Наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязан-
ности. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан само- стоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым На- логовый кодекс РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого- плательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие 84 Общая часть
лица согласно ст. 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обусловливает особенность последних. Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи- ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме- сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества. Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон- трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе- цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д. Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность. Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности государства — свое- временное и полное поступление обязательных платежей в казну при одновременном соблюдении прав налогоплательщиков. Вме- сте с тем каждый элемент выполняет и самостоятельные, только ему присущие функции, обусловленные спецификой конкретного налогового правоотношения, в рамках которого этот элемент функционирует. В налоговом правоотношении все элементы тес- но взаимосвязаны, и только в совокупности они способны вы- зывать к жизни и обеспечивать функционирование налоговых правоотношений. Наличие такого состава позволяет налоговому правоотношению выполнить все функции, возложенные на него в механизме налогово-правового регулирования. Налоговое правоотношение, как отмечалось, выступает спо- собом реализации нормы налогового права и в этом качестве выполняет следующие функции: детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие норма налогового права, что придает налоговому правоотношению индивидуальную определенность; переводит налоговые права и обязанности в плоскость на- логово-правового статуса конкретных субъектов; особен- ностью налоговых правоотношений здесь может выступать необходимость или возможность изменения состава нало- 4. Налоговые правоотношения
гового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, особенности имеют право- отношения с участием налоговых агентов, правоотноше- ния по ведению налогового учета бюджетными учрежде- ниями); налоговое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реа- лизации налогово-правовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства. Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового право- отношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Большинство нало- говых правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Например, установление Налоговым кодексом РФ различных видов налогов и введение их в действие обязы- вают субъектов, имеющих в собственности налогооблагаемые объекты или совершающих налогооблагаемые действия, пере- числять часть своих доходов в казну государства. Отдельные налоговые правоотношения возникают в результате проявления воли одной из сторон: инициатива со стороны налоговых орга- нов по проведению дополнительной налоговой проверки; по- дача налогоплательщиком заявления о возврате излишне упла- ченной суммы налога и др. Также налоговые правоотношения могут возникать на основании решений правоприменительных ор- ганов: так возникают охранительные правоотношения по при- влечению виновного налогоплательщика к ответственности, правоотношения по приостановке операций по счетам налого- плательщика в кредитной организации и т.д. Для возникновения и развития налогового правоотношения одновременное наличие всех перечисленных оснований не обя- зательно. Наряду с отмеченными на процессы возникновения и функ- ционирования налоговых отношений влияют также качество толкования и разъяснения действующих законов, способы кон- кретизации положений налогового законодательства в юридиче- ских актах последующего уровня, мера доступности налогопла- тельщику юридической информации, уровень правовой культуры в обществе. 86 Общая часть
Тем не менее в рамках как законотворческого, так и право- применительного процесса в налоговой сфере имеет место ряд недостатков: у законодателя отсутствуют четкие, реальные страте- гические ориентиры, в тексте Налогового кодекса РФ не обозна- чены цели правового регулирования, не всегда верно выбирается форма правового закрепления элементов налогов или сборов и т.д. Устранение названных недостатков напрямую связано с не- обходимостью выявления закономерностей нормативного закре- пления налоговых отношений, правильной системной организа- цией правовых средств, объединением их в логические комплек- сы (налоговые режимы), адекватным воздействием на поведение субъектов, оптимизацией сочетания элементов положительного и отрицательного правосознания. В условиях изменений, коснувшихся практически всех сто- рон налоговой деятельности государства, требуется создание максимально эффективных правовых механизмов управления этими процессами. Налоговое регулирование испытывает на се- бе влияние не только юридических, но и социальных, экономи- ческих и политических факторов, вследствие чего принимаемые налоговые нормы порождают не только позитивные, но и нега- тивные последствия.
