Ответственность за нарушения законодательства о налогах и
сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос- новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви- новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише- ниями личного и материального характера. Необходимо учитывать, что НК РФ, КоАП РФ и ТмК РФ содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ. Так, согласно ст. 1 НК РФ законода- тельство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из самого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ответственность за налоговые пра- вонарушения устанавливается непосредственно Налоговым ко- дексом РФ (подп. 6 п. 2 ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за со- вершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, установленным Кодексом. Следовательно, в случае на- рушения законодательства о налогах и сборах охранительные пра- воотношения должны складываться только на основании норм Налогового кодекса РФ и регулироваться институтом налоговой ответственности. Представляется более целесообразным нормы, охраняющие налоговые отношения, но содержащиеся в КоАП РФ и ТмК РФ, консолидировать в Налоговом кодексе РФ, что будет способство- вать повышению эффективности правоохранительной функции ответственности за нарушения законодательства налогах и сборах. Такое соединение охранительных норм позволит: во-первых, устра- 208 Общая часть
нить смешение различных видов юридической ответственности, вызывающей в правоприменительной практике немало трудно- стей; во-вторых, рассматривать налоговую ответственность не в качестве комплексного правового образования, а как полноправ- ный институт в границах подотрасли налогового права. Консолидация охранительных норм будет соответствовать и общепринятым научным трактовкам правоохранительного ин- ститута1, поскольку в рамках налогового права как регулятивной подотрасли финансового права произойдет соединение и ком- поновка в самостоятельные подразделения охранительных норм. Синтезирование норм права, охраняющих налоговые отноше- ния, позволит создать единый правоохранительный комплекс, подчинить ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах единым исходным идеям финансового права и принципам налогового права.
9.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла- тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Действовавший до принятия Налогового кодекса РФ Закон об основах налоговой системы не содержал нормативного опре- деления налогового правонарушения, что в правоприменительной практике влекло применение финансовых санкций только на основе установления самого факта нарушения налогового зако- нодательства. Пробел законодательства восполнялся Постанов- лением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П. Исследуя положения налогового законодательства, Конституци- онный Суд РФ определил налоговое правонарушение как преду- смотренное законом противоправное виновное деяние, совер- шенное умышленно либо по неосторожности. Названное постановление Конституционного Суда РФ имело важное значение в условиях отсутствия законодательного опре-
1 См., например: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 215. 9. Характеристика налоговых правонарушений
деления налогового правонарушения и явилось основой для ст. 106 НК РФ. Законодательное определение налогового правонарушения является обобщающей (собирательной) категорией, отражающей объективную реальность негативных процессов в налоговой сфере. Данное определение, как и определение любого иного пра- вонарушения или преступления, содержит в себе минимальное, но одновременно достаточное количество существенных признаков налоговых правонарушений. Вводя в профессиональный юриди- ческий оборот категорию «налоговое правонарушение», законода- тель не мог включить в ее содержание исчерпывающий перечень признаков, особенностей всех правонарушений, совершаемых в налоговой сфере, поскольку определение налогового правона- рушения должно быть применимым в практической деятельности. Реализация поставленной цели возможна только в том случае, если вводимое определение будет достаточно емким и унифицирован- ным по содержанию, понятным не только профессиональным юристам, но и всем участникам налоговых отношений. Данное определение содержит следующую совокупность наи- более важных юридических признаков налогового правонарушения. 1. Противоправность деяния. Налоговое правонарушение пред- ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор- мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше- нием считается только деяние, предусмотренное законодатель- ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого- вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос- тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст- вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи- зических лиц и т.д.); 210 Общая часть
2.Виновность. Налоговое правонарушение совершается ви- новно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше- ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах Налогового кодекса РФ, оп- ределяющих составы правонарушений, и большинство составов налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины. Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на- ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра- щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле- изъявления на совершение налогового правонарушения, он не- сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий; 3. Наказуемость деяния — совершение налогового правона- рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при- знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра- вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду- смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе- ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности. Сущность наказуемости как формального признака налого- вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа- ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ. Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия. Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого харак- 9. Характеристика налоговых правонарушений
теризуется совокупностью объективных и субъективных при- знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра- ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи- тать противоправное деяние налоговым правонарушением. Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен- та: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. 1.Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой- либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общно- стью объекта посягательств — это фискальная компетенция го- сударства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако- нодательства препятствуют полноценному формированию до- ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос- лушных налогоплательщиков и т.д. Непосредственными объектами конкретного налогового пра- вонарушения могут являться императивно установленные отно- шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ- лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду- смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей. 2.Объективная сторона налоговых правонарушений представ- ляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмот- ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за- конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ. Признаки противоправности деяний можно подразделить на обязательные и факультативные. Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и резуль- татом (последствиями). Нарушитель налогового законодательства 212 Общая часть
подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности. Факультативными признаками объективной стороны налого- вых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения. Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква- лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа- щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода. Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати- ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак- тивов и финансовых вложений налогоплательщика. Повторность совершения налогового правонарушения отнесе- на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции. Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра- вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей- ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за- ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера- тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся 9. Характеристика налоговых правонарушений
налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи- нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри- дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах. 3. Субъектом налогового правонарушения является лицо, совер- шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот- ветствии с действующим законодательством может быть привле- чено к ответственности. Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные. Общий субъект определяется на основа- нии положений Налогового кодекса РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи- зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть: налогоплательщики — российские организации, иностран- ные и международные организации, созданные на терри- тории Российской Федерации филиалы и представительст- ва иностранных и международных организаций, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; плательщики сборов; налоговые агенты — российские и иностранные организа- ции, а также индивидуальные предприниматели; законные представители налогоплательщика — физического лица; свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица; организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов. Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме Налогового кодекса РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше- ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель. Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых право- 214 Общая часть
нарушений специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности. Установление состава других налоговых пра- вонарушений требует выявления более сложной конструкции взаимодействия специальной и общей правосубъектности, когда специальная правосубъектность не только конкретизирует общую, но и видоизменяет и ограничивает ее. По общему правилу ст. 107 НК РФ ответственности подлежат общие субъекты, если норма Налогового кодекса РФ, описы- вающая определенный вид налогового правонарушения, не со- держит требований о наличии у субъекта специальных призна- ков, отражающих какие-либо характерные особенности. Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах с 16-летнего возраста. Кроме возраста, на возможность отнесения физиче- ского лица к субъектам налоговой ответственности влияют еще два обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения налогового правонару- шения физическое лицо должно обладать гражданской дееспо- собностью, необходимой для исполнения обязанности по уплате налогов. По общему правилу, установленному ст. 21 ГК РФ, спо- собность гражданина своими действиями приобретать и осущест- влять гражданские права, создавать для себя гражданские обязан- ности и исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринима- тельской деятельностью. Одновременно следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспо- собности на основаниях, предусмотренных п. 4 ст. 26 ГК РФ. Таким образом, недееспособность влечет отсутствие вины в дей- ствиях правонарушителя и, следовательно, отсутствие субъек- тивной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушение на- логового законодательства невозможно. Законный представитель налогоплательщика — физического лица может являться субъектом налогового правонарушения только в случае несовершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Например, законный представитель несет ответственность за не- своевременное представление налоговой декларации, несоблюде- ние порядка использования арестованного имущества и т.д. 4.Субъективная сторона налогового правонарушения представ- ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе- ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по- следствий. Принцип привлечения к юридической ответственности толь- ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умыш- ленно при наличии совокупности следующих признаков: правонарушитель сознавал общественную опасность своих действий или бездействия; правонарушитель желал или сознательно допускал наступ- ление вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия). Налоговый кодекс РФ предусматривает две формы вины — прямой умысел и косвенный умысел, различаемые между собой только по волевому критерию. Интеллектуальный критерий умысла в налоговых правонарушениях одинаков. Сущность нало- гового правонарушения, совершенного в форме прямого умысла, заключается в том, что лицо осознавало противоправный харак- тер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (без- действия). Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме косвенного умысла, выражается в том, что правонару- шитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия). Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений, напри- мер: внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведе- ний; занижение налогооблагаемой базы; дача экспертом заведомо ложного заключения и т.д. Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом сов- 216 Общая часть
