Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства труда педагога-психолога – это способы коммуникации и организации деятельности.



2018-06-28 2684 Обсуждений (0)
Средства труда педагога-психолога – это способы коммуникации и организации деятельности. 5.00 из 5.00 4 оценки




Школьный психолог воздействует на другого человека (группу людей) посредством передачи информации и организуя определенную деятельность этого человека (группы людей). Передача информации и организация деятельности другого человека (школьника, учителя, родителя) осуществляется педагогом-психологом для воздействия на предмет труда – нормы и способы регуляции их активности по отношению к другому человеку с целью нормализации психического и личностного развития ребенка и социально-образовательных условий (действий по отношению к ребенку учителей и родителей).

Чтобы такая цель была достигнута, педагог-психолог не просто говорит что-то и предлагает сделать что-то. В процессе воздействия психолог получает от человека информацию о нем самом и о его деятельностях. Данная информация используется для корректировки воздействий и является основанием для последующих воздействий, то есть, передачи информации и организации деятельностей. Основой для передачи другому человеку определенной информации и организации его специальных деятельностей являются профессиональные знания и умения психолога, а также, профессионально важные качества личности, которые обеспечивают эффективность передачи информации и организации деятельности другого человека, как формы целенаправленного воздействия на него.

Владение средствами труда в наибольшей степени обусловлено профессиональной подготовкой и профессиональным совершенствованием школьного психолога. Овладение средствами труда обусловливает формирование профессионально важных личностных качеств педагога-психолога, таких, как коммуникабельность, организационные способности, прогностичность и т.д. Важным методологическим моментом здесь является то, что средством труда психолога является его собственная личность. Поэтому - насколько соответствует практической психологической деятельности личность профессионала - настолько эффективной будет профессиональная деятельность школьного психолога.

Тем не менее, осознание и принятие средств и способов труда школьного психолога на уровне профессионального самосознания позволяет делать эффективным процесс трудовой деятельности и профессионального саморазвития.

Выделим наиболее существенные характеристики средств и способов воздействия школьного психолога.

Средства воздействия:

1.Коммуникативные средства. Непосредственное информационное (вербальное и невербальное) воздействие психолога на клиента - на сознание и бессознательное другого человека или группы людей. Коммуникация – это наиболее разнообразное и широко применяемое средство, которое почти всегда используется совместно с другими средствами.

2.Организационно-деятельностные средства. Организация действий клиента и группы – действия с предметами, действия с образами, упражнения, игры, графические задания, танцевальные задания и т.п. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.

3.Диагностические инструменты. Тесты (наборы заданий) и опросники (наборы вопросов) позволяют диагностировать психологические особенности человека, с которым начал работать психолог.

4.Компьютерные программы (диагностические с комментариями, просветительно-диалогические и т.п.). Это специфическая форма коммуникативного или организационно-деятельностного психологического воздействия. Работая с компьютерной программой, клиент взаимодействует с психологом, как автором содержания данной программы.

Способы воздействия:

1.Знания (знания о психическом развитии, онтогенетической норме развития, о нарушении (аномалии, отставании) развития, о коррекции развития; знания о технологиях диагностики и коррекции развития и т.п.).

2.Умения (умение узнать о психическом состоянии, о нормальном развитии, о нарушениях развития; умение провести коррекцию развития и т.п.).

3.Навыки (навыки вступления в контакт, получения доверия; навыки организации деятельности отдельного человека и группы людей и т.п.).

4.Профессионально важные личностные качества (ПВЛК) (коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления и т.д.).

5.Субъектная позиция - ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога. Содержательно, субъектная позиция может проявляться в следующих формулировках: «Ты для меня ценен своим существованием (экзистенциальная любовь, в отличие от критериальной)»; «Мне интересно с тобой общаться, ты вызываешь во мне искренний интерес своими психологическими особенностями».

6.Самоидентичность. Рассмотрение психологом себя в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую. Наиболее актуальна для школьного психолога следующая формулировка: «Я - взрослый, нормальный человек, заинтересованный в развитии твоей личности, то есть увеличении твоей самостоятельности, активности и ответственности, то есть нормальности (в отличие от аномальности) твоей жизни».

Способы воздействия представлены в виде кумулятивной шкалы: каждый последующий элемент включает в себя все предыдущие, но может рассматриваться и отдельно. Данное понимание средств труда школьного психолога позволяет формировать целостное представление у будущего специалиста об объекте труда, который крайне редко выступает как объект. Кроме этого, предлагаемая структура средств труда школьного психолога системно соотносится со структурой профессионально важных личностных качеств школьного психолога.

Расширение средств труда конкретного специалиста, как насыщение частными техниками работы школьного психолога, происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности и профессионального совершенствования в течение всей жизни профессионала. При этом, наиболее активно профессиональное совершенствование происходит в периоды повышения профессиональной квалификации, особенно, во время обучения после вуза.

3.2.Характеристика возможных (предлагаемых в литературе) средств труда (профессиональной деятельности) школьного психолога и социального педагога.

Средства труда практического психолога и, в частности – педагога-психолога, наиболее подробно определенный компонент профессиональной деятельности. Наибольшее количество научных, методических и практических разработок относится к средствам труда практического психолога. В них представлены теоретические, методические и организационные основания конкретных методик, техник, технологий работы психолога с другим человеком и группами людей. Само содержание профессиональной подготовки школьного психолога в государственном образовательном стандарте представлено, прежде всего, средствами труда.

Средства труда - можно рассматривать как операциональный (исполнительный) компонент деятельности. В отличие от цели деятельности, как мотивационного компонента, и предмета деятельности, как ориентировочного компонента. По форме существования средства труда разделяются на материальные и идеальные объекты. К материальным объектам относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры и т.п. К идеальным объектам – «знаковые средства и системы правил мышления, моральной и эстетической оценки и др.» (Маркова А.К., 1996. С.27). Следствием такого понимания идеальных средств труда является рассмотрение совокупности личностных особенностей психолога - как средства его труда. Представленные, проявляемые психологом во взаимодействии с другим человеком личностные характеристики оказывают существенное влияние на него. Особое значение имеют мотивационные и эмоциональные характеристики психолога, в том числе, его субъектная позиция в процессе взаимодействия с другим человеком. Эмоциональная окраска отношения психолога к другому человеку, содержание и форма реакций на действия клиента, воздействует на того, с кем работает психолог. Именно в мотивационных и эмоциональных характеристиках психолога проявляется направленность на другого человека как на самоценность, бескорыстный интерес к нему, личностная открытость для взаимодействия.

Контрольные вопросы к содержанию параграфа 2.1.:

1. Цель труда «педагога-психолога» - это…

2. Предмет труда «педагога-психолога» - это…

3. Средства труда «педагога-психолога» - это…




2018-06-28 2684 Обсуждений (0)
Средства труда педагога-психолога – это способы коммуникации и организации деятельности. 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Средства труда педагога-психолога – это способы коммуникации и организации деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)