Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия органов внутренних дел как субъектов налогового



2016-09-16 840 Обсуждений (0)
Полномочия органов внутренних дел как субъектов налогового 0.00 из 5.00 0 оценок




контроля определены в главе 6 Налогового кодекса РФ. Они за-

ключаются в проведении с налоговыми органами выездных на-


6. Правовой статус органов налогового контроля



 

логовых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к уча-

стию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения на-

логово-процессуальных действий, относящихся к компетенции

налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десяти-

дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить

материалы в соответствующий налоговый орган для принятия

по ним решения.

Для реализации налогово-контрольных полномочий в структу-

служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП).

ФСЭНП является самостоятельным структурным подразделе-

нием центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и

составляет единую систему специализированных правоохрани-

тельных органов исполнительной ветви власти федерального

уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции

и обеспечения экономической безопасности государства.

ФСЭНП преобразована из существовавшей ранее (до 1 июля

2003 г.) Федеральной службы налоговой полиции и осуществля-

ет все функции упраздненной Службы по выявлению, преду-

преждению и пресечению налоговых преступлений и правона-

рушений1.

В Российской Федерации налоговая полиция первоначально

(с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управ-

ления налоговых расследований при Государственной налоговой

службе РФ2. Почти одновременно управление налоговых рассле-

дований было отнесено к числу субъектов оперативно-розыскной

деятельности3. Самостоятельным государственным органом нало-

говая полиция стала после принятия 24 июня 1993 г. Верховным

Советом РФ Закона РФ «О федеральных органах налоговой по-

 

 

1 Указ Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управле-

ния в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 // СЗ РФ. 2003. № 12.

Ст. 1099.

2 Указ Президента РФ «О создании Главного управления налоговых расследова-

ний при Государственной налоговой службе РФ» от 18 марта 1992 г.

3 Закон РФ «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации

«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 2 июля

1992 г., Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», Уголов-

ный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская

газета. 1992. 14 августа.


154


Общая часть


 

лиции». В соответствии с названным Законом Главное управле-

ние налоговых расследований при Государственной налоговой

службе РФ было преобразовано в правоохранительный орган го-

сударства на правах комитета Российской Федерации — Департа-

мент налоговой полиции РФ. 27 декабря 1995 г. Департамент на-

логовой полиции РФ был переименован в Федеральную службу

налоговой полиции РФ1, которая в дополнение к имеющимся

полномочиям приобрела право осуществлять предварительное

следствие и проводить судебно-экономические и связанные с ис-

следованием документов криминалистические экспертизы.

Согласно Указу Президента РФ «О структуре федеральных

органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. № 867 (ныне

утратил силу)2руководство деятельностью Федеральной служ-

бы налоговой полиции осуществлял Президент РФ. В настоя-

щее время ФСЭНП возглавляет заместитель министра внут-

ренних дел РФ.

Включение ФСЭНП в структуру исполнительной ветви власти

федерального уровня означает централизацию, иерархию, единст-

во системы организации ее территориальных органов, а также

определенную независимость от органов исполнительной власти

субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Организация самостоятельной правоохранительной структуры,

специализирующейся на деятельности в налоговой сфере, явилась

ответом российского государства на скачок в начале 1990-х гг.

умышленных нарушений налогового законодательства. Многие

нарушения налогового законодательства стали приобретать боль-

шую общественную опасность, что объективно обусловило появ-

ление уголовной ответственности за подобные преступления.

В большинстве стран мира налоговые преступления относятся к

категории тяжких и сурово караются. Одновременно следует учи-

тывать, что развитие фискальной деятельности государства спо-

собствует и возникновению коррупции в налоговых органах.

Однако наличие в правоохранительной системе государства

органов налоговой полиции свидетельствует не только об акти-

визации правонарушений, посягающих на публичные фискаль-

 

1 См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Рос-

сийской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” и Уголовно-

процессуальный кодекс РСФСР”» от 15 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 51.

Ст. 4973.

2 СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168.


6. Правовой статус органов налогового контроля



 

ные интересы. Налоговая полиция является неотъемлемым ат-

рибутом демократических государств с рыночной экономикой,

поскольку развитие экономических отношений влечет увеличе-

ние налоговых отношений, их субъектов и объектов, разветв-

ленность форм и методов государственного регулирования нало-

гообложения, усложнение законодательства о налогах и сборах

и т.д. При либеральной (или относительно свободной) форме

экономических отношений также имеют характерные особен-

ности способы защиты прав субъектов налоговых правоотно-

шений. В складывающихся условиях правоохранительные ор-

ганы «общей юрисдикции» не всегда могут учесть специфику

налоговых отношений, осуществить производство и рассмотре-

ние дел о налоговых правонарушениях в соответствии не толь-

ко с уголовными, но и гражданскими, а также административ-

ными правовыми нормами.

Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа

означает наличие в ее компетенции характерных признаков,

присущих всей правоохранительной системе, но в то же время

ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных

органов. Полномочиям Службы свойственна узкая специализа-

ция в сфере налоговых правоотношений. ФСЭНП реализует

контрольно-надзорную функцию государственного управления.

В деятельности налоговых органов отсутствует постоянное или

систематическое воздействие на иных участников налоговых от-

ношений. Юридическим фактом, на основании которого нало-

говая полиция вступает в налоговые правоотношения, как пра-

вило, является нарушение законодательства о налогах и сборах

или угроза его нарушения. В отдельных случаях органы ФСЭНП

наделяются или фактически реализуют права налоговых агентов.

ФСЭНП отличается и от налоговых органов. Налоговые ор-

ганы контролируют соблюдение законодательства о налогах и

сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, опе-

ративно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает

налоговые правонарушения и преступления.

Правовые основы деятельности ФСЭНП установлены Консти-

туцией РФ, НК РФ, Положением о Федеральной службе по эко-

номическим и налоговым преступлениям Министерства внутрен-

них дел, утвержденным приказом МВД России от 1 июля 2003 г.

№ 536, иными законодательными и подзаконными нормативны-

ми актами. Также в своей деятельности ФСЭНП руководствуется


156


Общая часть


 

общепризнанными принципами и нормами международного

права, международными договорами РФ. До внесения соответст-

вующих изменений и дополнений в действующее законодательст-

во регулирование отдельных элементов компетенции налоговых

органов осуществляется и в соответствии с постановлениями и

определениями Конституционного Суда РФ.

Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа

обусловило распространение на ее деятельность Уголовного ко-

декса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса РФ об

административных нарушениях, Федерального закона «Об опе-

ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., Закона

РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

ФСЭНП обеспечивает полномочия Министерства внутрен-

них дел РФ по борьбе с преступлениями в налоговой сфере не-

посредственно, а также через главные управления МВД России

по федеральным округам, министерства внутренних дел, глав-

ные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Деятельность ФСЭНП строится в соответствии со следую-

щими принципами: законности; уважения прав и свобод человека

и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных

методов и средств оперативно-розыскной деятельности на осно-

ве использования научных рекомендаций и передового опыта;

планирования; сочетания единоначалия при принятии решений

по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиаль-

ности при их обсуждении; персональной ответственности каж-

дого сотрудника и работника за выполнение своих обязанностей

и выполнение отдельных поручений.

В пределах своей компетенции ФСЭНП обеспечивает взаимо-

действие МВД России с другими федеральными органами государ-

ственной власти, полномочными представителями Президента РФ

в федеральных округах, органами государственной власти субъ-

ектов РФ, органами местного самоуправления, общественными

объединениями, средствами массовой информации, международ-

ными организациями, правоохранительными органами иностран-

ных государств.

Отнесение ФСЭНП к правоохранительной системе предопре-

деляет основную задачу ее деятельности — выявление, предупреж-

дение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

О выявленных иных преступлениях органы налоговой полиции


6. Правовой статус органов налогового контроля



 

обязаны проинформировать соответствующие правоохранитель-

ные органы. Кроме названной, задачами ФСЭНП являются:

 подготовка предложений по основным направлениям го-

сударственной политики по борьбе с налоговыми преступ-

лениями и правонарушениями;

 организация выявления, предупреждения, пресечения и рас-

крытия налоговых преступлений;

 организация и проведение профилактических и оператив-

но-розыскных мероприятий по защите всех форм собствен-

ности от преступных посягательств в целях обеспечения

благоприятных условий для развития предпринимательства

и инвестиционной деятельности;

 координация и организационно-методическое руководство

деятельностью подразделений по экономическим и нало-

говым преступлениям;

 совершенствование нормативно-правовой основы деятель-

ности подразделений по экономическим и налоговым пре-

ступлениям и организация исполнения органами внутрен-

них дел законодательства по вопросам борьбы с преступ-

лениями в экономической и налоговой сферах;

 обеспечение безопасности деятельности государственных

налоговых инспекций, защиты их сотрудников от проти-

воправных посягательств при исполнении служебных обя-

занностей;

 предупреждение, выявление и пресечение коррупции в на-

логовых органах.

Реализация поставленных перед ФСЭНП задач обусловлива-

ет наделение этого органа следующими основными функциями:

 разработка предложений по основным направлениям дея-

тельности органов МВД по выявлению, предупреждению и

пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

 обеспечение в пределах полномочий органов МВД получе-

ния, обработки и комплексного анализа информации о со-

стоянии преступности в сфере налогообложения, разработ-

ка на основе прогнозирования социально-экономической и

криминогенной обстановки в стране предложений по пре-

дупреждению и пресечению налоговых преступлений;

 разработка и осуществление мер по обеспечению защиты

законных экономических интересов физических и юриди-

ческих лиц, общества и государства;


158


Общая часть


 участие в разработке и реализации государственных про-

грамм обеспечения экономической безопасности Россий-

ской Федерации;

 организация и осуществление оперативно-розыскной дея-

тельности по выявлению, предупреждению и пресечению

налоговых преступлений;

 организация и контроль за деятельностью подразделений

по борьбе с экономическими преступлениями и по налого-

вым преступлениям по выполнению возложенных на них

задач;

 координация деятельности органов внутренних дел, глав-

ных управлений МВД России по федеральным округам,

МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупре-

ждению, пресечению и раскрытию экономических и нало-

говых преступлений;

 проведение оперативно-розыскных мероприятий по выяв-

лению и перекрытию каналов финансирования и поступ-

ления материально-технической помощи незаконным воо-

руженным формированиям, организациям и лицам, зани-

мающимся террористической деятельностью;

 организация и непосредственное проведение работы по вы-

явлению хозяйствующих субъектов, подконтрольных органи-

зованным группам и преступным сообществам (преступным

организациям); осуществление оперативно-розыскных ме-

роприятий по пресечению их преступной деятельности во

взаимодействии с подразделениями по борьбе с организо-

ванной преступностью, правоохранительными и контро-

лирующими органами;

 разработка и реализация во взаимодействии с другими фе-

деральными органами исполнительной власти и подразде-

лениями МВД России мер по борьбе с преступлениями и

правонарушениями в сфере налогообложения;

 обобщение и анализ практики применения подразделения-

ми законодательства в сфере защиты законных экономиче-

ских интересов физических и юридических лиц, общества и

государства;

 оказание методической помощи подразделениям Службы

общественной безопасности МВД России в организации

деятельности милиции общественной безопасности по вы-

явлению, предупреждению, пресечению и раскрытию пре-


6. Правовой статус органов налогового контроля



 

ступлений в сфере экономики, по которым обязательно

проведение предварительного следствия;

 взаимодействие и проведение консультаций с российски-

ми и зарубежными общественными организациями, пра-

воохранительными органами иностранных государств по

вопросам правоохранительной деятельности в экономиче-

ской и налоговой сферах;

 взаимодействие со средствами массовой информации при

освещении проблем борьбы с налоговой преступностью;

 формирование и ведение оперативно-справочного учета,

информационных систем и банков данных, необходимых

для осуществления правоохранительной деятельности в на-

логовой сфере;

 разработка проектов законодательных и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации, а также участие в

разработке проектов международных договоров Россий-

ской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и

налоговыми преступлениями.

Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и

функций обеспечивается предоставлением широкого набора прав:

 проводить в соответствии с законодательством оператив-

но-розыскные мероприятия в целях выявления, предупре-

ждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налого-

обложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законом

к ведению ФСЭНП, а также обеспечения собственной

безопасности;

 пользоваться при исполнении служебных обязанностей пра-

вами, предоставленными законодательством должностным

лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

 осуществлять при наличии достаточных данных проверки

налогоплательщиков (в том числе контрольные — после

проверок, проведенных налоговыми органами) в полном

объеме с составлением актов по их результатам;

 приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам

в банках и кредитных учреждениях на срок до одного меся-

ца в случаях непредставления документов, связанных с ис-

числением и уплатой налогов. Приостановление операций

по счету распространяется только на расходные операции

проверяемого субъекта, приходные операции по проверяе-


160


Общая часть

 

мому счету банк вправе осуществлять без ограничений. При

наличии у проверяемого субъекта нескольких банковских

счетов ФСЭНП вправе приостановить расходные операции

по всем из них. Решение о приостановлении операций по

счету обязательно для выполнения обслуживающим бан-

ком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полно-

мочий налоговых органов) распространяется и на банков-

ские счета физических лиц;


 беспрепятственно входить в любые производственные,

складские, торговые и иные помещения независимо от

форм собственности и места их нахождения, используемые

налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли),

и обследовать их1;

 выносить в качестве предупредительной меры письменные

предостережения руководителям, главным бухгалтерам и

другим должностным лицам банков и других организаций

независимо от организационно-правовых форм и форм

собственности, а также гражданам (физическим лицам) с

требованиями устранения нарушений законодательства,

своевременной и полной уплаты налогов и других обяза-

тельных платежей, представления отчетной и иной доку-

ментации в установленные сроки, ведения бухгалтерского

учета в соответствии с законодательством, а при необходи-

мости — восстановления бухгалтерского учета за счет соб-

ственных средств налогоплательщика, контролировать вы-

полнение этих требований;

 проверять у граждан и должностных лиц документы, удо-

стоверяющие личность, если имеются достаточные основа-

ния подозревать их в совершении преступления или адми-

нистративного правонарушения;

 

1 О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для инди-

видуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в

них граждан орган ФСЭНП уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента

проникновения. Для этого сотрудники ФСЭНП должны располагать достаточ-

ными данными об осуществлении в этом помещении индивидуальной трудовой

или предпринимательской деятельности. Проникновение в жилое помещение

без наличия достаточных объективных данных об использовании данного поме-

щения в предпринимательских целях или для индивидуальной трудовой дея-

тельности является квалифицирующим признаком должностного правонаруше-

ния сотрудников ФСЭНП и влечет негативные последствия, предусмотренные

законодательством (ст. 285 и 286 УК РФ).


6. Правовой статус органов налогового контроля



 вызывать в целях получения объяснений, справок, сведений

граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

по вопросам, относящимся к компетенции ФСЭНП;

 получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, физических лиц информацию, необходимую

для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за

исключением случаев, когда законом установлен специаль-

ный порядок получения такой информации. Полученная

Федеральной службой информация используется исключи-

тельно в служебных целях и разглашению не подлежит;

 использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства

связи и транспортные средства, принадлежащие предприяти-

ям, учреждениям и организациям или общественным объе-

динениям (кроме средств связи и транспортных средств

дипломатических представительств, консульских и иных

учреждений иностранных государств, международных ор-

ганизаций), для предотвращения налоговых преступлений,

преследования и задержания лиц, совершивших налоговые

преступления или подозреваемых в их совершении.

По требованию владельцев средств связи и транспортных

средств органы ФСЭНП возмещают убытки и расходы, понесен-

ные владельцами в этих случаях.

Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечива-

ется мерами административной ответственности в виде штрафа.

Нарушение руководителями и должностными лицами предпри-

ятий, учреждений и организаций независимо от форм собствен-

ности, физическими лицами прав сотрудников ФСЭНП влечет

за собой наложение штрафа в размере до стократного установ-

ленного законом минимального размера оплаты труда.

Законодательством установлены две группы правовых гаран-

тий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой груп-

пе относится императивность выполнения законных требований

сотрудника ФСЭНП. Вторая группа гарантий заключается в за-

прете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП.

Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из

возложенных на нее государством задач и соотносятся с обязан-

ностями фискально обязанных лиц. Таким образом, при испол-

нении служебных обязанностей сотрудник ФСЭНП является

представителем государственной власти и находится под защи-

той государства.


162


Общая часть


 

Требования сотрудника ФСЭНП, адресованные иным участ-

никам налоговых отношений, должны соответствовать закону

как по форме, так и по содержанию. Законные требования со-

трудника ФСЭНП обязательны для выполнения фискально обя-

занными лицами, их представителями, иными физическими ли-

цами (в том числе иностранцами и лицами без гражданства), а

также должностными лицами. Требования сотрудника ФСЭНП

должны быть выполнены незамедлительно, если законодатель-

ством не установлен определенный срок или из смысла самого

требования не следует, что требуется наличие определенного

времени для его осуществления.

Правовыми последствиями невыполнения законных требо-

ваний сотрудника ФСЭНП, а также правовыми последствиями

осуществления действий, препятствующих сотруднику ФСЭНП

исполнять возложенные на него обязанности, являются:

 применение по отношению к правонарушителю физической

силы, специальных средств или табельного огнестрельного

оружия;

 привлечение правонарушителя к ответственности в уста-

новленном законодательством порядке.

Применение сотрудниками ФСЭНП физической силы, спе-

циальных средств или табельного огнестрельного оружия должно

осуществляться на основании законодательных норм, в частности

ст. 37—39 УК РФ и ст. 13—16 и 24 Закона РФ «О милиции». За

моральный, материальный и физический вред, причиненный

правонарушителю применением физической силы, специальных

средств или табельного огнестрельного оружия, сотрудники

ФСЭНП ответственности не несут. При этом следует учитывать,

что ответственность сотрудников ФСЭНП исключается только в

случае соразмерности причиненного вреда силе оказываемого

противодействия.

Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника

ФСЭНП обеспечена со стороны государства запретом кому-либо,

кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, препятство-

вать исполнению сотрудниками ФСЭНП служебных обязанно-

стей. Воспрепятствование исполнению сотрудником ФСЭНП сво-

их служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоин-

ства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на его

жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением им слу-


6. Правовой статус органов налогового контроля



 

жебной деятельности влекут за собой ответственность, преду-

смотренную действующим законодательством.

Деятельность ФСЭНП подконтрольна непосредственно мини-

стру внутренних дел РФ, а функции по координации ее деятель-

ности осуществляет первый заместитель министра внутренних

дел — начальник Службы криминальной милиции.

Надзор за законностью деятельности ФСЭНП осуществляет

прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону «О прокура-

туре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от

17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) предметом прокурорского надзо-

ра за деятельностью ФСЭНП является соблюдение прав и сво-

бод человека и гражданина, установленного порядка разреше-

ния заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся

преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприя-

тий и проведения расследования, а также законность решений,

принимаемых ФСЭНП.

Финансирование расходов ФСЭНП осуществляется из феде-

рального бюджета Российской Федерации.

Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, при-

чиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомер-

ных действий (решений) или бездействия, а равно неправомер-

ных действий (решений) или бездействия должностных лиц и

других работников этих органов при исполнении ими служеб-

ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам при про-

ведении контрольных мероприятий убытки возмещаются за счет

средств федерального бюджета.

За неправомерные действия или бездействие должностные

лица и другие работники органов внутренних дел несут ответ-

ственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации.


Сущность налоговой

обязанности

 

7.1. Понятие, основания возникновения

и прекращения налоговой обязанности


 

 


 

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших катего-

рий налогового права, относительно которой складывается боль-

шинство налоговых правоотношений.

Налоговый кодекс РФ рассматривает налоговую обязанность

в качестве модели, некоего образца правомерного поведения

лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Вместе с тем зако-

нодательное закрепление состава юридических фактов, лежащих

в основе возникновения, изменения и прекращения обязанно-

сти по уплате налога (сбора), а также механизма исполнения

данной обязанности, придает налогообложению «прозрачность»,

позволяющую обязанным лицам четко видеть границы своего

правового статуса в имущественных отношениях с государством.

В отличие от Закона РФ об основах налоговой системы На-

логовый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанно-

стей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение

обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу. Тем

самым законодатель учел недостатки предыдущих нормативных

актов и дал возможность рассматривать налоговую обязанность

в двух аспектах: широком и узком.

Налоговая обязанность в широком аспекте включает ком-

плекс мер должного поведения налогоплательщика, определен-

ных ст. 23 НК РФ.

Налоговая обязанность в узком аспекте представляет часть

налоговых обязанностей налогоплательщика и представляет со-

бой реализацию конституционно установленной меры должного

поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Исполнение налоговой обязанности является первоочередной

обязанностью по отношению к иным имущественным обязан-

ностям налогоплательщика и определяет развитие иных налого-

вых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности


7. Сущность налоговой обязанности



 

по уплате налогов и сборов является сложным юридическим

фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей

налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести

налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и

определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в со-

ответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в

уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности

составляют императивные нормы-требования государства об уп-

лате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм

реализации исполнения налоговой обязанности допускает и

элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные

процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным ор-

ганом государства.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменя-

ется и прекращается при наличии оснований, установленных

НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и

сборах. Данное положение имеет два значения.

Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязан-

ности закрепляет принцип дозволенного поведения. Налоговый

кодекс РФ закрепляет расширительный подход к рамкам поведе-

ния налогоплательщика, согласно которому законными считаются

только действия, прямо предписанные законодательством о на-

логах и сборах.

Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии соблю-

дения его прав со стороны налоговых органов, поскольку основа-

ния возникновения, изменения и прекращения налоговых обязан-

ностей выступают объектом налогового контроля. Следовательно,

налоговые органы могут контролировать какие-либо действия

только в пределах дозволенного налоговым законодательством.

Первичным элементом налоговой обязанности является мо-

мент, с которого данная обязанность начинает существовать. На-

логовое законодательство связывает обязанность уплаты налога с

моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уп-

лату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязан-

ность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для

каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по

уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, ис-

числяется налогоплательщиком самостоятельно на основании

налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следова-


166


Общая часть


 

тельно, основанием возникновения налоговой обязанности служит

налоговая база. Не являются основаниями возникновения нало-

говой обязанности финансово-хозяйственная деятельность нало-

гоплательщика или даже сам объект налогообложения. Ведение

финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объ-

екта налогообложения выступают основаниями для возникнове-

ния обязанности по исчислению суммы соответствующего налога,

но пока еще не по ее уплате. Уплате будет подлежать сумма, ос-

тавшаяся от объекта налогообложения после применения необ-

ходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежа-

щий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не

только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств.

Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством

Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы на-

лога может быть возложена на налоговый орган или налогового

агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока

платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое

уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся на-

лог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на

доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных

налогов возникают на основании фактического состава (слож-

ного юридического факта), составными частями которого вы-

ступают налоговая база и нормативный акт налогового органа.

Необходимость наличия сложного юридического факта всегда

указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено вре-

менными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавли-

ваются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение

срока уплаты налога допускается только по правилам, установ-

ленным Налоговым кодексом РФ. При уплате налогов со слож-

ным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы

производится налоговым органом) налоговая обязанность воз-

никает не ранее даты получения налогового уведомления. На-

рушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элемен-

тов закона о налоге и должен быть определен по каждому нало-

гу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые

органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только

в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании,

ликвидации или реорганизации организации в отношении тех


7. Сущность налоговой обязанности



 

налогов, по которым налоговый период составляет календарный

месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов

по согласованию с налоговым органом.

Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ основанием для прекращения

налоговой обязанности является наступление одного из следую-

щих обстоятельств:

 уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла-

тельщиком сбора;

 смерть физического лица — налогоплательщика или при-

знание его умершим в установленном порядке. Задолжен-

ность по поимущественным налогам умершего лица либо

лица, признанного умершим, погашается в пределах стои-

мости наследственного имущества, в порядке, установлен-

ном гражданским законодательством РФ для оплаты на-

следниками долгов наследодателя;

 ликвидация организации-налогоплательщика после прове-

дения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюд-

жетной системой Российской Федерации в соответствии

со ст. 49 НК РФ;

ɨ



2016-09-16 840 Обсуждений (0)
Полномочия органов внутренних дел как субъектов налогового 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия органов внутренних дел как субъектов налогового

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)