Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата.



2018-06-28 862 Обсуждений (0)
Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата. 0.00 из 5.00 0 оценок




Например: Ребенку понравилась игрушка, которой играет другой ребенок, и он захотел ей поиграть. Если ребенок уже знает, что он не может просто взять игрушку, пока другой ребенок не видит (украсть), или отобрать игрушку (проявить насилие). То есть ребенок уже владеет нормой регуляции активности в процессе взаимодействия с другим человеком. Он знает, что нужно попросить другого ребенка добровольно дать игрушку поиграть на определенное время. Как это сделать? Что сказать? В данной ситуации ребенок должен вспомнить, как просят другого человека; обратиться с речью к ребенку: «Мальчик, дай, пожалуйста, твою машинку поиграть»; подождать ответа и решения другого ребенка. Динамическая последовательность таких психологических механизмов, как «вспомнить», «обратиться с речью», «подождать» - это и есть способ регуляции активности во взаимодействии с другим человеком.

Желаемый результат можно достичь, используя различные психологические механизмы, которые приведут к различным затратам психической и физической энергии. Чтобы побудить другого человека совершить определенное действие, можно накричать на него, запугать его (используется механизм эмоционально-энергетического подчинения), а можно убедить его в необходимости данного действия для него самого (используется механизм коммуникативно-рационального взаимодействия с человеком). Использование разных механизмов изменения активности человека является разными способами регуляции активности.

В процессе психического и личностного развития ребенок, в соответствии с возрастными возможностями психики, осваивает различные способы регуляции активности. Некоторые способы он непроизвольно копирует из поведения родителей, некоторым способам ребенка необходимо специально учить. Поэтому содержание и степень овладения школьником способами регуляции своей активности, так же как и социальными нормами, является предметом воздействия педагога-психолога. Зная содержание и степень овладения способами, которыми школьник регулирует свою активность, педагог-психолог может сказать, соответствует ли данное состояние ребенка возрастной норме психического и личностного развития, и необходима ли специальная работа психолога с данным ребенком.

Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на то, чтобы предмет труда – нормы и способы регуляции активности при взаимодействии с другим человеком – у школьника соответствовали возрастной норме и соответствующему уровню психического и личностного развития ребенка.

Отсутствие изменений в предмете труда, то есть в нормах и способах регуляции собственной активности у школьника, свидетельствует о неэффективности деятельности школьного психолога, как бы внешне ни выглядела благополучной его активность по отношению к школьникам.

Предмет труда школьного психолога, как развивающиеся психические характеристики школьников (общечеловеческие нормы и способы регуляции активности) и психологические характеристики образовательного процесса (профессиональные нормы и способы регуляции активности у учителей), требует обязательного присутствия в профессиональном самосознании педагога-психолога, что обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности.

2.2.Характеристика возможного (предлагаемого в литературе) предмета труда (профессиональной деятельности) школьного психолога.

Рассматривая направления деятельности практического психолога, можно использовать метакатегории и базовые психологические категории - личность, деятельность, общение (сознание), образ, действие, мотив, отношение, переживание (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998), так как воздействия практического психолога направлены именно на эти явления. Все средства труда психолога - методы, методики, техники, технологии - содержат в себе воздействия на другого человека с целью изменения данных психических явлений. Таким образом, явления, обозначаемые психологическими категориями, составляют инвариантную часть предмета деятельности практического и школьного психолога. Дополняется данный предмет специфическими условиями существования субъекта, на которого направлены воздействия школьного психолога – психическое и личностное развитие ребенка в образовательном процессе. В этом случае получается, что: предмет труда школьного психолога - развивающиеся психические характеристики другого человека (группы людей) и психологические характеристики образовательного процесса.

Осознание данной особенности профессиональной деятельности школьного психолога является необходимым условием акмеологического процесса подготовки специалиста в условиях системы высшего образования. Осознание предмета труда и специфических условий его представленности субъекту труда является важным условием эффективного протекания процесса профессионализации школьного психолога в вузе, так как формирует профессиональное самосознание школьного психолога.

Определенные вариации предмета труда педагога-психолога имеются в государственных стандартах подготовки данного специалиста.

В тексте квалификационной характеристики «Педагога-психолога» в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 2000-го года (ГОС ВПО) предмет труда обозначен следующим образом: психологическое обеспечение образовательного процесса; личностное и социальное развитие обучающихся; социализация и общая культура личности, осознанный выбор и освоение образовательных программ; охрана прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; гармонизация социальной сферы образовательного учреждения; психологическая культура обучающихся, педагогических работников и родителей (выделения мои – В.И.А.).

В тексте ГОС ВПО 2009-го года для бакалавров психолого-педагогического образования в качестве предмета труда определены следующие явления: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие учащихся; здоровье учащихся; права ребенка; условия для полноценного обучения, воспитания учащихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; психологически комфортная и безопасная образовательная среда в учреждении; уровень психологической компетентности участников образовательного процесса.

Если в стандарте высшего профессионального образования 2000-го года достаточно определенно в качестве предмета профессиональной деятельности названы психическое и личностное (социальное) развитие ребенка, то уже в стандарте 2009-го года предмет труда формулируется чрезмерно расширенно. Кроме результатов психического и личностного развития школьника, школьный психолог должен заниматься условиями, в которых протекают процессы обучения, воспитания, да ещё и создавать такие условия, которые будут для ребенка комфортны; а также, воздействовать на здоровье ребенка, что является обязанностью врача.

М.Р.Битянова (1998) определяет целью труда школьного психолога «сопровождение школьников», как деятельность по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию школьника в конкретной школьной среде. В качестве предмета труда школьного психолога она выделяет систему психологических характеристик школьника, определяющих его социально-психологический статус. Параметры, входящие в систему М.Р.Битянова разделяет на две группы.

«Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения» (Там же. С.26).

Р.В.Овчарова (1996) к предмету труда школьного психолога относит:

1.Психологический статус ребенка: особенности развития психических функций, склад его личности, характер, темперамент. Предлагает проводить диагностику по «Школьному Тесту Умственного Развития» (Гуревич К.М. и др.1987) и методике сформированности учебной деятельности П.Я.Гальперина (1966).

2.Дети «группы риска» у которых имеются: нарушения развития, эмоционально-поведенческие расстройства, склонность к аутоагрессии, бродяжничеству, наркомании, правонарушениям и другим формам асоциального поведения.

И.В.Дубровина (1991): предмет труда школьного психолога -

1)творческий и нравственный потенциал, активность, инициатива и способности;

2)психологическая готовность к школе, психическое развитие соответственно возрастному этапу, неуспеваемость и недисциплинированность, интеллектуальное, личностное и эмоциональное развитие, нарушения межличностных отношений, консультирование родителей и учителей по проблемам обучения и воспитания, консультирование школьников по проблемам обучения, воспитания, самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений, профориентация;

3)возрастные возможности и резервы психики, индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности, самосознание), благоприятный психологический климат в школе.

По работам Л.И.Божович (1968) можно экстраполировать предмет труда психолога, как психические новообразования, их диагностика и коррекция.

Таким образом можно констатировать, что различные авторы неоправданно расширяют предмет труда школьного психолога, а, иногда, и подменяют его явлениями, не относящимися к профессиональной деятельности педагога-психолога.

3. Характеристика средств труда педагога-психолога.

3.1.Характеристика реальных средств труда (профессиональной деятельности) педагога-психолога.

По характеру содержания средства труда школьного психолога разделяются на средства воздействия и способы воздействия. Анализ средств труда школьного психолога позволяет выделить следующие средства и способы воздействия.



2018-06-28 862 Обсуждений (0)
Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)