Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей



2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей 0.00 из 5.00 0 оценок




осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Подобное заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению переплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавливает следующие направления ее использования: излишне уплаченная

или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении на то обязательство, которое следует погасить за счет обра-

зовавшейся переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов) или пеней.

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключитель-

но на основании письменного заявления налогоплательщика.

Налоговое законодательство определяет срок давности для пода-

чи подобного заявления — три года со дня уплаты излишней

суммы налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма переплаты

налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку

или задолженность по пеням, вначале производится зачет пере-

плаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет

подлежать только оставшаяся разница.


184


Общая часть


 

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в

течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком со-

ответствующего заявления. Возврат производится за счет средств

того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которо-

го была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществ-

ляется на основании установленного факта переплаты обяза-

тельных платежей, который произошел в результате исполнения

налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм воз-

врата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает

административный и судебный способы. Обратиться в налого-

вый орган с заявлением о возврате суммы налога налогопла-

тельщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему

стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в

счет налоговых платежей. Установленный срок является пресе-

кательным, поскольку по истечении одного месяца налогопла-

тельщик лишается права возврата переплаченных платежей в

административном порядке. Дальнейшая защита имущественного

права налогоплательщика относительно возврата излишне взы-

сканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое

заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная

со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте из-

лишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение

налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в те-

чение двух недель со дня регистрации этого заявления. По ре-

зультатам рассмотрения заявления начальником (его заместите-

лем) налогового органа выносится решение. В случае признания

налоговым органом факта излишнего взыскания налогов непра-

вомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплатель-

щику с начислением на них процентов по ставке рефинансиро-

вания Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные сум-

мы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход

которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков за-

конодательством определены сроки возврата излишне взыскан-

ных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму

переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответ-

ствующего решения начальником (его заместителем) налогового

органа или вынесения решения судом.


7. Сущность налоговой обязанности



 

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных

сумм налогов служит правило п. 5 ст. 79 НК РФ, согласно кото-

рому проценты на данную сумму начисляются со дня, следую-

щего за днем взыскания, по день фактического возврата.

 

7.5. Изменение срока уплаты налога,

сбора или пени

 

Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно осуще-

ствить в сроки, установленные законодательством о налогах и

сборах. В целях недопущения нарушения налогового законода-

тельства в части образования налоговой недоимки подп. 4 п. 1

ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать

отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит.

Механизм реализации данного положения представляет измене-

ние срока исполнения налоговой обязанности и регулируется

главой 9 НК РФ.

Изменение срока исполнения налоговой обязанности — это пе-

ренос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок

на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.

В правоотношениях по изменению срока исполнения налого-

вой обязанности участвуют три стороны: финансовые государст-

венные или муниципальные органы общей компетенции, налого-

вые органы, а также налогоплательщик, претендующий на измене-

ние срока уплаты налога, сбора или пени (заинтересованное лицо).

В соответствии с принципами налогового федерализма и само-

стоятельности органов местного самоуправления существует раз-

граничение налоговой компетенции между территориальными ор-

ганами государства и муниципальных образований относительно

принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.

По общему правилу решение вопросов изменения сроков

исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам

входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Относи-

тельно изменения сроков уплаты региональных или местных на-

логов решения принимаются соответствующими финансовыми

органами субъекта РФ или муниципального образования.

Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при пере-

мещении товаров через границу Российской Федерации, право

изменения сроков исполнения налоговой обязанности относи-

тельно этих налогов, сборов или причитающейся пени принад-


186


Общая часть


 

лежит Федеральной таможенной службе или уполномоченным

ею таможенным органам.

Особенности взимания государственной пошлины обуслови-

ли и порядок изменения сроков по ее уплате. Органами, в компе-

тенцию которых входит принятие решения об изменении срока

уплаты государственной пошлины, являются уполномоченные

органы, осуществляющие контроль за платежом данного вида.

Правом изменения срока исполнения налоговой обязанно-

сти по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фон-

ды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.

Второй стороной в правоотношениях относительно изменения

срока исполнения налоговой обязанности выступает налогопла-

тельщик. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает

каких-либо ограничений по видам налогов, применительно к

которым возможно изменение сроков их уплаты. Вместе с тем

Налоговым кодексом РФ определяются обстоятельства, наличие

хотя бы одного из которых исключает изменение срока уплаты

налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в от-

ношении заинтересованного лица:

 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, свя-

занного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

 проводится производство по делу о налоговом правонару-

шении либо по делу об административном правонаруше-

нии, связанном с нарушением законодательства о налогах

и сборах;

 имеются достаточные основания полагать, что это лицо вос-

пользуется изменением срока исполнения налоговой обя-

занности для сокрытия своих денежных средств или иного

имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо

собирается выехать за пределы Российской Федерации на

постоянное жительство.

Также исключается возможность изменения срока исполне-

ния налоговой обязанности, если налогоплательщик уклоняется

от обеспечения отсрочки или рассрочки по уплате налога, т.е.

не предоставляет в залог свое имущество или поручительство

третьего лица.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изменен

относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее

части. Изменение срока уплаты налога не означает отмену суще-

ствующей или возникновение новой налоговой обязанности на-

логоплательщика. Однако выполнение налоговой обязанности в


7. Сущность налоговой обязанности



 

более поздние сроки образует сумму задолженности фискальнообязанного лица перед бюджетом (внебюджетным фондом), по-этому на неуплаченную сумму налога начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Тем самым перенос срока исполнения налоговой обязанности фактически означает предоставление возмездного кредита со стороны государства налогоплательщику за счет средств того бюджета или внебюджетного фонда, в доход которого должны были поступить неуплаченные вовремя налоги.

Возмездность (платность) изменения срока уплаты налогов исключается в тех случаях, когда своевременному исполнению налоговой обязанности препятствовали обстоятельства непреодолимой силы либо у государства (муниципального образования) имеется финансовый долг перед налогоплательщиком в виде задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Предоставление возможности изменения срока исполнения налоговой обязанности способствует сохранению финансового равновесия фискально обязанного лица, но вместе с тем создает угрозу для государства (муниципального образования) неполучения либо недополучения суммы причитающихся налоговых платежей. В качестве гарантии своевременного погашения фискальной задолженности перед бюджетом или внебюджетным

фондом налоговым законодательством предусмотрены следующие способы обеспечения изменения срока уплаты налога:

 залог имущества;

 поручительство.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть

отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит.

Какие-либо иные способы, предоставляющие налогоплательщику

возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней

налоговым законодательством не предусмотрены и, следователь-

но, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налогапредставляет собой изменение

срока исполнения налоговой обязанности с единовременным

погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении

налогоплательщику возможности изменить срок исполнения на-

логовой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы

задолженности. Погашение налоговой задолженности посредст-

вом рассрочки платежа осуществляется частями с установленной


188


Общая часть


 

периодичностью, но в любом случае срок погашения последней

суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предостав-

лены по одному или нескольким видам обязательных платежей

на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Течение

срока изменения исполнения налоговой обязанности начинается

с момента наступления общего срока уплаты налога.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется на

основании письменного заявления заинтересованного лица. Подоб-

ное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых

подается в соответствующий уполномоченный государственный

(муниципальный) орган, а второй в десятидневный срок направ-

ляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме

отсрочки или рассрочки возможен при наличии одного из обстоя-

тельств, указанных в ст. 64 НК РФ.

В зависимости от императивности для уполномоченного ор-

гана обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения

срока уплаты налога, подразделяются следующим образом.

1. Обстоятельства, подлежащие безусловному учету. При их

наличии уполномоченный орган не вправе отказать заинтересо-

ванному лицу в отсрочке или рассрочке уплаты налога. Такими

основаниями служат:

 причинение налогоплательщику ущерба в результате сти-

хийного бедствия, технологической катастрофы или иные

обстоятельства непреодолимой силы;

 задержки налогоплательщику финансирования из бюджета

или оплаты выполненного этим лицом государственного

заказа.

Единственным ограничением изменения срока исполнения

налоговой обязанности при наличии данных обстоятельств явля-

ется сумма причиненного заинтересованному лицу ущерба, сумма

бюджетного недофинансирования либо сумма неоплаты государ-

ственного заказа — в пределах названных сумм отсрочка или рас-

срочка уплаты налога предоставляется в обязательном порядке.

2.Обстоятельства, учитываемые по усмотрению уполномочен-

ного органа. При их наличии возможно, но не обязательно пре-

доставление отсрочки. Такими основаниями служат:

 угроза банкротства налогоплательщика в случае единовре-

менной выплаты им налога;

 бедственное имущественное положение физического ли-

ца, исключающее возможность единовременной выплаты

налога;


7. Сущность налоговой обязанности



 сезонный характер производства и (или) реализации това-

ров, работ или услуг налогоплательщиком.

Перечень обстоятельств, учитываемых при предоставлении от-

срочки или рассрочки уплаты налогов, не является исчерпываю-

щим. В отношении налогов, подлежащих уплате в связи с пере-

мещением товаров через таможенную границу Российской Фе-

дерации, подобные основания могут быть дополнены ТмК РФ.

Кроме федерального законодательства законами субъектов РФ

могут быть установлены дополнительные основания и иные ус-

ловия изменения срока исполнения налоговой обязанности, но

только по отношению к региональным и местным налогам.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездно-

сти и при условии представления заемщиком обеспечения ис-

полнения своего обязательства по возврату указанного кредита

(п. 1 ст. 76 БК РФ).

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату

бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии,

поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных

ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого

кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь вы-

сокую степень ликвидности (п. 3 ст. 76 БК РФ).

При неспособности налогоплательщика обеспечить испол-

нение обязательств по бюджетному кредиту названными спосо-

бами бюджетное законодательство исключает возможность из-

менения срока уплаты налогов.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита

является проведение предварительной проверки финансового

состояния налогоплательщика — получателя кредита. Предвари-

тельный финансовый контроль может быть осуществлен финан-

совым органом соответствующего территориального уровня либо

по его поручению иным уполномоченным органом.

Во время действия договора бюджетного кредита уполномо-

ченные органы имеют право контролировать финансово-хозяй-

ственную деятельность налогоплательщика.

Особой формой изменения срока исполнения налоговой

обязанности является инвестиционный налоговый кредит, кото-

рый отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита

специфичными основаниями предоставления, сроком переноса

налоговых платежей, правилами накопления и погашения нало-

говой задолженности и причитающихся процентов за пользова-

ние кредитом. Он представляет собой такое изменение срока


190


Общая часть


 

уплаты налога, при котором организации при наличии основа-

ний, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в

течение определенного срока и в определенных пределах умень-

шать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой

суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный на-

логовый кредит может быть предоставлен на срок от одного го-

да до пяти лет.

Условиями предоставления инвестиционного кредита служат

указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из ко-

торых дает право налогоплательщику требовать заключения дого-

вора об изменении срока уплаты налога на прибыли, региональ-

ных или местных налогов. Инвестиционный налоговый кредит

предоставляется налогоплательщику-организации при условии:

 проведения этой организацией научно-исследовательских

или опытно-конструкторских работ либо технического пе-

ревооружения собственного производства, в том числе на-

правленного на создание рабочих мест для инвалидов или

защиту окружающей среды от загрязнения промышленны-

ми отходами;

 осуществления этой организацией внедренческой или ин-

новационной деятельности, в том числе создания новых

или совершенствования применяемых технологий, создания

новых видов сырья или материалов;

 выполнения этой организацией особо важного заказа по

социально-экономическому развитию региона или предос-

тавления ею особо важных услуг населению.

Перечень юридических фактов, служащих основаниями для

предоставления инвестиционного налогового кредита, не явля-

ется закрытым, поскольку законами субъектов РФ и норматив-

ными правовыми актами представительных органов местного

самоуправления могут быть установлены иные основания и усло-

вия изменения срока уплаты региональных и местных налогов,

включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и

ставки процентов на сумму кредита.

Таким образом, основной особенностью инвестиционного на-

логового кредита является присущая ему регулирующая функция,

направленная на стимулирование капитальных вложений или иной

инвестиционной активности организаций-налогоплательщиков.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогово-

го кредита прекращается по истечении срока действия соответст-

вующего решения налогового органа или договора. В отдельных


7. Сущность налоговой обязанности



 

случаях, предусмотренных ст. 68 НК РФ, действие отсрочки, рас-

срочки или инвестиционного налогового кредита может быть

прекращено до истечения установленного срока.

Досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки или

инвестиционного налогового кредита возможно в двух случаях:

добровольном и принудительном.

По воле налогоплательщика действие отсрочки, рассрочки или

инвестиционного налогового кредита прекращается в случае уп-

латы им всей причитающейся суммы налога и сбора, а также

соответствующих процентов до истечения срока.

В принудительном порядке действие отсрочки, рассрочки или

инвестиционного налогового кредита прекращается в случае на-

рушения заинтересованным лицом условий предоставления на-

званных налоговых преимуществ. Такое досрочное прекращение

осуществляется на основании решения уполномоченного органа,

принявшего решение о соответствующем изменении срока ис-

полнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном

прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплатель-

щик должен в течение одного месяца после получения им соот-

ветствующего решения налогового органа уплатить неуплаченную

сумму задолженности, а также причитающиеся пени.

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение уполно-

моченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки

или рассрочки в суд в порядке, установленном действующим за-

конодательством.

Установлены и иные основания для досрочного прекращения

действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Соглас-

но п. 7 ст. 68 НК РФ такой договор может быть досрочно пре-

кращен по соглашению сторон или по решению суда. Основа-

ниями досрочного прекращения договора инвестиционного на-

логового кредита могут выступать:

 нарушение налогоплательщиком предусмотренных догово-

ром условий реализации либо передачи во владение, поль-

зование или распоряжение другим лицам оборудования или

иного имущества, приобретение которого явилось основа-

нием предоставления инвестиционного налогового кредита;

 нарушение налогоплательщиком своих обязательств по

выполнению особо важного заказа по социально-экономи-

ческому развитию региона или предоставлению особо важ-

ных услуг населению, в связи с исполнением которых по-

лучен инвестиционный налоговый кредит.


 

 

Налоговый контроль

 

8.1. Понятие и значение

налогового контроля


 


 

Налоговый контроль является составной частью финансового

контроля и одним из видов государственного контроля. Указом

Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного фи-

нансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля

1996 г. № 10951установлено, что государственный финансовый

контроль включает в себя контроль за исполнением федерально-

го бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией

денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, со-

стоянием государственного внутреннего и внешнего долга, госу-

дарственных резервов, предоставлением финансовых и налого-

вых льгот и преимуществ.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из

форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную

функцию управления, имеющую целевую направленность, опре-

деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый

контроль служит формой реализации контрольной функции на-

логов и с позиций налогового права призван в первую очередь

охранять и обеспечивать имущественные права государства и

муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового

контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: уз-

ком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль — это совокупность

мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях

осуществления эффективной государственной финансовой поли-

тики экономическую безопасность России и соблюдение государ-

ственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль — это контроль государ-

ства в лице компетентных органов за законностью и целесооб-

 

1 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.


8. Налоговый контроль



 

разностью действий в процессе введения, уплаты или взимания

налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет

собой специальный способ обеспечения законности в налоговом

праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной

деятельности фискально обязанных лиц. Поскольку налоговый

контроль является разновидностью государственного контроля,

он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же вре-

мя налоговый контроль имеет некоторые специфические черты,

отличающие его от иных направлений контрольной деятельно-

сти и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета,

состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и за-

дач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля

зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности нало-

гоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогопла-

тельщика и т.д.

Объектами налогового контроля являются движение денеж-

ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных

фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы нало-

гоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кас-

совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис-

пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые орга-

ны, органы государственных внебюджетных фондов, таможен-

ные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочия-

ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па-

лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи-

зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать

законно установленные налоги и сборы. В системе правоотноше-

ний, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты

становятся адресатами властных предписаний, что и обусловли-

вает необходимость контроля за выполнением установленных

правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обес-

печение законности и эффективности налогообложения. Наибо-

лее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных

налоговых режимов.


194


Общая часть


 

Налоговый контроль за законностью распространяется и на

совершение действий (операций), установленных не только за-

прещающими нормами. Например, подконтрольными являются

требования о предоставлении налоговым органам информации,

необходимой для осуществления контроля за правильностью ис-

числения и полнотой уплаты налогов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществ-

ляется путем решения определенных задач, зависящих от прово-

димой государством финансовой политики:

 обеспечение экономической безопасности государства при

формировании публичных централизованных и децентра-

лизованных денежных фондов;

 обеспечение надлежащего контроля за формированием го-

сударственных доходов и рациональным их использованием;

 улучшение взаимодействия и координации деятельности

контрольных органов в Российской Федерации;

 проверка выполнения финансовых обязательств перед го-

сударством и муниципальными образованиями со стороны

организаций и физических лиц;

 проверка целевого использования налоговых льгот;

 пресечение и предупреждение правонарушений в налого-

вой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне-

ния финансовых требований и правил экономического, а не

юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные

интересы государства, но не относятся к финансово-правовому

регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани-

рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение

экспортных и импортных квот и т.д.). Налоговый контроль за

частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол-

нения денежных обязательств перед государством (уплату нало-

гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и

целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ-

ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а

также выполнение законных требований уполномоченных орга-

нов государства относительно предоставления какой-либо фи-

нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от

качества организации бухгалтерского и налогового учета.


8. Налоговый контроль

 

8.2. Формы и виды налогового контроля



 

Реализация налогового контроля осуществляется посредством

процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, ос-

нову которой составляют обоснованные и адаптированные кон-

кретные приемы, средства или способы, применяемые при осу-

ществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра-

жения и организации контрольных действий. Под формой налого-

вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле-

ния сущности контроля в зависимости от времени проведения

контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

 проверки;

 получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген-

тов и плательщиков сборов;

 проверки данных учета и отчетности;

 осмотр помещений и территорий, используемых для извле-

чения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осу-

ществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым ко-

дексом РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, по-

скольку от правильного выбора контролирующими субъектами

конкретных действий и процедур зависит достижение конечного

результата и эффективность контроля. С другой стороны, адек-

ватное применение приемов и способов налогового контроля

гарантирует соблюдение прав и законных интересов подкон-

трольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному

функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач

обусловливает и дифференцированные подходы к их решению,

т.е. необходимость использования тех или иных способов прове-

рок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных

субъектов. Применение определенной формы зависит и от других

факторов: правового положения и особенностей деятельности

контролирующих органов; объектов контроля; оснований воз-

никновения налогово-контрольных правоотношений; особенно-

стей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима

доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д.


196


Общая часть


 

Налоговый контроль классифицируется по различным осно-

ваниям на несколько групп.

1. В зависимости времени проведения. По этому основанию

налоговый контроль подразделяется на предварительный, теку-

щий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного

периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса

о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении

сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием

предоставления налогового кредита является проведение пред-

варительной проверки финансового состояния налогоплатель-

щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оцен-

ке экономических, правовых и политических последствий нало-

говых законопроектов; при введении в действие новых финан-

сово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйст-

вующих субъектов. Предварительная реализация контрольными

органами своих функций имеет большое значение для предупре-

ждения правонарушений и способствует укреплению финансо-

вой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля

могут быть оформлены в виде экспертных заключений по про-

ектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых

кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного

налогового периода. Особенностью текущего налогового контро-

ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или

финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало-

гоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе

называют оперативным. Данный вид контроля основывается на

бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин-

вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво-

ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам

быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности,

предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким

образом, предотвращать финансовые потери государственной или

муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше-

ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и

финансовой документации.


8. Налоговый контроль



 

Главной целью последующего налогового контроля является

оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя-

занности со стороны фискально обязанных лиц. Основным кри-

терием последующего налогового контроля следует считать мак-

симальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими

методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности

подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании

отчетного налогового периода определяется состояние финансо-

вой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в

конечном счете закладывается база для дальнейшего совершен-

ствования государственной и муниципальной финансовой дея-

тельности. Последующий налоговый контроль отличается углуб-

ленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фис-

кально обязанного лица за определенный период и позволяет

определить степень эффективности проведенных ранее предва-

рительного и текущего контроля.

2. В зависимости от субъекта.Налоговый контроль выступа-

ет разновидностью финансовой деятельности и одновременно

разновидностью управленческой деятельности государства в на-

2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)