4.2. Виды налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения классифицируются по различным основаниям. 1.В зависимости от служебной роли налоговых правоотноше- ний в механизме налогово-правового регулирования все они подраз- деляются на материальные и процессуальные. Материально налоговые правоотношения связаны с реализа- цией в практике финансовой деятельности материальных (иму- щественных) нормативно-правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (ст. 34631НК РФ). В материальных правоот- ношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ (для государства — аккумулирование доходной части бюджетов; для налогоплатель- щика — формирование оптимальной налоговой базы, использо- вание налоговых льгот и т.д.). 4. Налоговые правоотношения
Процессуальные налоговые правоотношенияпроизводны от ма- териальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определенные процедуры проведения налого- вого контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и т.д. Поскольку одной из важ- ных задач налогового права является обеспечение баланса част- ных и публичных интересов при правовом регулировании взи- мания налогов, то особое значение приобретает регламентация процессуальных прав и обязанностей участников налоговых пра- воотношений, специфика производства налогового контроля, вы- явления и пресечения налоговых правонарушений, защиты на- рушенных прав налогоплательщиков, восстановления фискаль- ных прав государства и т.д. Именно с помощью налоговых процессуальных норм деятельность субъектов публичной власти переходит в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения. Процессуальные налоговые правоотношения закрепляют сле- дующее: действия, которые могут совершать субъекты налогового права, и их последовательность подведомственность дел о нало- говых правонарушениях; порядок осуществления налогового контроля; подведомственность производства отдельных кон- трольно-проверочных действий; порядок фиксации налоговоз- начимой информации; сроки совершения действий; виды и ис- точники доказательств по делу о налоговом правонарушении; гарантии соблюдения налогово-правовых норм, законности и обоснованности принимаемых актов в сфере налогообложения, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение со- ответствующих правил; порядок восстановления нарушенных прав субъектов налогового права и т.д. 2.В зависимости от выполняемых функций налоговые право- отношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные налоговые правоотношенияхарактеризуются сле- дующими особенностями: возникают на основе регулятивных норм права; обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; носят позитивный характер: во-первых, в них устанавли- ваются позитивные налоговые права и обязанности субъ- ектов; во-вторых, в рамках правоотношений осуществля- 88 Общая часть
ются позитивные функции налогового права (регулятивная и экономическая); служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, свя- занных с формированием казны государства. Примерами регулятивных налоговых правоотношений явля- ются отношения по установлению и введению налогов, их исчис- лению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и др., т.е. все те правоотношения, в которых субъекты налогового права ведут себя правомерно. Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подраз- делены на абсолютные и относительные. Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализирова- ны только по одной стороне — той, у которой есть право- требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право и исполнять возложенные обязанности. В абсолютных налого- вых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотноше- ниях такого рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно уста- новленные налоги и сборы, право представительного (законода- тельного) органа на введение на соответствующей территории региональных или местных налогов; право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Несмотря на то что отмеченная конституционная обязанность является осно- вой для создания всех последующих налогово-правовых норм, на ее основе конструируются остальные налоговые правоотно- шения, следует заметить, что абсолютные правоотношения не часто складываются в налоговом праве. Наиболее характерны для налогового права относительные правоотношения. Такие правовые связи двусторонне индивидуа- лизированы, в них уполномоченному лицу противостоит кон- кретно-определенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обя- занность индивидуально-определенного субъекта. К относитель- ным налоговым правоотношениям относятся отношения по поста- 4. Налоговые правоотношения
новке на налоговый учет, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставле- нию отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения нало- говой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т.д. Помимо отмеченного регулятивные налоговые правоотноше- ния подразделяются на активные и пассивные. Правоотношения активного типа выражают движение, дина- мику налогового права. Они складываются на основе обязываю- щих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что актив- ный центр налогового правоотношения находится в юридиче- ской обязанности. Налоговые правоотношения пассивного типа выражают статическое состояние налогового права. Они скла- дываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъ- ективном праве. Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных средств и способов государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких пра- воотношений применяются меры правовой защиты, предупреж- дения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и т.д. Охранительные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями: возникают на основе охранительных норм налогового пра- ва (например, главы 11, 16, 18 НК РФ); возникают на основе как налоговых правонарушений, так и определенного рода событий и правомерных актов (на- пример, на основе решения налогового органа о приоста- новлении операций по счету налогоплательщика в банке); в их рамках реализуются меры налогово-правовой ответст- венности, предупреждения и пресечения совершения нало- говых правонарушений, восстановления нарушенных фис- кальных прав государства, иные меры правовой защиты и превенции; в них устанавливаются юридические обязанности субъек- тов налогового права, реализация которых требует претер- певания налагаемых на субъектов мер правовой защиты и налогово-правовой ответственности (обязанность не поль- зоваться арестованным имуществом, исчислить сумму нало- 90 Общая часть
га с учетом процентов по налоговому кредиту, погасить налоговую недоимку, выплатить сумму штрафа и начис- ленные пени и т.д.); возникают на основе нормы налогового права или право- применительного акта и, как правило, по инициативе вла- стной стороны — государства; в их рамках осуществляется охранительная функция нало- гового права во всех ее разновидностях — карательной, ком- пенсационной, правовосстановительной и т.д. Важное значение имеет классификация по юридическим ос- нованиям, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Здесь можно вы- делить правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правопримени- тельных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и т.д. Помимо рассмотренных видов налоговые правоотношения в зависимости от оснований классификации могут быть под- разделены: по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; по своему объекту — на имущественные и неимущественные; по юридическому характеру взаимоотношений участни- ков — на вертикальные и горизонтальные; по форме проявления — на двусторонние и многосторонние; в зависимости от принадлежности к какому-либо налогово- правовому институту — на отношения по поводу установ- ления, введения, исчисления, уплаты налогов; налогово-учетные отношения; налогово-контрольные отношения; отношения по правовому регулированию конкретного налога и т.д.
