Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая цель труда педагога-психолога - нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях.



2018-06-28 1837 Обсуждений (0)
Общая цель труда педагога-психолога - нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок




По отношению к общей цели труда можно выделить основные цели профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Помощь в решении человеком проблем межличностных отношений. Данная цель является основной для деятельности практического психолога и остается таковой и для педагога-психолога. Решение проблем в межличностных отношениях у школьника, учителя, родителей позволяет педагогу-психологу создавать и сохранять нормальные социальные условия для школьника.

2. Устранение психологического дискомфорта. Данная цель является основной для деятельности практического психолога и остается таковой и для педагога-психолога. Решение проблемы устранения психологического дискомфорта позволяет педагогу-психологу создавать и сохранять условия нормального развития в образовательном процессе.

3. Постановка психологического диагноза, то есть определения насколько эффективно психика человека выполняет свои функции (отражение, отношение, регуляция), и какие особенности данного функционирования можно отметить у данного человека; оценка и измерение индивидуально-психологических особенностей личности человека. Данная цель деятельности педагога-психолога всегда имеется на первом этапе работы практического психолога с человеком (клиентом). Достижение этой цели позволяет решить задачу оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей психики и личности человека, получить информацию для организации и проведения всех остальных действий психолога по решению проблем человека.

4. Исправить недостатки психического и личностного развития ребенка и довести развитие до уровня средней возрастной нормы. Данная цель специфична для работы педагога-психолога. Она ставится педагогом-психологом тогда, когда при постановке психологического диагноза выявлено отклонение уровня психического и личностного развития школьника от возрастной нормы. В этом случае перед педагогом-психологом возникает задача организовать и провести такие действия со школьником, которые позволят устранить отклонение уровня психического и личностного развития школьника от возрастной нормы.

5. Сформировать у клиента психологические знания и умения: способность использовать психологические знания в организации своего поведения. Данная цель ставится педагогом-психологом тогда, когда он определил, что у целых групп людей (родителей, учителей, школьников) не хватает психологических знаний и умений для организации эффективного поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. Достижение этой цели позволяет решить задачу профилактической работы, предотвращающей возникновение проблем и отклонений в социально-образовательной среде и уровне психического и личностного развития школьника.

6. Усовершенствование и развитие знаний, умений и навыков межличностного общения, развитие компетентности в общении у всех участников образовательного процесса. Данная цель ставится педагогом-психологом тогда, когда он наблюдает неэффективность действий участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей) в межличностных отношениях. Достижение этой цели позволяет решить задачу личностного развития школьников, учителей, родителей в сфере межличностных отношений.

Здесь названы основные цели профессиональной деятельности педагога-психолога. Кроме указанных целей, в процессе профессиональной деятельности педагогом-психологом могут ставиться и другие цели, дополнительные или более частные по отношению к основным целям. Достижение дополнительных и более частных целей позволяет педагогу-психологу решать дополнительные или более частные задачи.

По отношению к основным целям профессиональной деятельности педагога-психолога можно выделить основные виды деятельности. К ним относятся следующие виды.

В соответствии с методологической схемой анализа взаимодействия людей, необходимо охарактеризовать цель воздействия, предмет воздействия и средства воздействия педагога-психолога в основных видах его профессиональной деятельности.

 

1. Первый вид основной деятельности педагога-психолога – Психодиагностика (психологическая диагностика).

Цель воздействия: постановка психологического диагноза, то есть определения насколько эффективно психика человека выполняет свои функции (отражение, отношение, регуляция), и какие особенности данного функционирования можно отметить у данного человека; оценка и измерение индивидуально-психологических особенностей личности человека.

Предмет воздействия психолога – способность клиента выполнить заданные действия. Это означает, что клиент способен разговаривать с психологом на одном языке; уровень развития клиента позволяет понимать речь психолога и выполнять его задания (дошкольник, обычно, не может прочитать письменный текст и дать письменные ответы на вопросы). Таким образом, в процессе психодиагностики психолог должен подобрать воздействия, соответствующие уровню развития и способностям клиента.

Средства воздействия: 1) коммуникация – установление контакта для получения желания (формирование мотивации) клиента отвечать на вопросы психолога; 2) тесты – стандартизированные наборы вопросов о мнениях, событиях жизни и поведенческих действиях клиента, а также, задания по выполнению клиентом определенных действий в определенных условиях.

