Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация и характеристика конституционных гарантий прав и свобод



2016-09-17 695 Обсуждений (0)
Классификация и характеристика конституционных гарантий прав и свобод 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конституционные гарантии подразделяют на следующие группы:

К 1-ой группе относятся гарантии-принципы:

1. Принцип, закрепленный в гл.1 ст.2 Конституции РФ и провозглашающий человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства.

Этот принцип находит свое логическое продолжение в системе других конституционных принципов, содержащихся в гл.1 Конституции РФ, среди которых следующие принципы:

- провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст.1);

- полновластие многонационального народа России (ст.3);

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст.4) и другие.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся нормы-гарантии, содержащиеся в главе 2 и других конституционных нормах.

К ним относятся следующие нормы-гарантии:

- в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ (ч.1 ст. 17);

- неотчуждаемость и принадлежность прав и свобод каждому от рождения (ч.2 ст.17);

- недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении собственных прав и свобод (ч.3 ст.17) и другие.

К этой же группе конституционных гарантий относятся и гарантии ограничительного характера, представляющие собой совокупность правил, устанавливающих основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ формулирует эти правила следующим образом:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст.54).

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54).

3. Перечисление в Конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55) и другие.

И, наконец, третья группа нормативных конституционных гарантий прав человека и гражданина включает процессуальные гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства, в число которых входят:

1. гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.45);

2. гарантия судебной защиты (ст.46);

3. признание суда присяжных (ст.47);

4. право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48);

5. презумпция невиновности (ст.49);

6. право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону (ст.45) и другие.

Теперь рассмотрим институциональные гарантии, представляющие собой систему юрисдикционных институтов (учреждений), занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина.

1. Глава государства - Президент РФ.

2. Федеральное Собрание РФ осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Главным ценностным ориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека.

3. В соответствии со ст.114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ.

4. В соответствии со ст.46 Конституции РФ важнейшей гарантией прав и свобод личности является судебная защита, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особая роль в сфере защиты прав личности принадлежит Конституционному Суду РФ.

5. Защита прав граждан возложена также на прокуратуру и нотариат.

6. Согласно Конституции РФ учрежден новый институт защиты прав и свобод человека - Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институтами, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

7. Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности.

 

3. Президент РФ – гарант Конституции и основных прав и свобод человека и гражданина

 

Анализ Конституции РФ показывает, что Президенту принадлежит обширные полномочия по ее гарантированию, защите прав и свобод личности.

Так, Президент обладает правом законодательной инициативы (п. «г» ст.84; ч. 4 ст.104 Конституции). Осуществляя его, Президент может способствовать принятию федеральных законов по всем предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, что обеспечит реализацию практи­чески любых положений Конституции РФ. Президент вправе внести предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст.134).

Следует отметить такое полномочие Президента как обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84). В посланиях Президента может изложить свой взгляд на гарантирование Конституции, сориентировать Государственную Думу на разработку и принятие необходимых для этого законов, обратить внимание депутатов на затягивание принятия ФКЗ и ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.85 Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения возникших разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Исходя из этого, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина

- привлекает к работе в своих совещательных органах депутатов ГД, членов СФ, руководителей федеральных и региональ­ных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей крупных общественных организаций;

- проводит различные встречи, совещания и консультации;

- дает рекомендации по решению какого-либо спорного вопроса.

Будучи гарантом Конституции, Президент на основании ч.3 ст. 107 неоднократно на­лагал вето на принимаемые Государственной Думой федеральные законы, направленные на регулирование раз­нообразных общественных отношений, содержание которых, но его мнению, не соответствовало Конституции.

При возникновении в законотворческом процессе разногласий между палатами Федерального Собрания и Президентом сложилась практика создания согласительных комиссий с участием обеих сторон. Главная задача этих комиссий - выработка компро­миссных решений по конкретным законопроектам, внесение в них изменений, которые позволят им «пройти» и через ГД, и через СФ, и через Президента.

Еще одним средством участия Президента в законотворческом процессе является институт представителей Президента в палатах Федерального Собрания. Представитель Президента имеется также в Конституционном Суде РФ.

Важной формой взаимодействия Президента и законодательной власти служат

- «круглые столы», в ходе которых вырабатываются согласованные решения по наиболее важным и сложным вопросам;

- личные встречи представи­телей Президента с председателями палат Федерального Собрания;

- проводятся «четырехсторонние встречи с участием Президента, председателей палат ФС и Председателя Правительства РФ. Однако такие встречи не всегда приводили к компромиссному решению.

В соответствии с ч.1 ст. 87 Конституции РФ Президент является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными силами РФ. В этом качестве в случае агрессии против РФ или ее угрозе он вводит на территории РФ военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, Президент может вводить чрезвычайное поло­жение. Как Верховный Главнокомандующий Президент, помимо указов и распоряжений, может издавать приказы и директивы Верховного Главнокомандующего.

В настоящее время объем полномочий Президент стал настолько велик, что превратился, по сути, в тяжкий груз, лежащий на главе государства. Президент физически не в состоянии надлежащим образом осуществлять эти полномочия, что неизбежно приводит к «раздуванию» штата его помощников, смещению реаль­ной власти от Президента к его Администрации. Даже самый активный и обра­зованный президент не сможет заменить работу парламента, а тем более, надлежа­щую реализацию принимаемых им актов.



2016-09-17 695 Обсуждений (0)
Классификация и характеристика конституционных гарантий прав и свобод 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация и характеристика конституционных гарантий прав и свобод

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)