4.3. Объекты налоговых правоотношений
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде- ленная правовая связь. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ и в соответствии с частью второй. Согласно названной норме объектами налогооб- ложения могут являться операции по реализации товаров (ра- 4. Налоговые правоотношения
бот, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализован- ных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика за- конодательство о налогах и сборах связывает возникновение на- логовой обязанности. Закрепленный ст. 38 НК РФ перечень объектов налогообложе- ния не является исчерпывающим, поскольку в каждом определен- ном налоговом правоотношении объект детализируется на основа- нии положений соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ. Таким образом, положения ст. 38 НК РФ являются общими, а нормы части второй, устанавливающие объект нало- гообложения по каждому отдельному налогу, — специальными. В качестве основания налоговых правоотношений может вы- ступать практически любой объект, имеющий денежную (стоимо- стную) оценку, обозначенный (выраженный) в каких-либо единицах измерения и закрепленный нормой налогового законодательства. Статья 3 НК РФ устанавливает, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения. Необходимость правового закрепления объекта налогообложения подчеркивает п. 1 ст. 53 НК РФ, согласно которому налоговая база представ- ляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Следовательно, обязанность исчислить налоговую базу возникает лишь в случае, если объект налогооб- ложения прямо указан в качестве такового в налоговом законо- дательстве применительно к конкретному налогу. Наличие объекта налогообложения является предпосылкой и необходимым условием возникновения налогового правоотно- шения. Обязанность по уплате налога может возникнуть только при наличии объекта, подлежащего налогообложению. Следует различать ситуации, в которых налоговая обязанность не возни- кает ввиду отсутствия объекта налогообложения, и ситуации, когда налоговая обязанность не возникает ввиду предоставления налогоплательщику налоговых льгот. Например, неполучение прибыли предприятием в отчетном налоговом периоде не влечет правоотношений по уплате этим субъектом налога на прибыль; наследование пережившим супругом имущества после смерти другого супруга не порождает налоговых последствий. Поскольку налоговые правоотношения могут быть не только материальными, но и процессуальными, то объектом налоговых 92 Общая часть
правоотношений может выступать поведение участников данного правоотношения, урегулированное в целях реализации фискаль- ной функции государства.
4.4. Юридические факты в налоговом праве
Юридические факты в налоговом праве— это определенные об- стоятельства реальной жизни (условия, ситуации, состояния, по- ступки), с которыми юридические предписания (нормы и принципы налогового права, индивидуально-правовые акты) связывают возник- новение, прекращение или изменение налоговых правоотношений. С наличием тех или иных фактов связано не только участие субъекта налогового права в налоговых правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности. На- пример, с момента государственной регистрации юридического лица возникает обязанность поставить его на налоговый учет, тем самым юридическое лицо приобретает налоговую правосубъект- ность; начисление и выплата предприятием каких-либо денежных доходов своим работникам порождают обязанность исчислить, удержать с этого дохода необходимые налоги и перечислить их в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, т.е. при наличии указанных юридических фактов пред- приятие приобретает статус налогового агента. Поэтому в нало- говом праве юридические факты служат основанием не только возникновения, изменения или прекращения налогового право- отношения. Однако будет справедливым отметить, что все же динамика налоговых правоотношений является главным и наи- более распространенным следствием юридических фактов. Поскольку большинство налоговых правоотношений возникает на основе правовых норм, то такие факты становятся юридиче- скими в силу признания их в этом качестве государством. Фис- кальная деятельность государства и финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков представляют собой непре- рывную цепь разнообразных фактов, явлений, событий, дейст- вий, случаев, но не все из них имеют юридическое значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные фи- нансовые интересы государства и частных лиц, входят в сферу налогово-правового регулирования и могут повлечь за собой из- вестные юридические последствия. 4. Налоговые правоотношения
В налоговом праве признание юридически значимого харак- тера тех или иных обстоятельств полностью зависит от властной стороны налоговых правоотношений — государства. Так, согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установ- ленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодатель- ства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и платель- щика сбора с момента установленных законодательством обстоя- тельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора). Жизненные обстоятельства, с наличием которых связано воз- никновение налоговых правоотношений, могут существовать и «до права», т.е. быть объектами или обстоятельствами реального мира, но только налоговые нормы придают им статус юридиче- ских в целях регулирования и упорядочения общественных про- цессов в финансовой сфере. Юридические факты служат непо- средственными поводами, основаниями для появления и функ- ционирования налоговых правоотношений. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение нало- говых правоотношений, — юридические факты — описываются в гипотезе налогово-правовой нормы. Юридические факты приво- дят в действие диспозицию нормы налогового права, иные норма- тивно-правовые предписания, определяют границу возможного и должного поведения сторон в налоговых правоотношениях. В ре- альную налоговую деятельность юридические факты воплоща- ются путем их соблюдения, исполнения, применения, использо- вания индивидуализированными субъектами налоговых право- отношений. Юридические факты в налоговом праве имеют определенные признаки, обусловленные сферой своего проявления — фискаль- ной деятельностью государства. 1. Юридические факты несут в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет налогового права. Помимо таких элементов правового механизма, как предмет и методы правового регулирования, юридические факты помогают отграничить налоговое право от иных подотраслей финансового права. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятель- ства, которые прямо или косвенно влияют на сферу налогообло- жения в государстве, затрагивают финансовые права субъектов налогового права. 94 Общая часть
2. Юридические факты определенным образом объективирова- ны, т.е. выражены вовне. В налоговом праве, как в иных право- вых образованиях, юридическими фактами не могут быть бессо- держательные события и действия, абстрактные понятия, мысли и т.д. Вместе с тем налоговое законодательство при квалификации налоговых правонарушений учитывает их субъективную сторо- ну, в частности такие элементы, как вина, мотив, интерес, цель. Но эти юридические факты сами по себе не порождают налого- вые правоотношения, они оказывают на них влияние только в составе сложного юридического факта, будучи его элементами. Своеобразным исключением из числа объективированных юри- дических фактов в налоговом праве выступают презумпции и фикции, поскольку они могут быть закреплены в законодатель- стве с известной долей абстракции или выводятся из него по- средством толкования. 3. В налоговом праве юридические факты характеризуют на- личие либо отсутствие определенных явлений реальной жизни. В сфере налоговой деятельности юридическое значение могут иметь не только позитивные, но и негативные факты. Позитив- ные юридические факты — это реальные явления природы или общественной жизни, влияющие на динамику налоговых право- отношений. К ним можно отнести доход налогоплательщика, пе- реход права собственности, реализацию товаров, использование объектов животного мира и другие факты и события, имеющие значение для налогообложения. Негативные юридические факты, напротив, отражают отсутствие чего-либо (объектов, действий, состояния и т.д.), что также влияет на движение налогового пра- воотношения. Юридическими фактами такого вида в налоговом праве могут выступать отсутствие налоговых льгот, непредстав- ление налоговой декларации, отсутствие взаимозависимости между субъектами налогового права и т.д. 4.Юридические факты нормативно определены. В налоговом праве юридические факты имеют определенную степень норма- тивного закрепления. Большинство юридических фактов четко зафиксировано в налоговом законодательстве (Налоговый ко- декс РФ, законодательство о налогах и сборах субъектов РФ). Вместе с тем в процессе индивидуального регулирования право- применительными органами (Министерством финансов РФ, на- логовыми органами, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований) может производиться конкретиза- 4. Налоговые правоотношения
ция юридических фактов, необходимых для наделения правами или возложения обязанностей. Так, согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении нало- говой проверки документов или непредставление их в установ- ленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В приведенной норме законодательно установлен юридиче- ский факт, наличие которого влечет возникновение охранитель- ного налогового правоотношения, — непредставление докумен- тов. Вместе с тем закон определяет, что сроки для их представ- ления должны быть определены органом налогового контроля. Тем самым в процессе проведения налоговой проверки индиви- дуально-определенного налогоплательщика проверяющий нало- говый орган (налоговый орган по месту учета этого налогопла- тельщика) конкретизирует такой юридический факт, как срок представления необходимых документов. Поэтому в реальной жизни охранительное налоговое правоотношение по привлече- нию налогоплательщика к ответственности за непредставление документов может возникнуть только по истечении этого срока. 5.В налоговом праве юридические факты зафиксированы в ус- тановленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Налоговое право достаточно формализированно, поэтому подав- ляющее большинство юридических фактов имеет правовое зна- чение лишь в том случае, если надлежащим образом оформлено и зафиксировано. Так, один из основных объектов налоговых правоотношений — налог — считается законно установленным только при соблюдении всех требований, предъявляемых к по- званной норме налог считается установленным лишь в том слу- чае, когда определены налогоплательщики и элементы налогооб- ложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В отдельных случаях юридические факты должны быть под- тверждены (доказаны) на основе иных нормативных правовых актов. Например, согласно ст. 165 НК РФ для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% налогопла- тельщик обязан представить в налоговые органы определенный 96 Общая часть
перечень документов, зависящий от вида его деятельности. Све- дения, содержащиеся в этих документах (контрактах, выписках из лицевого банковского счета, таможенных декларациях и т.д.), будут выступать юридическими фактами, на основании которых налоговый орган сможет принять решение о правомерности ис- числения налогоплательщиком НДС по ставке 0%. 6. Юридические факты влекут предусмотренные налоговым зако- нодательством правовые последствия. Такими последствиями вы- ступают возникновение, изменение или прекращение налоговых правоотношений. В налоговом праве юридические факты довольно разнооб- разны и классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юридические факты во всех отраслях права, в том числе и в налоговом, делятся на события и действия. События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, по достижении 16-летнего возраста гражданин становится деликтоспособным, т.е. может нести ответственность за совершение налогового пра- вонарушения; со смертью налогоплательщика прекращается его налоговая обязанность; истечение срока давности взыскания санкций прекращает право государства на привлечение налого- плательщика к ответственности. Стихийные бедствия также от- носятся к событиям, влекущим наступление налоговых правоот- ношений: на основании п. 1 ст. 111 НК РФ совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодоли- мых обстоятельств является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Болезнь нало- гоплательщика может послужить обстоятельством, смягчающим налоговую ответственность. События относятся к природным явлениям и юридических критериев в себе не содержат, поэтому автоматически никаких обстоятельств не порождают, но служат причинами, предпосыл- ками для возникновения налоговых правоотношений. Так, если налогоплательщик не смог вовремя представить в налоговый ор- ган запрашиваемые документы в силу действия обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение и т.п.), то он не может быть привлечен к ответственности за данное правона- рушение. Однако проявление таких обстоятельств должно быть установлено наличием общеизвестных фактов, публикаций в 4. Налоговые правоотношения
средствах массовой информации и иными способами, не нуж- дающимися в специальных средствах доказывания; после пре- кращения действия указанных обстоятельств налогоплательщик обязан выполнить возложенные на него обязанности. Существенное значение в механизме налогово-правового ре- гулирования имеет такая разновидность юридических фактов- событий, как сроки. Исполнение налоговой обязанности и ос- тальные налоговозначимые деяния проистекают в пространстве и времени. Временная протяженность — важнейшая характери- стика общественных отношений в налоговой сфере. Установле- ние сроков совершения налоговых действий невозможно пере- оценить, поскольку каждых налог должен уплачиваться в строго установленные именно для этого вида платежа сроки, каждые налоговые процессуальные поступки должны совершаться в точно отведенные промежутки времени. До истечения срока давности необходимо выявлять налоговые правонарушения; до истечения сроков обращения в суд необходимо подать исковое заявление и т.д. В противном случае государство сможет поте- рять контроль за поступлением налогов в бюджеты, а субъекты будут лишены возможности защитить свои права. Как юридические факты сроки могут выступать только в ка- честве элементов фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с иными событиями и фактами в налоговой сфере, ника- кого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо. Общий порядок исчисления сроков, установленных законода- тельством о налогах и сборах, определен ст. 61НК РФ. В налого- вом праве характерной чертой сроков является определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока за- висит от установленных в налоговом законодательстве фактов. Статья 61НК РФ определяет, что течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следую- щий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Так, согласно ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет нало- гоплательщика в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документо
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |