Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические подходы к управлению себестоимостью продукции



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Методические подходы к управлению себестоимостью продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резервы улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость. Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть ниже или выше по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства.

Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производство располагает множеством рычагов снижения затрат, которые оно может привести в действие при умелом руководстве [22, с.51].

При проведении экономического анализа изучаются отдельные элементы и статьи затрат, а также исследуются основные показатели себестоимости, представленные на рисунке 1.3.

 

 
 

 


Рисунок 1.3 – Показатели себестоимости продукции

Примечание – Разработано автором на основе [8, c. 4].

 

Анализ обычно начинают с изучения динамики общей суммы затрат на производство в целом и по основным элементам, дают оценку изменения структуры затрат (удельного веса отдельных элементов).

В процессе анализа необходимо оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня производства, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается также в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, полученных со стороны, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия и наоборот.

Изучение структуры затрат по этим элементам, а также произошедших в ней изменениях позволяют дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости продукции.

Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.

Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. товарной продукции (издержкоемкость продукции). Выполнение плана по этому показателю анализируют путем сравнения фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный период, с плановыми затратами. Достоинства показателя: универсальность (может определяться по предприятиям всех отраслей и на всех уровнях управления), прямая и наглядная связь себестоимости с прибылью от основного производства.

Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство к стоимости товарной продукции в действующих ценах:

 

. (1.1)

 

где ЗП – общая сумма затрат на производство;

ТП – стоимость товарной продукции в действующих ценах.

 

В процессе анализа изучают динамику, выполнение плана и проводят межхозяйственные сравнения по этому показателю.

На следующем этапе определяют влияние факторов на изменение уровня этого показателя.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают следующие факторы (рисунок 1.4.)

 

 

 


Рисунок 1.4 - Факторы, определяющие издержкоемкость продукции

Примечание – Разработано автором на основе [9].

 

- изменение объема и структуры произведенной продукции;

- изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

- изменение цен и тарифов на потребленные ресурсы.

Факторный анализ затрат на рубль продукции можно проводить с использованием следующих факторных моделей:

 

, (1.2)

 

где – общий объем производства продукции;

– удельный вес продукции i-ого вида;

– цена единицы продукции i-ого вида.

 

Итогом проведения анализа влияния факторов должна стать оценка их воздействия на изменение суммы прибыли от реализации (ПР). Для этого необходимо абсолютные приросты издержкоемкости продукции за счет каждого фактора умножить на выручку от реализации фактического объема продукции по ценам базисного периода:

 

. (1.3)

 

Следует отметить, что взятый обособленно, показатель затрат на рубль товарной продукции не отражает действительного снижения или повышения себестоимости продукции, так как является результатом влияния множества факторов.

Анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции позволяет определить изменение затрат и выявить убыточные изделия.

По существу первые пять этапов представляют собой процесс принятия решения или планирование, конечный результат которого отражается на 5-м этапе – реализация принятого решения. Два последних этапа отражают процесс управления принятым решением, который складывается из оценки и корректировки фактических результатов с целью выполнения выбранного альтернативного варианта. Остановимся кратко на каждом этапе процесса принятия решения и управления.

Определение целей и задач. Прежде чем принять правильное решение, необходимо определить цели и задачи, которые помогут принимающим решение оценить предпочтительность какого-либо варианта действий. В зависимости от того, на каком товарном рынке функционирует предприятие, какие внешние факторы экономической среды воздействуют на процесс принятия решений, цели, которыми руководствуется предприятие, могут быть различными:

¾ обеспечение выживаемости на данном товарном рынке;

¾ максимизация прибыли;

¾ завоевание лидерства по показателям качества выпускаемой продукции.

Достижение цели предприятия немыслимо без преобразования и использования ресурсов, важнейшими из которых являются трудовые, материальные, информационные, финансовые и др., расход которых в денежном выражении и представляет затраты предприятия [28, с. 9].

Поиск альтернативных вариантов действий. После выбора цели функционирования осуществляется второй этап процесса принятия решения, который заключается в поиске альтернативных вариантов реализации цели. Если предприятие работает в производственной сфере, то в силу динамичности потребности рынка, а также ограниченности ресурсов оно постоянно решает проблему, что выпускать. Только небольшая часть товаров остается неизменной на протяжении длительного периода. Поэтому предприятию можно выбрать одно или несколько следующих направлений действий:

¾ выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках;

¾ создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

Предпочтение должно отдаваться такому составу товарных групп, который обеспечивает в течение продолжительного времени постоянное превышение прибыли над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Это самый трудный и важный этап процесса принятия решений, так как поиск альтернативных вариантов действий вызывает необходимость получения информации об изменении экономической ситуации, о потенциальных конкурентах, пытающихся производить и выводить на рынок новые товары, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей.

Сбор данных для выбора альтернативных курсов действий. Так как анализируемые варианты существуют в изменчивой, объективно существующей внешней экономической среде, то возникает необходимость учета факторов, которые могут оказывать влияние на каждый альтернативный вариант: экономическое положение, инфляция, уровень безработицы, спад или бум производства, уровень конкуренции и др.

Выбор направлений действий на основе перечисленной информации вызовет вовлечение ресурсов предприятия в производство на длительный период, что определит долгосрочную перспективу, а, следовательно, и решения, которые предприятие может принять в будущем. Принятие краткосрочных решений основывается на оценке экономической обстановки сегодняшнего дня, а также материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Для выработки краткосрочных решений необходимы данные о продажных ценах на товары конкурирующих предприятий, о спросе на товары по альтернативным продажным ценам и прогнозируемым при различных вариантах производства затратам.

Выбор оптимального варианта из альтернативных. Принятие решений основано на осуществлении сравнительной оценки альтернативных вариантов действий, в результате которой выбирается вариант, в наибольшей степени отвечающий целям предприятия. Если таковой является максимизация прибыли, то оптимальный вариант должен выбираться на основе сравнений прогнозов прибыли по каждому альтернативному варианту краткосрочных и долгосрочных решений.

Реализация принятых решений. Выбранный альтернативный вариант служит основой для разработки плана реализации решений, которые могут быть долгосрочными и краткосрочными. Долгосрочный план суммирует все действия, которые должны быть выполнены в будущем. Краткосрочные планы обращают долгосрочный план предприятия лицом к нуждам ближайшего будущего и представляют собой годовые бюджеты.

Сравнение фактических и запланированных результатов и принятие мер в случае их расхождения – это последние этапы процесса управления. В них выражается действие функции управления, контроля и регулирования. Реализация функции контроля предполагает сопоставление фактических данных, представленных в отчетах, с бюджетными.

Выбор направлений действий на основе перечисленной информации вызовет вовлечение ресурсов предприятия в производство на длительный период, что определит долгосрочную перспективу, а, следовательно, и решения, которые предприятие может принять в будущем. Принятие краткосрочных решений основывается на оценке экономической обстановки сегодняшнего дня, а также материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Для выработки краткосрочных решений необходимы данные о продажных ценах на товары конкурирующих предприятий, о спросе на товары по альтернативным продажным ценам и прогнозируемым при различных вариантах производства затратам.

При управлении себестоимостью нужно понять, какой именно механизм управления себестоимостью выбрать: регулярный мониторинг с периодическим поиском резервов, экстренный поиск других поставщиков или сырья, агрессивное продвижение или реорганизацию бизнеса.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. В настоящее время на белорусских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами – необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько [15, с. 340].

Таким образом, актуальность проблемы управления себестоимостью обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, на величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и другие, необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов.

 



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Методические подходы к управлению себестоимостью продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические подходы к управлению себестоимостью продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)