Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательные аспекты русской политической мысли 1 страница



2018-06-29 655 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные задачи курса «История русской политической мысли» заключаются в следующем:

- дать общее представление о феномене русской политической мысли;

- определить социо-культурные и исторические предпосылки и условия возникновения русской политической мысли;

- познакомить с научной классификацией различных идейно-теоретических течений в рамках русской мысли;

- показать достижения и неудачи русской политической мысли в процессе осмысления социо-исторического развития России;

- изложить историю русской политической мысли XIX-XX вв. как предысторию отечественной политической науки.

Содержательные аспекты РПМ: хронотоп (хронос – время, топос – место; понятие ввел Бахтин). То есть важны фактор времени и фактор пространства.

Мысль – объект рассмотрения (она отлична от учения).

1. Мысль как идеи (история идей в западной науке). Филиация – одна идея порождает другую. Связь, зависимость идей между собой.

2. Мысль как системная рефлексия. Рефлексия – историческая форма человеческого состояния (мы постоянно обращаемся назад в прошлое). Любая культура живет за счет своей исторической памяти. Чем больше памяти, тем жизнеспособнее человечество. Мысль как практика, как анализировать прошлое, как размышлять о нем. В любой момент человек может оборвать историческую память, создать новую точку отсчёта, трактующую все по иному.

3. Мысль как общественное сознание (образование)

4. Мысль как менталитет – совокупность навыков и установок, основа мыслей, имеющихся у каждого человека. Интеллектуальные способности.

Это наверно относится ко второму вопросу, хотя я точно не знаю. Но похоже на то.Периодизация истории русской политической мысли

История (от греч. Расспрашивание, исследование). Адресат исследования – прошлое. История – знание о прошедшем времени. Два варианта истории:

1.Geschichte – деяния людей в прошлом.

2. History – интерпретация того, что произошло в прошлом.

Главной особенностью человеческого сознания является символизация времени. Символизация – наделение феномена (мысль) статусом ноуменального (разум). В истории мы ищем выражение тех целей, которые ставили перед собой в прошлом. Для непосредственного видения история закрыта. Начала вещей открываются тому, кто хочет их видеть, нет потребности – не видно.

Русская. Хронотоп – пространство-время. Россия – это тот хронотоп, в рамках которого течёт наша рефлексия. Предмет изучения окрашен этнически. «Русскость» - объект научных рефлексий, без оценки «хорошо» или «плохо». Для нас Россия – это центр Вселенной. Критерий русскости – русский язык и русская культура.

Политическая. Политика – власть. Либо институты, либо люди. Здесь присутствует и то, и другое. Институты – более поздние.

Ключевые понятия истории – этнос → гос-во → общ-во → личность (наст.время)

 

7. Общая характеристика политической мысли Древней Руси.

 

В отличие от современной, древнерусская общественная мысль была не аналитической. Ей была свойственна образно-художественная форма.

 

Другое отличие древнерусской мысли в ее структурно-функциональных особенностях. Например, «общественно-политическая мысль» - структурное подразделение, свойственное только современной культуре. В Древней Руси она не выделялась в качестве самостоятельной категории.

 

9-13 вв. – этот промежуток в истории в особый период «Домонгольской» Руси, характеризующийся культурным единством и определенной устойчивостью социальных и этнических процессов..

Опираясь на христианское миропонимание, деятели того времени дают свое толкование человеческого бытия, рассуждают о необходимости постоянной связи души и тела. В тоже время они ставят вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляют о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищают национально-патриотическую идею единства Руси, которая была особенно важна в то время. наиболее значимыми жанрами были жанры церковные: жития, хождения, слова, летописи

На протяжении всего времени во всех государствах, при любом политическом строе общественная мысль неразрывно связана с политикой, религией, культурой, экономикой. В средние века общество жило более сплоченно, то есть имело тесные экономические, политические связи.

 

Огромное влияние оказало принятие христианства (988 г.) и крещение Руси. Сохранилось много документов, которые свидетельствуют о реакции общества на это событие. Не везде было принято христианство сразу.

письменность как массовое явление возникло на Руси после принятия христианства. Вместе с религией и другими культурными нововведениями она была воспринята Русью от православного мира, центром которого являлась Византия. Поэтому вопрос о степени влияния византийской общественной мысли и идеологии - один из важнейших. К настоящему моменту представление о том, что общественному сознанию Древней Руси была свойственна заимствованная из Византии идея о божественной основе светской власти утвердилась в отечественной науке как аксиома и превратилась, в некоторой степени, в схему.

 

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической /автономии от церкви византийской. С тех пор как в 1051 г. митрополитом был поставлен русский: духовник Ярослава Мудрого - Иларион, все более возрастал авторитет русских монастырей, и, прежде всего Киево-Печерского.

 

Русской церкви было чрезвычайно важно добиться канонизации и собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Таковы были внелитературные причины возникновения на Руси оригинальных житий. Но, несомненно, немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными, византийскими житиями и патериковыми легендами также могло пробудить у русских книжников стремление попробовать свои силы в этом жанре. жанровая система отвечала духовным потребностям, типичным для христианского государства в эпоху средневековья. Литература была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни (Д.С. Лихачев).

 

Сочетая античные традиции с христианством, общественно-политическая мысль Византии выработала несколько авторитетных политических теорий. К этому весомому идейному багажу смогла приобщиться и новокрещеная Русь, включившись в орбиту культурных влияний Византии. Проникновение их в русскую культуру шло вместе с распространением переводной литературы, греческой образованности, а также через «воспитывающее» воздействие церковных иерархов, присылаемых константинопольской патриархией. Попадая на русскую почву, теории усваивались местными интеллектуалами. Усвоение, естественно, сопровождалось трансформацией воспринятых идейных конструкций, приспособлением их к местным «варварским» условиям. Огромная разница, которая существует между последним осколком античного мира и молодым варварским государством, делает процесс изучения этой темы интересным для исследователя средневекового общественного сознания.

 

Интенсивное развитие городской жизни являлось надежным залогом дальнейшего обмирщения культуры, расширения круга не просто грамотных, но и широко образованных людей. Словом, начало XIII в. обещало и древнерусской культуре в целом и литературе в частности самые благоприятные перспективы развития. Но именно в XIII в. Русь ожидали. тяжелейшие испытания монголо-татарского нашествия.

 

Религия была настолько от общества и культуры в то время

С древних времен прогрессивно мыслящие деятели раздробленного восточнославянского мира были озабочены необходимостью постоянно защищать свои народы и земли от нашествия врагов. И для многих из них было очевидно, что успешная защита возможна только совместными усилиями княжеств, создания мощных государственных образований. Многие мыслители оказались современниками и очевидцами распада Киевской Руси, появления мелких княжеств, что привело к ожесточенной династической борьбе. Они осуждают все, что разъединяет славян, и поддерживают все, что служит единению. Кирилл Туровский, например, рассматривал христианское учение как важнейшее средство сплочения славянских княжеств. Его позиция наиболее ярко изложена в знаменитой «Притче о человеческой душе и о теле». В ХШ веке для Древней Руси встает новая проблема - нашествие монголо-татар. Эта тема также занимала большое место и пристальное внимание в трудах общественных мыслителей.

 

В 13 веке Киевское государство стало распадаться на княжества, что было вызвано самой жизнью, глубокими тенденциями внутреннего социально - политического развития Восточной Европы того времени. Начинается период феодальной раздробленности, к тому же усложненный татаро-монгольскими нашествиями и наступлением немецких крестоносцев. Все это очень ослабило единство и военно-политическую силу Киевской Руси, затормозило ее дальнейшее культурно - историческое развитие, но не могло сдерживать на восточнославянских землях процесс вообще. Более того, получение княжествами политической независимости содействовало активизации в их социально-экономической и культурной жизни, росту общественного самосознания и активности местного населения.

 

Эпоха феодальной раздробленности была закономерным этапом в многовековой истории восточных славян. Она подготовила почву для новой их этнической, общественной, политической консолидации. Именно исторические условия, которые сложились на Руси в 12 - 13 веках и содействовали формированию трех восточнославянских народностей со своими отличительными этническими особенностями, языком, самобытной материальной и духовной культурой, со своей исторической жизнью.

 

В период нашествия Батыя и установления монголо-татарского ига отличительной чертой средневековой литературы был ее высокий патриотизм. И летописцы и агиографы видели в победе монголо-татар божью кару, которая постигла людей за грехи перед Богом. Но из рассказов тех же летописцев о батыевщине, из повестей, посвященных нашествию Батыя, становится очевидным, что в сознании народа путь к спасению от насилий врага виделся не в покаянии и молитвах, а в активной борьбе. Поэтому в литературе этого времени особенно сильно проявляется ее героический характер.

 

Поражение в борьбе с завоевателями и проводимая ордынцами политика разделения Руси ускоряли процесс феодального дробления, обособления отдельных княжеств. Но одновременно с этим все более зрела идея необходимости объединения русских земель, нашедшая наиболее яркое отражение в памятниках литературы. Идея эта поддерживалась сознанием единства языка, единства религии, единства истории и этнического родства, сознанием того, что именно отсутствие единения русских княжеств привело к поражению и установлению чужеземного владычества.

 

Борьба с захватчиками вызвала подъем патриотизма. И париотическая тема становится основной в литературе 12-13 веков. Воинский героизм и мужество, верность долгу, любовь к своей земле, прославление былого величия и могущества русских князей и княжеств, скорбь по погибшим - все это нашло отражение и в летописании, и в агиографии, и в памятниках торжественного красноречия.

 

8) Историческое значение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

 

 

ИЛАРИОН (сер XI в ) — митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель.

 

О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже — под 1050) г. Характеризуя И. как “мужа книжного”, летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в с. Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе с советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви.

 

Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить с летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав “любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне”, “насея книжными словесы сердца верных людии”. Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он “собрав писцы многы”, организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.

 

Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.

 

В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043—1046 гг. Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую.

 

 

Тот факт, что именно русский священник занимает пост митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость русской церкви от греческой. И., чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником. Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава — Судебника (“Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун”). Своим участием в летописании, литературной деятельностью И. во многом содействовал становлению русской духовной культуры.

 

В 1054 г после смерти Ярослава И., по-видимому, был смещен с поста главы русской церкви, так как его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя. Предполагается, что бывший митрополит удалился в Киево-Печерский монастырь, который, как считается, был им основан (“ископа печерку малу двусажену кде ныне ветхыи манастырь печерьскыи”).

 

С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связан смысл главного произведения И. — “Слова о законе и благодати”. Так принято кратко называть произведение, имеющее более развернутое название “О законе Моисеем данеем и о благодати и истине Иисус Христом бывши. И како закон отиде, благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Влодемиру, от него же крещени быхом”. В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) “о законе и благодати”, 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу “Слово” построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на интересующую автора тему (первая часть сочинения) служат доказательством для определенного, конкретно-исторического события (вторая и третья части сочинения).

 

И. начинает “Слово” с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает обширных экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. “Закон” (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они “не погибли” в язычестве (“идольском мраке”). Однако “закон” был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. “Благодать” же (Новый завет), пришедшая на смену “закону”, начальному периоду истории, — не узконациональное явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество “благодати” перед “законом” заключается в духовном просвещении и равенстве всех народов.

 

“Благодать”, новая вера, дошла и до русской земли. И. считает, что это закономерный акт божественного провидения (“но оказал милость нам Бог, и воссиял в нас свет разума”). Здесь для И. важно было подчеркнуть мысль о равенстве Руси с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в событии крещения Руси.

 

Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе сменяется летописным повествованием о деяниях князя Владимира, “учителя и наставника” Руси, и его “верного воспреемника” — князя Ярослава. Придерживаясь языческих традиций во взглядах на родовую преемственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, И. считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почитания: как апостолы обратили в христианскую веру различные страны (“хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла” и т. д.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда И. сравнивает его с императором Константином Великим, утвердившим христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает вселенский характер просветительной миссии князя Владимира, который “от славных родился, благородный от благородных”, и является достойным преемником своих могущественных предков, князей Игоря и Святослава, которые “в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах”.

 

Не оставляет без внимания И. и деятельность Ярослава. Следует красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сделанных при нем, И. особенно выделяет Киевский Софийский собор, который был возведен как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно И., равенство Руси и Византии.

 

Так И. в “Слове” искусно соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи.

 

Точная дата написания “Слова” неизвестна, но имеется предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 г. в честь завершения постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

 

Кроме “Слова о законе и благодати”, И. принадлежат также “Молитва” и “Исповедание веры” — сочинения, настолько близкие к “Слову” по своему стилю и содержанию, что одно время считались его продолжением. В целом указанные сочинения И. составляют достаточно скромное литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: в течение шести веков заимствования из “Слова” были сделаны в памятники отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы И.

 

 

9) Идейно-политическое содержание «Поучения…» Владимира Мономаха.

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т.д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убита его». Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти («аще будет повинен смерти»), все равно «не погубляйте никоторая же хрестьяны». Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

 

Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

 

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.

 

 

Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Оно нашло отражение в “Поучении” князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Усилиями Владимира временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия. Эти обстоятельства и нашли отражение в его “Поучении” – завещании сыновьям быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раздоров в нем. Мудрый князь, по “Поучению”, должен заботиться о мире в своем княжестве. Для этого нужно не забывать об “убогих”, не позволять “сильным” погубить простого человека, быть милостивым в суде. Мудрый князь должен быть верен своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц. Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе “упокоя”. Социальные (забота об “убогих”) и политические (избегать усобиц, усиливать военную мощь) мотивы “Поучения” Владимира Мономаха нашли отклик в последующем развитии политической и правовой идеологии.

 

 

10. Нормативно-политические аспекты «Русской правды».

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

 

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

 

"Русская Правда" является драгоценнейшим источником по истории феодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов XI-XII веков, отразивший сложность русской социальной жизни и ее эволюцию.

возникла из потребности предотвратить столкновения и распри и, во имя правосудия, определить наказания за совершенный проступок. Русская Правда есть простой судебник — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступление, как узнать, совершено или не совершено преступление»

 

уже Пространная «Русская Правда» борется с рабством, указывает пути, как в угрожающих случаях можно избежать рабского состояния.

 

Характерно, что в “Русскую Правду” (XI–XIII вв.) – памятник права раннего феодального общества, отразивший и закрепивший становление феодальных отношений, социальной дифференциации, феодального землевладения и феодальной зависимости – в период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается и бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы. “Русская Правда” как кодекс раннего феодального права закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. Но появление этих статей отражало требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению.

 

11) Общая характеристика политической мысли периода феодальной раздробленности на Руси (XII-XIII вв.).

 

Переход восточных славян к государственному устройству, приобщение их к христианской цивилизации. Влияние Византии. Проблемы власти в славянской мифологии.

Политическая мысль Киевской Руси. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона – первое политическое произведение XI века, попытка теоретического обоснования концепции независимого Киевского государства. Развитие этой концепции в "Повести временных лет". "Новгородская летопись" и "Русская правда". Н.М. Карамзин о "Русской правде" и ее связи с европейским законодательством. Политическая программа Владимира Мономаха. Идея единства земли русской в "Слове о полку Игореве". "Моление Даниила Заточника" о централизации власти.

Характерные особенности политической мысли Киевской Руси: роль единого государства, сильной великокняжеской власти, церкви.

 

12) Идеологическое обоснование феодальной раздробленности (Нестор Летописец).

 

Плоды деятельности Нестора Летописца – «Повесть временных лет» и др. труды. Политические взгляды монаха.
Нестору принадлежит разработка основополагающей идеи церковной доктрины – династического княжения. Она пронизывает все содержание его фундаментального труда «Повести временных лет». Выпавшие на долю Руси несчастья – «усобице многи и нашествия поганых» - суть «батог» Бога, кара за «зловерья» и «лукавство» правителей. Никто не может обойтись без Бога[2, С. 64]. Заслужить Его расположение – значит, избегнуть «бесовского наученья» и не нарушать установлений церкви. И только будучи благочестивым князем, можно избегнуть подобной участи. Но что, по Нестору, означает быть благочестивым правителем? Он должен строить свои отношения на основе принципа династического княжения. Суть его – «кождо на держить отчину свою». Этот принцип ясно виден уже в начале повествования – в разделе мира между тремя братьями: Симом, Хамом и Иафетом. Поэтому автор «Повести» не только симпатизирует удельно – династистическому княжению, но и объявляет его единственно богоустановленной формой княжения. Традиционно считается, что целью составителя Начальной летописи была борьба за единство Киевского гос-ва, стремление доказать необходимость единения князей. Это верно, но нужно еще дополнить, что центром сплочения древнерусских князей летописец признавал не великокняжескую власть, а церковь[2]. Эта провиденциалистская схема летописания Нестора выражала политическую ориентацию усиливающейся древнерусской церкви, идеологическое оправдание ее противоборства со светской властью, которое продолжалось не одно столетие.

 

 

13) Идейно-политические предпосылки образования единого государства.

 

А. Особенности и этапы образования единого Российского государства

1. В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления фео-дальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:

> во-первых, монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объ-единительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само суще-ствование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;

> во-вторых, развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;

> в-третьих, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;

> в-четвертых, процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, нем-цев и т. д.

Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государст-ва:

> первый этап — конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;

> второй этап — 80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объедине-ние земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удель-ными князьями;

> третий этап — вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.

 

Б. Предпосылки объединения русских земель в единое государство

1. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окру-жавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения.

2. Быстрее всего домонгольский уровень был достигнут в земледелии. Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, приток населения требовал новых земель под пашню, появляются «чисти», «сечи» — участки, освобожденные от леса. Вырастают починки — новые поселения в 2—4 двора. Для обработки земли применяются сохи с двумя же-лезными сошниками, скот используется как тягловая сила, все большее развитие полу-чают двуполье и трехполье, что обеспечивает более высокие и устойчивые урожаи. Развиваются скотоводство и огородничество, охота, бортничество, рыболовство, до-машнее ремесло.



2018-06-29 655 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательные аспекты русской политической мысли 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)