Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология невербальных компонентов коммуникации



2018-07-06 680 Обсуждений (0)
Типология невербальных компонентов коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется при помощи зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния – то есть всех органов чувств. Каждый из этих компонентов формирует собственный канал коммуникации.

Просодика (от греческого слова «prosodia» – «ударение», «припев») изучает интонационно-выразительную окраску речи, то есть такие ритмико-интонационные стороны речи, как громкость, высота, тембр и мелодика голоса, а также устойчивые интонации и типы вокальных помех. Сюда же входит экстралингвистика, отрасль, которая занимается исследованием пауз и различных психофизиологических явлений человека, которые собеседник использует в речи (к примеру: кашель, вздохи, смех или плач). Таким образом, при помощи просодики и экстралингвистики речевой поток может упорядочиваться, языковые средства коммуникации сберегаться, а речевые высказывания дополнять, замещать, предварять или определять эмоциональное состояние собеседника.

Кинесика (от древнегреческого слова «kinesis» – «движение») представляет собой огромную систему, включающую в себя совокупность всей общей выразительной моторики различных частей тела человека. Сюда входят жесты, мимика, пантомимика, осанка, позы, телодвижения, походка и визуальный контакт. Данные движения используются при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения, а также отображают эмоциональные состояния собеседника. Элементами кинесики являются как физиологическое происхождение (к примеру: зевота, потягивание, чихание, икота или мурашки), так и социокультурное (к примеру: широко раскрытые глаза или обе руки, сжатые в кулак).

Проксемикой одним из первых заинтересовался американский антрополог Эдвард Холл, который в 60-ых годах и ввёл в использование данный термин. Проксемика изучает ориентацию собеседников в момент общения, природу расстояний и дистанций между ними, определяет зоны наиболее эффективного общения, анализирует закономерности про­странственной организации коммуникации, а также влияния тер­риторий между людьми на характер меж­личностного общения. Исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются до­вольно значимыми для коммуникации. Следовательно, проксемика включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориаль­ность, временную организацию ситуации.

Дисциплина такесика (от английского слова «tacesics») изучает роль прикосновений собеседников в ситуации общения. С помощью тактильных прикосновений люди выражают свои чувства и эмоции, поэтому задача такесики – правильно их растолковать, ведь то или иное прикосновение может рассказать о многом. К такесическим средствам невербального общения относятся динамические прикосновения в виде рукопожатия, похлопывания по спине, поцелуя, объятий, поглаживания или отталкивания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом собеседников, их возрастом, полом и степенью знакомства. Доказано, что динамические прикосновения являются биологической формой стимуляции общения, а не просто сентиментальным проявлением чувств.

Сенсорика (от латинского слова «sensus» – «восприятие») основывается на непосредственно чувственном восприятии ощущений между собеседниками. Чувственное отношение формируется на основе таких сенсорных факторов, как: запахи, ощущения вкуса, восприятие звуковых и цветовых сочетаний, ощущение тела собеседника и тепла, исходящего от него. Все эти факторы действуют совместно и в результате создают полную сенсорную картину, благодаря чему в дальнейшем и строится невербальная коммуникация. Оценка, которая даётся определённому человеку, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, собеседник оценивается положительно. Если больше негативных, собеседник не нравится.

Что касается дисциплины хронемики (от английского слова «chronemics»), она занимается структурированием времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Здесь важно соответствие времени. К примеру, приход к определённому времени, соответствие публичного выступления заданному времени, пунктуальность. Сюда же относится синхронность, асинхронность речи и ритмическое строение коммуникации. Не стоит забывать, что восприя­тие и использование времени является неотъемлемой частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах.

Также к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т.д.) адресат может выполнить требуемое действие.

Следовательно, каждый компонент невербальной коммуникации подразумевает свою определённую науку. Каждая наука является частью невербальной коммуникации, поэтому каждая из них важна и необходима для изучения.

 



2018-07-06 680 Обсуждений (0)
Типология невербальных компонентов коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология невербальных компонентов коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)