Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА



2016-09-15 426 Обсуждений (0)
Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




а) середина века связана с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и пси­хических особенностей.

— как естественные, так и гуманитарные науки имели тен­денцию к созданию универсальных теорий, направлен­ных на открытие основных закономерностей развития человека и общества (концепции А.В Веселовского, А.А.Потебни, И.М. Сеченова, К.Д. Кавелина и др.);

б) два направления в проблеме человека:

— Перед психологией встал вопрос: на основе какой на­уки следует формироваться. На основе философии или на основе физиологии. Исходя из этого предложили 2 концепции развития психологии. У истоков первой сто­
ял Н.Чернышевский, у истоков второй — П.Юркевич и

В.Соловьев. На основе этих концепций развивались дру­гие направления психологии;

в) антропологические принципы в философии Н.Черны­шевского

Н.Чернышевский подчеркивал, что единство человечес­кого организма обосновывалось и онтологически и гносеологи­чески. Соответственно, и психика не является самостоятельной сущностью и требует научно-обоснованного изучения;

г) П.Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте:

- Юркевич отстаивал "опытную психологию", согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, свойственным физичес­ким телам, и познаваемым только субъектом.

—Он говорил, что познание человека будет происходить двояко: внешними чувствами — тело, его органы и внут­ренним чувством — душевные проявления.

—Юркевич утверждал, что психология, использующая внутренний опыт, является эмпирической областью знания и этим обретает себе достоинство;

Д) К.Д. Кавелин

—Он доказывал, что нравственная личность человека яв­ляется "живым двигателем" всей индивидуальной и об­щественной жизни людей.

—Считал, что важнейшими чертами психологии являют­ся антропологизм и этическая направленность.

—Этнографические исследования привели Кавелина к мысли о том, что анализ народного творчества может являться методом изучения национальной психологии так же, как и анализ продуктов индивидуального твор­чества.

Вопрос 3. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

а) создание В.М. Бехтеревым Психоневрологического инсти­тута в Петербурге

в стенах института было разработано учение об индиви­дуальных различиях. Было выделено две сферы:

эндопсихика — врожденная основа личности и

экзосфера — система взаимоотношений личности с окружающим миром.

- построена классификация личностей;

б) создание Института экспериментальной психологии Г.И.
Челпановым;

— проводились эксперименты, связанные с наблюдения­
ми;

—высказана мысль о том, что эксперимент базируется на первичных понятиях, а следовательно, можно считать исследование психологическим даже если оно не исполь­зует эксперимент;

в) создание естественно-научной ориентации психологии Н.Н.
Лонге

- Н.Н. Ланге разработал монотонную теорию внимания, согласно которой колебания внимания при двойствен­ных изображениях определяются движением глаз.

Он выделил следующие стадии в психической эволюции:

стадию недифференцированной психики; стадию приобретенного опыта; развития психики у человека как социально-куль­турного существа.

 

 

Вопрос 4. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

а) основатель науки о поведении — И.М. Сеченов

- И.М. Сеченов переосмыслил понятие "рефлекса" и вы­
делил в нем следующие блоки:

I блок — сигнал, т.е. рефлекс начинается с различия внешних условий.

II блок — образ. Происходит изменение действия в сторону соотношения с "картиной" среды, которую осваивает организм.

—И.М. Сеченов установил, что в механизме поведения, проходящем по типу рефлекса, действует рефлекторное кольцо.

—Им был экспериментально изучен процесс центрально­го торможения;

б) И.П. Павлов — создатель учения об условно-рефлектор­
ной деятельности

Основные идеи учения:

- живое существо неразрывно взаимосвязано со средой;

- не все раздражители являются для организма сигнала­ми;

- существуют 2 вида рефлексов: условные и безусловные;

в) объективная психология В.М. Бехтерева
Основные идеи учения:

—исследовал взаимосвязь психической деятельности с энергетическими законами.

—отдельные жизненные проявления организма приобре­тают черты механической причинности и биологичес­кой направленности и имеют характер целостной реак­ции организма.

- Бехтерев разработал рефлексологический метод изуче­ния младенцев.

Вопрос 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ В 20 - 50-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

А) реактология

- К.Н. Корнилов предложил считать основным элементом
психики реакцию, но эксперимент свелся к изучению
скорости и силы мышечных реакций;

б) Психология социального бытия Г.Г. Шпета:

—учение предполагает анализ социально-исторических
причин, обусловливающих развитие психики человека.

—Г.Г. Шпет видел будущее искусства и науки в межкуль­турном взаимодействии;



2016-09-15 426 Обсуждений (0)
Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)