падает с преступной небрежностью, определяемой по аналогии с ч. 3 ст. 26 УК РФ. Налоговое правонарушение признается совер- шенным по неосторожности при наличии следующей совокуп- ности признаков: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как дол- жен был или мог это осознавать. Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых пра- вонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинирован- ности, низкого уровня внутриведомственного финансового кон- троля и т.д. Виновность лица, допустившего нарушение налогового зако- нодательства, исключается, если это лицо на момент совершения противоправного деяния было невменяемым. При совершении налогового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в со- вершении налогового правонарушения определяется в зависи- мости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совер- шение данного налогового правонарушения. Единственным ис- ключением из названного правила является положение подп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому совершение деяния, содер- жащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщи- ком — физическим лицом, находившимся в момент его соверше- ния в невменяемом состоянии, исключает вину лица в соверше- нии налогового правонарушения. Следовательно, невменяемость какого-либо должностного лица не исключает возможности привлечения организации к налоговой ответственности. В практике налоговой деятельности часто встречаются слу- чаи, когда представителем организации выступает другая орга- низация. В данной ситуации вина представляемой организации будет определяться в зависимости от вины должностных лиц ор- ганизации-представителя. Таким образом, определяя состав на- логового правонарушения законодатель рассматривает действия (бездействие) представителя в качестве аналогичных деяний са- мой представляемой организации. Таким образом, состав налогового правонарушения представ- ляет собой законодательно построенную юридическую модель ти- пичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего 9. Характеристика налоговых правонарушений
законодательство о налогах и сборах и за которое Налоговым ко- дексом РФ установлены меры ответственности. Состав налогового правонарушения следует рассматривать в качестве системы объективных и субъективных факторов (при- знаков), совокупность которых необходима и достаточна для признания физического лица или организации совершившими нарушение налогового законодательства. Состав налогового правонарушения является критерием дос- товерной квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения налоговой санкции. Одновременно состав налогового правонарушения имеет важное значение для обеспечения прав человека и гражданина, а также соблюдения принципа законности привлечения к налоговой ответственно- сти. Наличие в противоправном деянии совокупности объектив- ных и субъективных признаков является единственным юриди- ческим основанием для привлечения лица к ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава налогового правонарушения квалификация содеянного в качестве налогового правонарушения исключается.
9.3. Классификация составов налоговых правонарушений
Видовое многообразие налоговых правонарушений предполагает классификацию их составов по различным критериям. Первый критерий — степень общественной опасности. Составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида: основ- ной (простой), квалифицированный и привилегированный. 1.Основным (простым) является состав налогового правона- рушения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков, всегда имеющих место при совершении какого-либо конкретного вида налогового пра- вонарушения. Простой состав налогового правонарушения не предполагает и не требует дополнительных признаков, повы- шающих или понижающих уровень общественной опасности противоправного деяния. Так, к простым составам налоговых правонарушений отно- сятся: нарушение налогоплательщиком установленного срока по- дачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; нару- 218 Общая часть
шение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговой орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке; непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательст- вом о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совер- шенное в течение одного налогового периода; неуплата или не- полная уплата сумм налога в результате занижения налогообла- гаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой про- верке налоговым органом; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое на- ложен арест. Кроме того, Налоговый кодекс РФ содержит и иные составы налоговых правонарушений, степень общественной опасности которых позволяет отнести их к основным (простым) составам. 2.Квалифицированным является состав налогового правонару- шения, требующий для своего определения дополнительные при- знаки противоправного деяния, повышающие уровень общест- венной опасности содеянного для нормального функционирова- ния налогового законодательства. Например, дополнительные признаки противоправных действий или бездействия необходи- мы для установления следующих составов: нарушение налого- плательщиком установленного Налоговым кодексом РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней; непредставление налогоплательщиком нало- говой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации; грубое наруше- ние организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налого- вого периода; грубое нарушение организацией правил учета до- ходов, расходов и объектов налогообложения, повлекшее зани- жение налоговой базы; умышленная неуплата или неполная уп- лата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия); повторное неправомерное сообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соот- ветствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. 9. Характеристика налоговых правонарушений
3.Привилегированным является состав налогового правона- рушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень об- щественной опасности содеянного в сфере нормального функ- ционирования налогового законодательства. Учитывая высокую значимость соблюдения налоговой дисциплины, законодатель почти не дифференцирует ответственность за налоговые право- нарушения в сторону ее снижения. Привилегированным можно считать состав налогового правонарушения, описываемый п. 3 ст. 126 НК РФ, — непредставление в установленный срок на- логоплательщиком (налоговым агентом) — физическим лицом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду- смотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законо- дательства о налогах и сборах.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |