Цель и задачи исследования
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ СЕГМЕНТИРОВАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЗАГОЛОВКАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СТАТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ГАЗЕТ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА СЕГМЕНТИРОВАННЫХ газетных ЗАГОЛОВКОВ 1.1 Текст в современной науке 1.1.1 Функционально-коммуникативное исследование текста в лингвистике 1.1.2 Расчленение высказываний как особый приём структурирования текста 1.1.3 Сегментация в тексте художественного произведения с коммуникативно-прагматической точки зрения Формирование смысла текста с опорой на его заголовок Заголовок как важный элемент смысловой структуры текста Функции заголовков и их специфика В различных газетных текстах Сегментированные конструкции в заголовках газетных текстов
ГЛАВА 2 ФУНЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТИРОВАННЫХ СИНТАКСЕМ В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ 2.1 Типы заголовков по структуре и синтаксической функции 2.2 Морфолого-синтаксическая специфика сегментированных конструкций 2.3 Коммуникативные типы заголовочных сегментированных синтаксем 2.3.1 Сегментированные газетные заголовки в аспекте актуального членения 2.3.2 Типы правосторонних сегментированных синтаксем в зависимости от их роли в коммуникативном процессе 2.3.3 Специфика сегментации сложных предложений в заголовках газетных статей 2.4 Сегментированные конструкции в письменной речи школьников .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А. Список газетных статей с сегментированными заголовками. Приложение Б. Словарь юного журналиста И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Основные термины 1. БВ – базовое высказывание. 2. БП – базовое предложение. 3. КСС – конструкция собственно сегментированная. 4. ПК – парцеллированная конструкция. 5. СК – сегментированная конструкция. 6. СПП – сложноподчинённое предложение. 7. ССП – сложносочинённое предложение. 8. СТ – сегментированный текст.
Оформление материала для исследования 1. В данной дипломной работе использованы следующие графические выделения: 1) курсив – для обозначения текста; 2) полужирный курсив – для обозначения сегментированной конструкции; 3) подчёркивание в нежирном курсиве – для обозначении ремы в базовом предложении-высказывании; 4) подчёркивание в полужирном курсиве – для обозначении ремы в сегме5нтированной корнструкции.
Источники материала 1. АиФ в Белоруссии – газета «Аргументы и факты в Белоруссии». 2. ГП – газета “Гомельская праўда”. 3. ЖП – газета “Жыццё Палесся”. 4. Зв. – газета “Звязда”. 5. Изв. – газета «Известия». 6. КП в Белоруссии – газета «Комсомольская правда в Белоруссии». 7. ЛГ – «Литературная газета». 8. ЛіМ – газета “Літаратура і мастацтва“. 9. СБ – газета «СБ – Беларусь сегодня». 10. ЧЗ – газета “Чырвоная змена”.
ВВЕДЕНИЕ Русский язык постоянно развивается по присущим ему внутренним законам, становясь более совершенным в коммуникативном аспекте. В последние десятилетия возрос интерес к коммуникативным возможностям синтаксических единиц, но, по утверждению М. В. Всеволодовой, целостное описание русского синтаксиса в этом плане отсутствует [1]. Среди языковых средств, активизировавшихся в последние годы, но с функционально-коммуникативной точки зрения в должной мере не изученных, следует отметить сегментированные конструкции (СК) как особую синтаксическую единицу письменной речи. Сущность сегментации заключается в появлении знака конца высказывания в «неожиданном месте», которым является место расчленения той или иной синтаксической единицы (чаще всего предложения). В результате такого расчленения появляется второе, новое, высказывание. Например: Случалось также, что в минуту объяснимой человеческой слабости Янка Брыль вступал в сделку. Но не с дьяволом. С самим собой.(СБ. – 1998. – 4 марта); ср. с СК из белорусскоязычной газеты: Я – старшыня калгаса "Грушаўка", што пад Церахоўкай. Галодны, малады, упартыi непахiсны… (ЛiМ. – 1999. – 9 сак.) 1). Сегментированные конструкции особенно активны в газетных текстах, важность лингвистического изучения языка которых очевидна по двум причинам. Во-первых, несмотря на развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, газета продолжает занимать важное место в жизни современного общества. Во-вторых, «именно язык газеты позволяет определить изменения… в языке… в конкретный промежуток времени. Газетная публицистика – это важный этап адаптации процессов, происходящих на всех уровнях языковой системы на их пути к литературному употреблению» [2, 3]. Как показывает наше исследование, сочетание слов, словосочетание и любое предложение текста газетной статьи (и простое распространённое, и простое осложнённое, и сложное) может быть расчленено на основную часть, или базовое высказывание, и сегментированную конструкцию (отчленённый сегмент как часть исходного, несегментированного высказывания). ……………………………………………………… 1) В работе анализируются сегментированные газетные заголовки русскоязычных статей. Однако мы считаем необходимым обращение и к белорусскоязычным газетным текстам. Языковая ситуации в Белоруссии требует повышенного внимания к сопоставительному анализу. Сходство грамматических систем, в частности синтаксических, данных близкородственных языков очевидно. Остаются вопросы, насколько идентичны изменения в синтаксисе русского и белорусского языков второй половины ХХ – начала ХХ1 в. Настоящее исследование даёт ответы на некоторые из этих вопросов. Чаще всего базовое высказывание является предложением (БП), но заголовки имеют свою специфику, которая заключается в том, что они могут представлять собой одно слово, сочетание слов или словосочетание, в данном случае сегментированное. Именно поэтому для названия той части построения, от которого отчленяется СК, мы выбрали аббревиатуру БВ (базовое высказывание). БВ и СК вместе составляют сегментированный текст (СТ), который, по О. И. Москальской, представляет собой прежде всего сложное синтаксическое целое, или микротекст, имеющий признаки как единицы речи, так и единицы языка [3]. В рамках данной концепции, как считает Л. Н. Чумак, «структура микротекста изоморфна структуре макротекста» [4, 128]. Мы согласны с автором и считаем текстом связное целое, состоящее более чем из одного высказывания, как, например, в [5, 401], где к тексту отнесена следующая единица: Вдруг раздался перезвон колоколов. Во всех церквах отмечали важное событие, приводя Ивана Сергеевича в исступление. СК в составе сегментированного текста квалифицируются специалистами как экспрессивные синтаксические построения, которые чрезвычайно активно используются в публицистических текстах периодики последних лет. По словам Л. П. Алексеенко, именно благодаря сегментации, «…высказывание становится более информативным, эмоциональным» [6, 49]. На наш взгляд, особенно эффективна сегментация в газетных заголовках. Высокая продуктивность и частотность сегментированных конструкций в письменной речи объясняются стремлением авторов выразить личностное отношение к сообщаемому, дать свою собственную оценку фактам и событиям и представить её на страницах газеты максимально заметно, максимально экспрессивно. Определяя сущность экспрессии как семантической категории, специалисты имеют в виду её воздействующую функцию [7, 82]. Таким образом, при сегментации сила воздействия сообщения возрастает. В тексте СК оформляется как высказывание, в котором чётко выражена позиция автора, в том числе в заголовках. Так, в конструкции, являющейся заголовком газетной статьи Хамство должно быть наказано. По закону (Изв. – 1998. – 19 марта) журналист оформил обстоятельство образа действия как сегмент, ибо уверен, что хамство – это не только общественно порицаемые, но и наказуемые проступки, что к проявлениям хамства пора применять существующие, но ещё не работающие законы. Оформив эту социально значимую информацию как самостоятельное высказывание, информативно равное предложению, он, таким образом, сигнализирует о коммуникативно весьма значимом отрезке текста, заставляя читателя среагировать на него. Автор, использующий в своих текстах СК как особый приём письменной речи, в большой степени озабочен выражением авторского «я». Он не только сообщает, но и даёт оценку сообщаемому.Поэтому личностный, авторский, план повествования оказывается на первом месте. А это характерно прежде всего для публицистики. Например, в белорусском газетном тексте Увесь тэкст Мрожака быў расказаны iмi ў пралогу. За пяць хвiлiн. А потым з кожнага радка, якi бяруцца паўтараць, люстраваць, разыгрываць, фантазiраваць на ягоную тэму… разгортваюцца ды разгортваюцца iнтэрмедыi – забаўлянкi, правакацыi, дурылкi, розыгрышы… (ЛiМ. – 1999. – 9 апр.) сегментированное присоединение весьма значимо и экспрессивно: сегментированием актуализированы семы "очень быстро" и "необычайно ёмко". Действительно, то, что произошло за пять минут, далее имеет свой гораздо более протяженный во времени вариант. Таким образом, в настоящей работе исследуются актуальные явления современного коммуникативного синтаксиса в письменной речи, изучение которых имеет важное теоретическое и практическое значение. Мы рассматриваем сегментированные конструкции в заголовках газет с коммуникативной точки зрения, но анализ не ограничивается описанием только коммуникативных особенностей рассматриваемых единиц. Привлекаются также сведения структурно-грамматического характера из традиционной лингвистики. Объектомисследованияявляются правосторонние сегментированные конструкции в газетных заголовках статей на русском языке. Предметисследования –коммуникативные и структурно-грамматические особенности правосторонних сегментированных конструкций в газетных заголовках, их типы и участие в выражении смысла публицистических текстов. Актуальность настоящего исследования обусловливается несколькими причинами: во-первых, необходимостью более полного «…описания функционирования синтаксиса» [1, 164], расширения представления о живом функционировании синтаксем как элементарных единиц языка; во-вторых, недостаточной изученностью сегментированных конструкций в газетных заголовках, их коммуникативных типов, значений и текстообразующих функций в неканонической, внепредложенческой, позиции; в-третьих, особой ролью явлений экспрессивного синтаксиса в коммуникативно-воздействующем процессе, которая наиболее заметна в текстах газетно-публицистического стиля; в-четвёртых, возможностью использования накопленного и проанализированного материала, содержащего разные типы сегментированных заголовков в многочисленных современных газетах, в том числе для школьников, на уроках, факультативах и в кружках для углубления знаний о современном состоянии и функционировании языка и для решения ряда вопросов формирования грамотной письменной речи учащихся. Цель и задачи исследования Цель настоящей работы – определить коммуникативные типии и значения правосторонних сегментированных конструкций в газетных заголовках; Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) определить различительные признаки правосторонних сегментированных конструкций в газетных заголовках со структурно-грамматической точки зрения; 2) показать связь морфологической выраженности заголовка с его коммуникативной ролью; 3) выявить коммуникативные типы правосторонних сегментированных конструкций с точки зрения коммуникативной стратегии автора; 4) показать возможность использования результатов исследования разных типов сегментированных заголовков в современных газетах для решения проблемы формирования грамотной письменной речи учащихся. Материалом для исследования являются сегментированные заголовки на русском и (частично) белорусском языках в статьях газет, изданных в период с 1998 по 2015 гг.: «Аргументы и факты в Белоруссии», «Известия», «Комсомольская правда в Белоруссии», «Литературная газета», «СБ – Беларусь сегодня» и др. Картотека насчитывает 265 синтаксических единиц. Научная новизна. Собран современный и оригинальный языковой материал, ранее не подвергавшийся ни структурно-семантическому, ни коммуникативному анализу. Сегментированные конструкции в газетных заголовках рассмотрены как синтаксемы. Использована новая типология правосторонних заголовочных СК.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |