Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом
Органе Объектом данного правонарушения являются полномочия налоговых органов по осуществлению учета налогоплательщиков в целях налогового контроля. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе посягает на установленный налоговым законодательством порядок управления в налоговой сфере. Обя- занность налоговых органов вести в установленном порядке учет налогоплательщиков установлена подп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ. Объективная сторона выражается в нарушении налогопла- тельщиком установленного срока подачи заявления о постанов- ке на учет в налоговый орган. Обязанность налогоплательщика встать на налоговый учет установлена подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, нарушение которой и обусловливает наличие объективной сто- роны данного правонарушения. Критерии возникновения у субъектов налоговых правоотно- шений обязанности постановки на учет определены ст. 83 НК РФ, согласно которой налогоплательщики подлежат налого- вому учету в налоговых органах соответственно по месту нахож- дения организации, месту нахождения ее обособленных подраз- делений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговый кодекс РФ предусматривает и иные основания постановки на учет налогоплательщиков. Организация, в состав которой входят обособленные подраз- деления, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплатель- щиков, а также иностранных организаций определяются Мини- стерством финансов РФ. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налого- плательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от возникновения налоговой обя- занности. Постановка на учет организации или индивидуально- го предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведе- ний, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре ин- дивидуальных предпринимателей. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Постановка на учет, снятие с учета организации или физиче- ского лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежа- щего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Постановка на учет частного нотариуса осуществляется нало- говым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым орга- ном по месту его жительства на основании сведений, сообщае- мых советом адвокатской палаты субъекта РФ в соответствии со ст. 85 НК РФ. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществля- ется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговые органы обязан- ность на основе имеющихся данных и сведений о налогопла- тельщиках обеспечить постановку их на учет. 224 Общая часть
Устанавливая объективную сторону рассматриваемого пра- вонарушения, следует учитывать, что ст. 83 НК РФ регламенти- руется порядок постановки на учет организаций и физических лиц, а не принадлежащего им имущества, поскольку организа- ция, в состав которой входят обособленные подразделения, рас- положенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложе- нию недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту на- хождения, так и по месту нахождения каждого своего обособ- ленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В случае непостановки организацией на налоговый учет своих обособленных подразделений объективная сторона противоправ- ного деяния (бездействия) складывается относительно каждого из таких неучтенных объектов, и, следовательно, состав налогово- го правонарушения по одному из пунктов ст. 116 НК РФ образу- ется отдельно по каждому не поставленному на учет объекту. Составы правонарушений, описываемых ст. 116 НК РФ, яв- ляются формальными, поскольку срок подачи заявления о поста- новке на налоговый учет не ставится в зависимость от осуществ- ления потенциальным налогоплательщиком какой-либо финан- сово-хозяйственной деятельности. Налоговым законодательством сроки постановки на учет в налоговых органах определены только для индивидуальных пред- принимателей и организаций. Физические лица, не занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, не обя- заны представлять в налоговые органы заявления о постановке на учет, поскольку подлежат учету в уведомительном порядке. Регистрация таких физических лиц в качестве налогоплатель- щиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основе информации органов ЗАГСа, органов, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом или транспорт- ными средствами. Учитывая изложенное, на налогоплательщика, вставшего на учет в конкретном налоговом органе по одному из изложенных в ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена предусмот- ренная ст. 116 НК РФ ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же самом налоговом орга- не, но по иному упомянутому в этой статье основанию. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Выполнение налогоплательщиком обязанности по постановке на учет подтверждается свидетельством о постановке на налого- вый учет или уведомлением о постановке на налоговый учет, вы- даваемыми налоговыми органами. Свидетельство выдается нало- говыми органами при осуществлении учета налогоплательщика по месту жительства или по месту регистрации юридического ли- ца. Уведомление выдается при постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортных средств. Согласно п. 3 ст. 31 НК РФ ФНС имеет право утверждать формы заявлений о постановке на налоговый учет, соблюдение которых обязательно для налогоплательщиков. Однако налоговая ответственность возможна только за неподачу в установленный срок заявления о постановке на налоговый учет. Следовательно, сам факт подачи в налоговый орган заявления с просьбой о по- становке на налоговый учет является подтверждением выполне- ния налогоплательщиком соответствующей обязанности. При установлении объективной стороны налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 116 НК РФ, следует учитывать положения п. 1 ст. 84 НК РФ, согласно которому форма заявления о поста- новке на учет устанавливается ФНС. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с этим заявлением представляет в одном экземп- ляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособ- ленного подразделения (при их наличии). При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно- временно с заявлением о постановке на учет представляет сви- детельство о государственной регистрации в качестве индивиду- ального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостове- ряющие личность налогоплательщика и подтверждающие регист- рацию по месту жительства. Однако добросовестное исполнение налогоплательщиком обя- занности по постановке на налоговый учет заключается в своевре- менной подаче заявления. Поэтому несоблюдение установленной ФНС формы заявления, а также непредставление или неполное представление иных документов, предусмотренных п. 1 ст. 84 НК РФ 226 Общая часть
и нормативными актами налоговых органов, не образуют объек- тивной стороны рассматриваемого правонарушения. В хозяйственной практике налогоплательщиков иногда воз- никают ситуации, влекущие прекращение обязанности по поста- новке на налоговый учет до истечения срока такой постановки. Обстоятельства, влекущие прекращение обязанности по учету, могут возникнуть при ликвидации обособленного подразделения организации, отчуждении недвижимого имущества или транс- портных средств, подлежащих налогообложению, и в других ана- логичных ситуациях. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, содержащее признаки правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, считается оконченным по истечении последнего дня срока, установленного для подачи заявления о постановке на учет самого лица, недвижимого имущества или транспортного средства. Правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ, будет считаться оконченным по истечении 91-го дня со дня окончания срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Привлечение лица к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 исключает привлечение его к ответственности по п. 1 этой же статьи. Таким образом, объективная сторона составов, описанных ст. 116 НК РФ, выражается в бездействии потенциального нало- гоплательщика в виде невыполнения им своей обязанности по- дать в установленный законом срок заявление в налоговый орган о постановке на учет по месту жительства, по месту нахождения обособленного подразделения, а также принадлежащего физиче- скому лицу или организации недвижимого имущества или транс- портных средств, подлежащих налогообложению. Субъектом, нарушающим срок постановки на учет в налого- вом органе, может быть физическое лицо или организация, обя- занные самостоятельно заявить в налоговый орган о постановке на учет самих себя, недвижимого имущества или транспортных средств. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла. Ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе не зависит от правового статуса налогопла- тельщика, последствий непостановки на учет, а также характера 9. Характеристика налоговых правонарушений
просрочки исполнения обязанности по подаче заявления о по- становке на налоговый учет. Налоговая санкция выражена в виде штрафа, размер которого обусловлен длительностью срока пра- вонарушения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |