Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знаковая природа невербальных компонентов



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Знаковая природа невербальных компонентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно английскому философу Дж. Локку, язык – это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждал, что «идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова – это просто общественное выражение мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями» [Локк, 1985, с. 455].

Однако швейцарский лингвист Ф. де Соссюр считал язык практикой речи, откладываемым во всех, кто принадлежит к одному коллективу. То есть язык – это грамматическая система, потенциально существующая в каждом мозгу целой совокупности ин­дивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в массе. Разделяя язык и речь, он тем самым отделяет: 1) социальное от индивидуального; 2) существенное от побочного и более или менее случайного. «Язык не есть функция говорящего субъекта, он – продукт, пассивно регистрируемый индивидом. Язык есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять. Язык – система знаков, выражающих идеи» [Соссюр, 1977, с. 293].

Оспаривая тезис Ф. де Соссюра о природе язы­кового знака, наиболее заметным достижением явился так называемый «семантический треугольник», введённый в научный оборот американскими семиотиками Ч. К. Огденом и Б. Ф. Ричардсом в их книге с характерным названием «Значение значения: Исследование влияния языка на мышление и научный символизм», опубликованной в 1923 году. Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трёх главных логико-лингвистических категорий: 1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике «денотат», а в лингвистике «референт»; 2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется «понятие» или «концепт», а в лингвистике «значение» или «смысл»; 3) принятое в человеческом обществе наименование объекта –«имя» (слово, лексема) [Ogden & Richards, 1986, p. 64-65].

Таким образом, характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. Под знаковым аспек­том естественного языка, советский языковед Б. А. Се­ребренников понимал соотнесённость языковых элементов (морфем, слов, словосочета­ний, предложений), а, следовательно, и языка в целом, в той или иной форме и степени опосредствованности с внеязыковым рядом явлений, предметов и ситуаций в объективной действительности [Серебренников, 1988, с. 70-85]. К знаковой функции языковых единиц он относил их свойство обобщённо выражать результаты познавательной деятельности человека, закреплять и хранить итоги его общественно-исторического опыта. И под знаковый аспект языка языковед подводил, наконец, способность языковых элементов, в силу закрепившихся за ними значений, нести определённую инфор­мацию, выполнять различные коммуникативные и экспрессивные задания в процессе общения.

Следовательно, невербальные компоненты образуют специфи­ческую совокупность универсальных, понятных всем природу знаков, а также определённых сигналов, используемых в рамках только одной культуры. На основе невербальной коммуникации можно выделить такие знаки, как:

Поведенческие знаки. Они обусловлены различными физиологическими проявлениями реакций человека. Например, сердцебиение, побледнение, покраснение, сдавленность или сухость в горле, двигательное беспокойство, потоотделение от волнения, дрожь от страха и холодный пот.

Ненамеренные (случайные) знаки. Ненамеренные знаки не несут какой-либо существенной нагрузки, так как их употребление связано с привычками человека. В основном, они передают информацию о характере настроения и расположении духа. Примером таких знаков могут служить зевота, почёсывание носа, перебирание волос, покусывание губ или качание ногой.

Выразительные знаки. Выразительные знаки одинаковы во всём мире, они подают сигналы, но не выполняют механической функции. Они могут проявляться или сдерживаться в зависимости от культуры или общества, в котором находится в данный момент человек. Люди делают такие знаки, когда улыбаются или смеются, усмехаются или хмурятся, пожимают плечами или надувают губы, краснеют или бледнеют, машут или кивают.

Подражательные знаки. Их люди осуществляют тогда, когда пытаются изобразить, кого или что бы то ни было – человека, животное, некий объект, явление или действие. Изображая, человек пытается скопировать то, что следует выразить. Подражательные знаки сразу всем понятны, даже если кто-то не видел подобного раньше. Согласно теории доктора психологических наук В. А. Лабунской, существует 3 вида подражательных знаков:

1. Мимикрия (от французского слова «mimétisme» подражание). При помощи мимикрии человек совершает обратное подражание, например, пытается быть весёлым, когда ему на самом деле грустно. Или наоборот, когда пытается выглядеть мрачнее, чем есть в действительности.

2. Пустотная мимикрия. Действие, совершаемое в отсутствие определённого предмета к которому оно относится. Например, когда человек голоден, он может изображать, что он ест или пьёт.

3. Частичная мимикрия. Исполняется тогда, когда человек имитирует нечто, чем он никогда не был и не будет. Например, имитация птицы или дождя. Обычно в процесс вовлечены только руки, а мимика настолько точно, насколько это возможно [Лабунская, 1986, с. 5-35].

Схематические знаки. Эти знаки возникают тогда, когда человек выбирает определённый изображаемый объект и пытается воспроизвести его быстро и многократно в упрощённом виде, воспроизводя один из основных элементов жестикуляции. То есть, схематические знаки возникают только тогда, когда нужно изобразить подражание, например демонстрацию быка, в виде двух бодающихся пальцев.

Символические знаки. Это те знаки, которые выразить достаточно просто. Например, чтобы изобразить глупого дурачка, можно приставить палец к виску и покрутить им, тем самым говоря, что человек не адекватен. Такие знаки могут иметь одно и то же значение и наоборот, всё в зависимости от культуры. К каждой культуре необходимо подходить с учётом изучения значения их знаков.

Технические знаки. Технические знаки образуются в определённой группе специалистов и используются исключительно в сфере их профессиональной деятельности, где между людьми невозможен вербальный контакт. За пределами данной группы людей знаки теряют свой смысл, ведь другие их понять не способны. Например, аквалангисты не могут общаться под водой, следовательно, прибегают к использованию данных знаков.

И наконец, знаки-коды. Они являются частью языка знаков с определёнными правилами. У знаков-кодов есть особенность – в отдельности они не означают ничего, только в совокупности. Как, например, буквы и слова в языке.

Таким образом, можно заключить то, что вышеперечисленные знаки очень многогранны и специфичны. Каждый знак представляет собой определённый сигнал, передающий информацию о каком-либо объекте, событии или состоянии. Любая культура уникальна, поэтому в каждой культуре каждый знак демонстрируется по-своему. Где-то человека смогут понять, а где-то знак сочтут за грубость. Следовательно, к изучению знаковой природы невербальных компонентов следует подходить очень серьёзно.

 



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Знаковая природа невербальных компонентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знаковая природа невербальных компонентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)