 

Психологическая диагностика – это один из основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который заключается в осуществлении такой коммуникации с другим человеком (ребенком, учащимся) и организации такой деятельности другого человека (ребенка, учащегося), которые позволяют психологу поставить психологический диагноз, или составить психологический портрет. Это позволяет психологу получить характеристику психических и личностных особенностей человека (ребенка, учащегося), или охарактеризовать освоенные человеком (ребенком, учащимся) нормы и способы регуляции своей активности по отношению к возрастной норме психического и личностного развития, и обеспечивающие эффективное поведение человека (ребенка, учащегося) в социально-образовательных условиях.

Психодиагностика – это вид деятельности, с которого педагог-психолог начинает свою работу с другим человеком. Результаты психодиагностики - психологический диагноз, психологический портрет – становятся основанием для определения содержания основной деятельности педагога-психолога. На основе результатов психодиагностики можно определить, необходима ли психологическая коррекция по отношению к школьнику, нужно ли проводить психотерапию, стоит ли организовывать социально-психологическое обучение группы людей и т.д. Достаточно редко результаты психодиагностики позволяют педагогу-психологу порадоваться за состояние и уровень психического и личностного развития конкретного школьника. Чаще всего, результаты психодиагностики показывают, что с человеком (школьником, учителем, родителем) необходимо провести определенную психологическую работу. Вид такой работы, или – вид профессионального воздействия - педагог-психолог и определяет на основе результатов психодиагностики.

Для проведения психодиагностики педагог-психолог использует такие средства воздействия, как коммуникативные навыки и умения. Для того, чтобы получить достоверную информацию от клиента, необходимо установить с ним контакт и вызвать желание взаимодействовать с психологом, в частности, отвечать на вопросы и выполнять задания психолога. Следующее средство воздействия психолога в процессе психодиагностики – тесты. Тесты – это стандартизированные наборы вопросов о мнениях, событиях жизни и поведенческих действиях клиента, а также, задания по выполнению клиентом определенных действий в определенных условиях. Психолог знает какие тесты необходимо дать клиенту в каждом конкретном случае. Психолог знает, какие сведения о человеке и его психологических особенностях он получит, проведя данные тесты, а также, он знает, как будет использовать полученные сведения.

Высшим уровнем психодиагностики является диалоговая диагностика. В процессе первоначальной беседы, задавая, казалось бы, обычные вопросы клиенту, психолог способен выявить наиболее важные и значимые для данного клиента психологические особенности.

 

2. Второй вид основной деятельности педагога-психолога – Психологическое консультирование.

Цель воздействия: помочь клиенту в решении его проблемы в отношениях с другими людьми; помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Предмет воздействия психолога – поведение клиента (затруднения в поведении в проблемных ситуациях: действие выбора, отношение к др. людям и т.п.). Человек почувствовал, осознал, что его действия в определенных ситуациях и по отношению к определенным людям приводят не к тем результатам, которых он ожидал, у него возникают отрицательные эмоции и переживания по этому поводу. Это и является предметом воздействия психолога.

Средства воздействия: 1) коммуникация – установление контакта и вызывание доверия для того, чтобы клиент свободно и подробно рассказал о своей проблеме, а также для того, чтобы слушать психолога и выполнять его задания; 2) организация деятельности клиента: клиента просят вспомнить, представить, вообразить и т.п.

Психологическое консультирование – это сущностный вид профессиональной деятельности практического психолога, так как он позволяет достичь основной цели - помочь клиенту в решении его проблемы в отношениях с другими людьми. В этом суть профессии практического психолога, и педагога-психолога в том числе.

Психологическое консультирование – это один из основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который заключается в осуществлении такой коммуникации с другим человеком (ребенком, учащимся) и организации такой деятельности другого человека (ребенка, учащегося), которые позволяют этому человеку освоить новые способы регуляции своей активности, решить имеющиеся у человека (ребенка, учащегося) проблемы в организации своей активности и проблемы в отношениях с другими людьми в социально-образовательных условиях.

Основным средством воздействия психолога на клиента в процессе психологического консультирования является коммуникация. Психолог знает как организовать коммуникацию с клиентом и умеет это делать, он владеет коммуникативными навыками и обладает развитыми коммуникативными способностями, позволяющими организовать и осуществить коммуникацию с клиентом. Первая фраза, которую произносит психолог, встречая клиента: «Здравствуйте, я Вас внимательно слушаю». И он не только говорит это, но и внимательно и доброжелательно смотрит на клиента. Такое начало беседы, и последующие действия психолога позволяют ему установить контакт с клиентом вызвать доверие к себе. Это необходимое, так как клиент должен рассказать чужому, или малознакомому, человеку о своих внутренних переживаниях, негативных чувствах, о сложностях в отношениях с другими людьми, а делать это достаточно трудно. Но, добившись доверия, психолог получает наиболее важную информацию для осуществления помощи человеку. В процессе психологического консультирования психолог использует и такое средство воздействия, как организация деятельности клиента: психолог просит клиента вспомнить определенные события из своей жизни, представить определенные ситуации, вообразить определенные действияи т.п. Все эти просьбы и являются организацией психологом сознательной деятельности клиента. Выполнение клиентом данных деятельностей, позволяет ему найти способы и формы решения своих проблем. В процессе консультирования психолог может воздействовать и на подсознание клиента, если это необходимо по мнению психолога, и если это поможет клиенту в решении его проблем.

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды:

· Индивидуальное психологическое консультирование;

· Семейное психологическое консультирование;

· Групповое психологическое консультирование;

· Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

· Мультикультурное психологическое консультирование.

В разных видах консультирования психолог использует некоторые специфичные форма и технологии организации коммуникации и деятельности клиентов.

В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.

В результате психологического консультирования, проведенного педагогом-психологом, клиент (школьник, учитель, родитель) осознает и изменяет малоэффективные модели поведения, научается принимать важные решения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Такое состояние клиента обеспечивает нормальное развитие психики и личности и нормальные социально-образовательные условия для школьника.

 

3. Третий вид основной деятельности педагога-психолога – Психотерапия (психологическая терапия)

Цель воздействия: снять, устранить психологический дискомфорт, получить нормальное состояние клиента, когда он может эффективно функционировать (отражать, относиться, регулировать собственную активность).

Предмет воздействия психолога - состояние клиента (негативные психологические состояния, психологический дискомфорт).

Средства воздействия: 1) коммуникация; 2) организация деятельности клиента; 3) активные, осознаваемые или неосознаваемые клиентом, воздействия психолога по изменению его состояния и поведения.

 

Психотерапия – это сущностный вид профессиональной деятельности практического психолога, так как он позволяет достичь основной цели - снять, устранить психологический дискомфорт. В этом суть профессии практического психолога, и педагога-психолога в том числе.

Психотерапия – это наиболее сложный и трудоемкий вид профессиональной деятельности практического психолога. Необходимость психотерапии возникает тогда, когда с негативными состояниями человека не могут справиться врач и психиатр. Человек приходит к врачу и говорит, что ему плохо. После обследования врач говорит человеку – Вы здоровы. Человек напрягается, но идет к психиатру – а вдруг? После обследования психиатр говорит человеку – Вы нормальны. Что делать человеку? Он здоров, он нормален, но ему плохо. Именно в этом случае (наличие психологического дискомфорта) человек должен идти к практическому психологу, или психологу-психотерапевту. Задача психолога-психотерапевта – выявить причины психологического дискомфорта и оказать такие воздействия, которые могут устранить дискомфорт.

Психологическая психотерапия достаточно близка по содержанию и формам работы с медицинской психотерапией, поэтому для характеристики деятельности педагога-психолога наиболее подходит следующее определение.

Психотерапия – это взаимодействие между психологом-психотерапевтом (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) и пациентом с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теорий нормального и аномального развития личности.

В результате психотерапевтического процесса благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта и пациента должны наступать конструктивные изменения в процессах переживания событий, в поведении и социальных контактах пациента.

Основные отличия психотерапии от других методов:

1) при её проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции);

2) применяются эти средства и методы профессионально, т.е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их.

В результате психотерапии, проведенной педагогом-психологом, у клиента (школьника, учителя, родителя) нормализуется психическое и личностное состояние, устраняется психологический дискомфорт, как в личном состоянии, так и в отношениях с окружающими. Такое состояние клиента обеспечивает нормальное развитие психики и личности школьника в нормальных социально-образовательных условиях.

4. Четвертый вид основной деятельности педагога-психолога – Психолого-педагогическая коррекция

Цель психолого-педагогической коррекции – исправить недостатки психического и личностного развития ребенка и довести развитие до уровня средней возрастной нормы.

Предмет воздействия психолога – отклонения от нормального психического и личностного развития.

Предмет психолого-педагогической коррекции:

- несформированные психические новообразования, не позволяющие ребенку освоить способы регуляции своей деятельностью и нормы взаимодействия с другими людьми соответственно своему возрасту;

- неосвоенные способы регуляции своей активности в основных видах деятельности ребенка;

- неосвоенные нормы взаимодействия с другими людьми – детьми и взрослыми – в различных социальных группах.

Средства психолого-педагогической коррекции:

- психолого-педагогической диагностика, позволяющая определить содержание и уровень несформированности психических новообразований;

- психолого-педагогическая коммуникация, позволяющая установить положительные личностные отношения психолога и ребенка, создать ситуации значимого для ребенка, положительно-эмоционального взаимодействия со взрослым, для выполнения совместной деятельности;

- организация выполнения ребенком специальной деятельности, которая является совместно-распределенной, взаимно-зависимой в ее успешности, где психолог является носителем образца способа действия и носителем нормы взаимодействия с другим человеком.

 

В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. – correctio) означает поправку, частичное исправление или изменение.

Психолого-педагогическая коррекция – это сущностныйвид профессиональной деятельности педагога-психолога,так как он позволяет достичь общей цели - обеспечить нормальное психическое и личностное развитие школьника. В этом суть профессии педагога-психолога.

Психолого-педагогическая коррекция – это один из основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который заключается в осуществлении такой коммуникации с ребенком, учащимся, и организации такой его деятельности, которые обеспечат освоение ребенком, учащимся норм и способов регуляции своей активности, соответствующих возрастным особенностям (возрастной норме) психического и личностного развития, а так же, обеспечат эффективное поведение ребенка, учащегося в социально-образовательных условиях.

Специфические черты психолого-педагогической коррекции, в отличие от медицинской и дефектологической психокоррекции:

1. Психолого-педагогической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы. Это означает, что психологическая коррекция ориентирована на клинически здоровых детей и школьников.

2. Психолого-педагогическая коррекция ориентирована на сильные и нормально развитые стороны психики и здоровые стороны личности детей и школьников.

3. Психолого-педагогическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (недели – месяцы).

4. Психолого-педагогическая коррекция направлена на развитие психики, развитие личности, и нормализацию поведения ребенка в жизни и в образовательном процессе.

В практической психологии разработано и используется много методов диагностики отклонений в психическом и личностном развитии детей и школьников. На основе результатов такой диагностики для каждого варианта отклонения от нормального развития педагог-психолог составляет индивидуальную программу психолого-педагогической коррекции. Такая программа составляется на основе большого количества методов и форм коррекционных воздействий на ребенка, разработанных в отечественной детской психологии. Освоение методов и форм коррекционных воздействий на ребенка и формирование умения составлять индивидуальную программу психолого-педагогической коррекции являются основным содержанием профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе.

В результате психолого-педагогической коррекции, проведенной педагогом-психологом, у школьника уровень психического и личностного развития начинает соответствовать возрастной норме. Это позволяет школьнику полноценно учиться и продолжать развиваться в образовательной среде, а также, позволяет школьнику полноценно выстраивать межличностные отношения со всеми участниками образовательного процесса (сверстниками, учителями, родителями), то есть нормализовать социальные условия образовательного процесса.

 

5. Пятый вид основной деятельности педагога-психолога – Психологическое просвещение

Цель воздействия: сформировать у клиента психологические знания и умения: способность использовать психологические знания в организации своего поведения.

Предмет воздействия психолога – психологические знания клиента и способность использовать их в организации своего поведения.

Средства воздействия: 1) коммуникация; 2) организация деятельности клиента; 3) активные, осознаваемые или неосознаваемые клиентом, воздействия психолога по изменению его знаний и поведения (действий по отношению к другим людям и самому себе).

 

Психологическое просвещение - это один из основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который позволяет решать задачу психопрофилактической работы со всеми участниками образовательного процесса – родителями, учителями и школьниками. Психологическое просвещение направлено на формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей и широкой общественности положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Кроме этого, психологическое просвещение может становиться необходимым элементом в общей профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном учебном заведении, или по отношению к конкретному школьному классу – его ученикам, их родителям и учителям. Это происходит тогда, когда педагог-психолог осознал необходимость наличия у всех участников образовательного процесса определенных психологических знаний. Именно наличие таких знаний позволит нормализовать социально-образовательные условия развития психики и личности школьников. В данном случае педагог-психолог проводит психологическое просвещение участников образовательного процесса, что позволяет снять необходимость, в дальнейшем, проведения психолого-педагогической коррекции или психотерапии.

Коммуникативные средства психологического просвещения достаточно разнообразны: вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистические (печатные и электронные СМИ), наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п. Практически безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).

Проводя психологическое просвещение родителей, педагог-психолог, кроме предоставления психологической информации, может давать им задания по использованию данной информации в работе с собственными детьми дома, по наблюдению за поведением детей и оценке его с точки зрения полученной психологической информации. Это уже будет организация деятельности родителей по использованию психологических знаний.

В результате психологического просвещения, проведенного педагогом-психологом, у всех участников образовательного процесса повышается уровень психологической культуры, то есть способность регулировать свое поведение на основе современных психологических знаний и психологических законов, что нормализует социально-образовательные условия развития школьника.

 

6. Шестой вид основной деятельности педагога-психолога – Социально-психологический тренинг (обучение)

Цель воздействия:усовершенствование и развитие знаний, умений и навыков межличностного общения, развитие компетентности в общении у всех участников образовательного процесса.

Предмет воздействия психолога – психологические знания, умения и навыки межличностного взаимодействия клиента, и способность использовать их в организации своего поведения с другим человеком, с группой людей и в группе людей.

Средства воздействия: 1) коммуникация; 2) организация деятельности клиента; 3) активные, осознаваемые и неосознаваемые клиентом, воздействия психолога по изменению его состояния (его знаний) и поведения (действий по отношению к другим людям и самому себе).

 

Социально-психологический тренинг - это один из основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который позволяет решать задачу активного и своевременного (для школьного возраста) обучения нормам и способам общения школьников со сверстниками и взрослыми людьми. Такое обучение стало наиболее актуальным в настоящее время, когда школьники много «общаются» в «социальных сетях», виртуально, а в реальности не могут открыть рот и сказать, что им нужно от другого человека. В период школьного обучения часто возникают ситуации, в которых дети, нарушая законы и правила межличностного общения, создают конфликтные отношения между разными участниками образовательного процесса и, тем самым, разрушают нормальные социальные условия собственного развития. В таких случаях активное обучение школьников необходимым для их жизни и общения умениям и навыкам становится необходимым. Данную задачу и позволяет решить социально-психологический тренинг.

В практической психологии, социально-психологический тренинг (СПТ) - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят:

• качественные изменения процессов общения в группе;

• активную позицию участника тренинга;

• ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

• персонификацию высказываний;

• намеренную межличностную обратную связь;

• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как «партнерство - взаимодействие с позиции силы», «искренность – манипуляция», «вовлеченность - избегание общения», «настойчивость – соглашательство», т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

В зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы. Все эти многообразные формы располагаются на отрезке, у которого один край – «инструментальный тренинг», а другой край – «тренинг личностного роста». В «инструментальном» тренинге решается задача обучения участников конкретным умениям и навыкам общения, например, высказать недовольство другим человеком без обзывательств. То есть, участники осваивают конкретные способы регуляции активности при взаимодействии с другим человеком. В тренинге «личностного роста» решается задача коррекции личностных основ выстраивания человеком отношений с окружающими людьми. То есть, участники осваивают человеческие нормы регуляции активности при взаимодействии с другим человеком. И та и другая формы тренинга актуальны для личностного развития школьников в образовательном процессе.

В результате социально-психологического тренинга, проведенного педагогом-психологом, у всех участников образовательного процесса повышается уровень коммуникативной культуры, то есть способность нормально общаться и организовывать межличностные отношения на основе современных психологических знаний и психологических законов, что нормализует социально-образовательные условия развития школьника.

 

Контрольные вопросы к содержанию параграфа 2.3.:

1.Психологическая диагностика – это…

2.Психологическое консультирование – это…

3.Психотерапия – это…

4.Психологическая коррекция – это…

5.Психологическое просвещение – это…

6. Социально-психологический тренинг – это…




2018-06-28 1837 Обсуждений (0)
Общая цель труда педагога-психолога - нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая цель труда педагога-психолога - нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1837)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)