Классификация и характеристика конституционных гарантий прав и свобод
Конституционные гарантии подразделяют на следующие группы: К 1-ой группе относятся гарантии-принципы: 1. Принцип, закрепленный в гл.1 ст.2 Конституции РФ и провозглашающий человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Этот принцип находит свое логическое продолжение в системе других конституционных принципов, содержащихся в гл.1 Конституции РФ, среди которых следующие принципы: - провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст.1); - полновластие многонационального народа России (ст.3); - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст.4) и другие. Ко второй группе конституционных гарантий относятся нормы-гарантии, содержащиеся в главе 2 и других конституционных нормах. К ним относятся следующие нормы-гарантии: - в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ (ч.1 ст. 17); - неотчуждаемость и принадлежность прав и свобод каждому от рождения (ч.2 ст.17); - недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении собственных прав и свобод (ч.3 ст.17) и другие. К этой же группе конституционных гарантий относятся и гарантии ограничительного характера, представляющие собой совокупность правил, устанавливающих основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ формулирует эти правила следующим образом: 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст.54). 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54). 3. Перечисление в Конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55) и другие. И, наконец, третья группа нормативных конституционных гарантий прав человека и гражданина включает процессуальные гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства, в число которых входят: 1. гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.45); 2. гарантия судебной защиты (ст.46); 3. признание суда присяжных (ст.47); 4. право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48); 5. презумпция невиновности (ст.49); 6. право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону (ст.45) и другие. Теперь рассмотрим институциональные гарантии, представляющие собой систему юрисдикционных институтов (учреждений), занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина. 1. Глава государства - Президент РФ. 2. Федеральное Собрание РФ осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Главным ценностным ориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека. 3. В соответствии со ст.114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ. 4. В соответствии со ст.46 Конституции РФ важнейшей гарантией прав и свобод личности является судебная защита, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особая роль в сфере защиты прав личности принадлежит Конституционному Суду РФ. 5. Защита прав граждан возложена также на прокуратуру и нотариат. 6. Согласно Конституции РФ учрежден новый институт защиты прав и свобод человека - Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институтами, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина. 7. Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности.
3. Президент РФ – гарант Конституции и основных прав и свобод человека и гражданина
Анализ Конституции РФ показывает, что Президенту принадлежит обширные полномочия по ее гарантированию, защите прав и свобод личности. Так, Президент обладает правом законодательной инициативы (п. «г» ст.84; ч. 4 ст.104 Конституции). Осуществляя его, Президент может способствовать принятию федеральных законов по всем предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, что обеспечит реализацию практически любых положений Конституции РФ. Президент вправе внести предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст.134). Следует отметить такое полномочие Президента как обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84). В посланиях Президента может изложить свой взгляд на гарантирование Конституции, сориентировать Государственную Думу на разработку и принятие необходимых для этого законов, обратить внимание депутатов на затягивание принятия ФКЗ и ФЗ. В соответствии с ч.1 ст.85 Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения возникших разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Исходя из этого, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина - привлекает к работе в своих совещательных органах депутатов ГД, членов СФ, руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей крупных общественных организаций; - проводит различные встречи, совещания и консультации; - дает рекомендации по решению какого-либо спорного вопроса. Будучи гарантом Конституции, Президент на основании ч.3 ст. 107 неоднократно налагал вето на принимаемые Государственной Думой федеральные законы, направленные на регулирование разнообразных общественных отношений, содержание которых, но его мнению, не соответствовало Конституции. При возникновении в законотворческом процессе разногласий между палатами Федерального Собрания и Президентом сложилась практика создания согласительных комиссий с участием обеих сторон. Главная задача этих комиссий - выработка компромиссных решений по конкретным законопроектам, внесение в них изменений, которые позволят им «пройти» и через ГД, и через СФ, и через Президента. Еще одним средством участия Президента в законотворческом процессе является институт представителей Президента в палатах Федерального Собрания. Представитель Президента имеется также в Конституционном Суде РФ. Важной формой взаимодействия Президента и законодательной власти служат - «круглые столы», в ходе которых вырабатываются согласованные решения по наиболее важным и сложным вопросам; - личные встречи представителей Президента с председателями палат Федерального Собрания; - проводятся «четырехсторонние встречи с участием Президента, председателей палат ФС и Председателя Правительства РФ. Однако такие встречи не всегда приводили к компромиссному решению. В соответствии с ч.1 ст. 87 Конституции РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. В этом качестве в случае агрессии против РФ или ее угрозе он вводит на территории РФ военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, Президент может вводить чрезвычайное положение. Как Верховный Главнокомандующий Президент, помимо указов и распоряжений, может издавать приказы и директивы Верховного Главнокомандующего. В настоящее время объем полномочий Президент стал настолько велик, что превратился, по сути, в тяжкий груз, лежащий на главе государства. Президент физически не в состоянии надлежащим образом осуществлять эти полномочия, что неизбежно приводит к «раздуванию» штата его помощников, смещению реальной власти от Президента к его Администрации. Даже самый активный и образованный президент не сможет заменить работу парламента, а тем более, надлежащую реализацию принимаемых им актов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |