Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки субъектов Российской Федерации



2016-09-17 606 Обсуждений (0)
Признаки субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статус субъектов Российской Федерации обладает следующей со­вокупностью признаков.

Статус субъектов определяется не только собственным конституционным законодательством, но и федеральным конституционным законодательством. Причем конституции (уставы) субъектов не должны противоре­чить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ наделен правом признавать недействительными положения региональных конститу­ций (уставов) в случае обнаружения противоречий между ними, с од­ной стороны, и федеральной Конституцией, с другой.

Статус того или иного субъекта может быть изменен только по вза­имному согласию с Российской Федерацией в соответствии с феде­ральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66Конституции).

2. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Причем новое наименование субъекта должно быть внесено в Конституцию РФ.

3. Субъекты Федерации являются самоуправляющимися террито­риями. В пределах своих полномочий органы государственной власти субъектов самостоятельно реализуют государственную власть на своей территории, обеспечивают ее экономическое и социальное развитие.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федераль­ными и региональными органами государственной власти осуществ­ляется посредством Конституции РФ, Федеративным и иными дого­ворами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Территория субъектов Федерации является составной частью российского государства. В то же время территории субъектов неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия. Если субъ­ект Федерации имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с Государственной границей Российской Федерации.

5. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и прини­мают собственное законодательство, иные нормативные акты в преде­лах своих полномочий. Причем в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов не могут противоре­чить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федера­ции и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Фе­дерации и ее субъектов. В случае такого противоречия действует феде­ральный закон. В то же время в случае противоречия между федераль­ным законом и нормативным актом субъекта, принятым по предметам ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта.

6. Интересы субъектов Федерации представлены на федеральном уровне. В частности, от них избираются депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания. В Совет Федерации Федерального Со­брания каждый регион направляет двух представителей.

Для учета региональных интересов при Правительстве РФ могут учреждаться их представительства. Например, при Правительстве РФ функционируют представительства Брянской, Магаданской, Туль­ской, Самарской, Ивановской областей[9].

В свою очередь в самих субъектах в соответствии с ч. 1 ст. 78 Кон­ституции РФ предусматривается возможность создания территориаль­ных органов и назначения соответствующих должностных лиц феде­ральными органами исполнительной власти для осуществления ими своих полномочий.

7. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и форми­руют собственную систему органов законодательной, исполнитель­ной, судебной власти. Есть лишь один ограничитель этой самостоя­тельности, а именно: соответствие региональных актов, устанавли­вающих такую систему, основам конституционного строя России, а также принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным за­коном[10].

Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федера­ции в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для орга­низации государственной власти в ее субъектах.

Разделение единой государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную предполагает установление такой системы пра­вовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно — их взаимодейст­вие»[11].

8. Субъекты Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью. Это означает, что они в пределах полномочий, предоставленных им федеральной Конституцией, федеральным зако­нодательством и договорами, обладают правом на осуществление ме­ждународных и внешнеэкономических связей с субъектами иностран­ных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятель­ности международных организаций в рамках органов, созданных спе­циально для этой цели. С согласия Правительства РФ субъекты Феде­рации вправе осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

В соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О ко­ординации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[12] российские регионы имеют право на веде­ние переговоров с указанными иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Необходимо иметь в виду, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, за­ключенные органами государственной власти субъекта, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

Субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осущест­влении международных и внешнеэкономических связей по согласова­нию с федеральным Министерством иностранных дел вправе откры­вать свои представительства за пределами Российской Федерации, а также давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных госу­дарств.

9. Субъекты Федерации имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр.

Наличие символов субъектов Российской Федерации не является признаком, свидетельствующим о их суверенитете.

10. Субъекты Федерации не обладают правом сецессии (односто­роннего выхода из состава Российской Федерации). Действующая Конституция РФ не фиксирует такого права за субъектами.

11. Субъекты Федерации равноправны. Статья 5 Конституции дает структурную характеристику Российской Федерации и устанавливает принцип равноправия ее субъектов. Равноправие не следует смеши­вать с равенством субъектов. Наличие множества различий историче­ского, экономического, географического и других не позволяет гово­рить о фактическом равенстве всех субъектов Федерации. Конститу­ция же закрепляет равноправие, что означает обладание российскими регионами конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, в который включается право иметь конституцию или устав, законода­тельство, свою территорию, собственные органы государственной власти, представительство в Федеральном Собрании, собственную и совместную с федеральными органами власти компетенцию и т.п. Рав­ноправие также означает, что все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федераль­ного центра в соответствии с Конституцией РФ. К числу таких гаран­тий можно отнести: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право ут­верждать поправки в федеральную Конституцию, право законодатель­ной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Кон­ституционный Суд РФ и др.

Принцип равноправия субъектов Федерации закреплен на кон­ституционном уровне впервые, что представляется крайне важным для гармоничного развития федеративных отношений.

12. Субъекты Федерации — несуверенные государственные обра­зования. Сувереном выступает сама Российская Федерация, тогда как составные ее части располагают определенной степенью самостоя­тельности в сферах, определенных федеральной Конституцией.

Конституция РФ не допускает иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следова­тельно, не предполагает иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации в силу ее Конституции исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в еди­ной системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов.

Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обу­словленного тем, что субъекты не обладают суверенитетом, который изна­чально принадлежит Федерации в целом[13].

Приведенные выше признаки присущи всем субъектам Феде­рации.

 



2016-09-17 606 Обсуждений (0)
Признаки субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки субъектов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)