИЯ № 21
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |