Мультимодальность в коммуникативной ситуации
В эпоху цифровых технологий информационные запросы участника коммуникационного процесса, активного пользователя глобальной сети, способного находить и фильтровать интересующую его информацию и выбирать канал её получения, могут быть удовлетворены только при наличии доступа к мультимодальным информационным ресурсам. В рамках новейших отечественных исследований под модальностью понимается «тип внешнего стимула, воспринимаемого одним из чувств человека» [Кибрик, 2010, c. 135]. Разнообразие этих типов предоставляет нам выбор модальности как для сообщения, так и для получения информации в рамках системы, способной адаптироваться под модальностный профиль субъекта. В настоящей работе в качестве фактора этого выбора рассматриваются элементы коммуникативной ситуации, по таксономии Хаймса [Hymes, 2003, p. 62], выступающей инструментом анализа (см. таблицу 1.1). Таблица 1.1. – Элементы коммуникативной ситуации
Обстановка. Передача и восприятие сообщения не могут не зависеть от условий внешней среды. В обстановке, где какой-либо модальностный параметр не может быть задействован, акцент ставится на замещающих каналах. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию передачи сообщений в медицинских учреждениях: в силу необходимости сохранять тишину здесь особенно важно присутствие визуальной информации: информационные щиты с иллюстрациями, телевизионные экраны, а также спецодежда медицинского персонала, которая выполняет сигнальную функцию. Кроме того, большую роль здесь играет и темпоральный параметр: так, подсветка стенда в тёмное время суток может дать сообщению шанс быть замеченным представителем аудитории. Участники. Базовым уровнем факторов, влияющих на выбор или предпочтение модальностной пропорции в воспринимаемом сообщении, можно считать социально-демографические характеристики участника коммуникативного акта. В первую очередь, это возраст и пол; восприятие информации здесь продиктовано анатомическими и физиологическими особенностями индивида. Среди социальных факторов можно выделить социальное положение и образование. Эти факторы, несомненно, определяют характер восприятия, но не относятся, строго говоря, к коммуникативным особенностям ситуации; это можно установить, анализируя общение на форумах по интересам в сети, когда определить их бывает проблематично, да и часто прагматически излишне. Соответствие исхода целям, эффект. Этот аспект также находит своё преломление в свете мультимодальности. Если в сознании индивида необходимо сформировать визуальный образ объекта, естественным будет презентация соответствующего модальностного компонента: демонстрация картинки яблока, а не его описание или звук его падения. В большинстве случаев, однако, сообщение носит составной характер и может охватывать всевозможные характеристики объекта. Если речь идет об обучающей системе, особенно важно так сбалансировать синтезируемые элементы, чтобы интериоризация объекта протекала максимально эффективно, а исход соответствовал целям. Ход. Фактор хода, процессуальный фактор, связан с синтагматическим оформлением информации. Каждый её отрезок синтезирован таким образом, что элементы сообщения следуют один за другим – как при слуховом восприятии и прочтении текста, так и при усвоении визуальной информации. Хотя глаз охватывает картинку целиком, какие-то элементы выступают на первое место, имея шансы быть увиденными раньше. Их расположение в пространстве (на странице, на веб-странице, на вывеске и т.д.) относится к визуальному синтаксису, где, как и в грамматике, есть определенная структура, в которой каждый элемент выполняет свою функцию. Манера передачи сообщения. Различные сочетания модальностных пластов способны задавать варьируемые тональности сообщения – от строгой, официальной до шутливой, дружеской. Превалирование графического вербального контента смещает баланс в сторону первого, равно как и использование графиков, диаграмм и таблиц. Фотографические изображения при этом тяготеют к противоположной стороне спектра тональностей. Инструменты. Инструментальный параметр охватывает разнообразие средств и форм: аудиальные, языковые, визуальные и соматосенсорику. К инструментам относятся каналы: независимые, сопровождающие язык, зависимые, используемые для циркуляции вспомогательной информации (см. таблицу 1.2). Статические разновидности в рамках этих каналов передают обстановку коммуникативного акта, динамические – его событийные, процессуальные параметры. Таблица 1.2. – Каналы коммуникации
Нормы. Норма тесно связана с типичным использованием опций, потенций, предлагаемых семиотической системой. Её функционирование сопряжено с выделением таких оппозиций, как литературная речь/просторечие; общенародная норма/диалект; книжный стиль/нейтральный/разговорный. Нормативность находится в фокусе научных изысканий лингвистов, но понятия нормы в отношении мультимодальных семиотических систем и текстов не существует. Можно классифицировать определенные жесты, просодические факты, изображения и прочие невербальные средства как нормативные или ненормативные (т.е. употребляемые в социуме и согласованные с участниками коммуникативного процесса или неупотребляемые и несогласованные), однако о нормативности или ненормативности синтеза этих элементов речи пока нет. Можно сформулировать принципы сочетания модальностных компонентов для оптимального восприятия рекламного сообщения, например, максимально эффективное, обусловленное физиологией и психологией человека расположение элементов макета рекламного модуля при верстке. Однако это не означает, что прочие варианты ненормативны и не могут быть обнаружены в практической деятельности специалистов по рекламе или воспринимаются аудиторией как несоответствующие стандарту. Жанры. Тип или жанр текста предлагает конкретную форму реализации того или иного стиля или подстиля. Так, в стилевой макросистеме массовой коммуникации можно выделить несколько подстилей (язык прессы, радио, телевидения и т.д.); тележурналистика, в свою очередь, включает ряд текстовых жанров: ток-шоу, репортаж, путевой очерк, новостные жанры и прочие, различающиеся функциональной направленностью, ролевыми отношениями между коммуникантами и, следовательно, набором средств реализации. Можно заключить, что коммуникативная ситуация обеспечивает эмпирический, контекстный материал, особенно важный для использования в условиях, когда типология мультимодальных текстов не приняла ясных очертаний и ситуативные факторы не могут быть нивелированы для абстракции в систему стилей мультимодальности. Это одна из задач науки сегодня; ее решение поможет оптимально использовать инструментарий мультимодальности в практике преподавания, налаживания систем эффективного информирования общественности, работы с интерфейсом программ и в других сферах, развивающихся за счет циркуляции информационных потоков, вплоть до межличностного общения в киберпространстве.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |