Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика профессии педагог-психолог.



2018-06-28 1275 Обсуждений (0)
Общая характеристика профессии педагог-психолог. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время (21-ый век) повысилась социальная значимость профессиональной психологической деятельности, в том числе, в сфере образования. После капиталистического путча 1993 года главной целью жизни человека в нашей стране стало материальное обогащение. Система норм жизни советского человека была разрушена, в результате чего возникло множество противоречий во внутриличностной сфере взрослых людей. Они стали регулировать своё поведение в отношениях с другими людьми противоречивыми нормами, что стало приводить к конфликтам, росту агрессии и депрессии. Такое состояние взрослых передаётся детям, у которых в поведении появляется много агрессии и депрессии, так как их нормы регуляции поведения в отношениях с другими людьми, прежде всего – со сверстниками, являются противоречивыми и, даже, исключающими друг друга. В такой социальной ситуации велика роль практического психолога, который помогает человеку разрешить внутриличностные противоречия, помогает создать непротиворечивую систему норм взаимодействия с другими людьми, помогает научиться эффективно регулировать своё поведение. Практический психолог делает это посредством профессиональной практической психологической деятельности.

В сфере образования, особенно, в средней общеобразовательной школе, активно происходит психическое и личностное развитие ребенка*, идёт активный целенаправленный процесс обучения и воспитания школьника для того, чтобы из ребёнка сделать полноценного члена общества, то есть взрослого человека.

[*Психическое и личностное развитие – это качественные и количественные, в целом, необратимые, изменения психики и личности человека, которые могут быть прогрессивными и регрессивными.

Психическое и личностное развитие ребенка продолжается, в основном, от рождения до 18-ти лет. В восемнадцать лет ребёнок в нашей стране получает основные гражданские права и вступает в период полной гражданской ответственности. В некоторых странах гражданская зрелость по закону наступает в более позднее время. Например, в США это происходит в 21 год.]

В период психического, личностного развития и образования ребёнка как взрослого человека очень важна профессиональная деятельность школьного психолога. Школьный психолог может помочь как родителям и учителям, так и самому ребёнку справиться с проблемами установления и развития отношений с другими людьми – взрослыми и сверстниками, с проблемами согласования индивидуальных желаний и стремлений и требований общества, выраженных учителями и родителями. Школьный психолог является тем специалистом, который обеспечивает социально-образовательные условия нормального психического и личностного развития школьников. Отсюда, качество подготовки школьного психолога обусловливает качество решения индивидуально психологических и социально педагогических вопросов образования.

Официально профессия школьного психолога называется «Педагог-психолог». Именно под таким названием она зарегистрирована в государственных структурах как профессия психолога, работающего в сфере образования. Данное название позволило предоставить школьному психологу такие же права, как у учителя – ненормированный рабочий день, день методической работы, двухмесячный отпуск. В вузах до 2011 года готовился специалист (5 лет обучения) «Педагог психолог» и бакалавр (4 года обучения) по профилю «Практический психолог в образовании». С 2011 года вузы начали подготовку бакалавра (4 года обучения) по профилю «Психолог образования». Предполагается, что может осуществляться подготовка бакалавра и по профилю «Школьный психолог». Необходимо отметить, что это всегда профессиональный психолог, работающий со всеми субъектами в сфере образования, то есть, по сути – школьный психолог, а по официальному названию профессии – педагог-психолог.

 

Первый опыт практического использования психологии в обучении и воспитании детей в нашей стране появился в начале ХХ века (1904 год). Занимались этим специалисты в области педологии – «педологи». В содержание педологии, которая была теоретической и практической дисциплиной, входило: комплексное изучение ребенка, обобщение и использование психологических, физиологических и социологических знаний в работе с людьми.Педологи работали со школьниками с целью определения успешности образовательного процесса и развития ребенка, определения уровня умственного развития на различных этапах школьного обучения, проведения профессионального отбора учащихся в различные образовательные учреждения – для нормальных детей, для одаренных детей, и для умственно отсталых детей. В Советской России выходил журнал «Педология» (с 1928 по 1932 год). По содержанию теоретических и практических идей советская педология находилась на передовом рубеже мировой психологической практики.

В 1936 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения – прим. И.В.)», которое, по сути, объявляло педологию, а вместе с ней и психологию, - лженаукой, и фактически запрещало её существование в стране. С 1936-го года и до конца 1960-ых годов социальное развитие ребенка в средней общеобразовательной школе обеспечивалось безраздельно партийными органами КПСС через работу октябрятской, пионерской и комсомольской организаций.

В конце 1960-ых годов возобновляется попытка практического участия психологов в школьной жизни. К началу 1980-ых годов активизируется становление психологической службы в образовании, которое привело в 1988 году к введению ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это означает, что каждое учебно-воспитательное учреждение имеет организационную и финансовую возможность принять на работу психолога и выплачивать ему определенную законом зарплату, а психолог имеет в образовательном учреждении определенные права и обязанности. Можно сказать, что 1988 год – это год официального рождения профессии «педагог-психолог», или - школьный психолог, в нашей стране.

После введения ставки педагога-психолога в образовательных учреждениях повышается общественная значимость профессиональной психологической деятельностив сфере образования. Повышается значение психологической службы образования, в сферу деятельности которой входит решение проблем психического и личностного развития учащихся, решение психологических проблем их обучения и воспитания, работа с трудными (с точки зрения образовательных воздействий) детьми с целью их нормализации и возвращения в обычные школьные условия обучения и воспитания. В сферу деятельности психологической службы образования также входит решение психологических проблем образовательных учреждений - учителей, организаторов и управленцев образования, и кроме этого – решение проблем отношений школьников со своими родителями.

Наиболее важным элементом психологической службы образования является педагог-психолог. Педагог-психолог является тем специалистом, который обеспечивает нормальные социально-образовательные условия психического и личностного развития школьников. Отсюда, качество подготовки школьного психолога обусловливает качество решения психологических и социально педагогических вопросов образования.

С 1994 года проходят съезды практических психологов образования. Материалы съездов общественной организации - практических психологов образования - показывают, что школьные психологи – это полноправные специалисты системы образования, которые имеют собственные цели, предмет и средства профессионального труда, и, соответственно, специфичную профессиональную деятельность.

 

 


 



2018-06-28 1275 Обсуждений (0)
Общая характеристика профессии педагог-психолог. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика профессии педагог-психолог.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)