Кожух тягового редуктора разъемный, состоит из нижней и верхней половин. Кожух центрируют горловиной по бурту вкладыша осевого подшипника и жестко крепят к остову ТЭД в трех точках болтами М42, ввернутыми в банки. Две бонки приварены к несущей боковой стенке кожуха вблизи вертикальной плоскости, проходящей через центр зубчатого колеса. Болт, вворачиваемый в бонку, которая приварена к листу и обечайке нижней половины кожуха, обеспечивает правильную установку кожуха относительно зубчатого колеса. С помощью прокладок, устанавливаемых под бонки, регулируют зазор между торцами зубчатого колеса и стенками кожуха (должен быть не менее 8 мм), а также радиальный зазор между ступицей колесного центра и горловиной кожуха (должен быть не менее 1,5 мм). Регулирование зазоров необходимо из-за износа осевого подшипника в процессе эксплуатации. Момент затяжки болтов должен быть 1400-1600 Н·м (140-160 кгс·м). Плоскость разъема проходит через центры шестерни и зубчатого колеса.На обечайке нижней половины кожуха размещена заправочная горловина с пробкой.
По разъему верхней половины кожуха приварены наружные фасонные накладки и плоские внутренние накладки, между которыми уложена уплотнительная резиновая трубка.
Уплотнение кожуха в месте соприкосновения горловины с выточкой на корпусе ТЭД создается уплотнительным кольцом, уложенным в паз горловины, а по отверстию монтажа ведущей шестерни – установкой войлочного и резинового кольца между стенкой кожуха и крышкой якорного подшипника ТЭД. По оси уплотнение кожуха выполнено бесконтактным, с дополнительным расширительным коробом, имеющим отражательное полукольцо и в нижней части отверстие для возврата проникшей в короб смазки в полость кожуха.
Для предотвращения попадания и смешивания смазки МОП и кожуха редуктора, уплотнение между кожухом и МОП выполнено лабиринтно-кольцевым, образованным манжетой и уплотнительной втулкой.
Смазка зубчатой передачи тягового редуктора осуществляется способом окунания, при котором зубчатое колесо захватывает смазку из нижней половины кожуха и подает ее на рабочую часть зацепления с зубьями шестерни. В нижнюю половину кожуха заливают смазку СТП в количестве 5 кг. При этом зубья колеса погружаются в масло не глубже окружности впадин.
Моторно-осевые подшипникитепловоза 2ТЭ116 имеют разъемные вкладыши, изготовленные из бронзы. Положение вкладышей в корпусе электродвигателя фиксируется шпонкой. Верхние вкладыши установлены в остов двигателя, нижние с вырезом 180х60 мм для подвода смазки прижаты к верхним корпусами подшипников, которые имеют камеры для размещения смазывающего польстерного устройства. Корпус подшипника крепится к остову электродвигателя четырьмя болтами, момент затяжки болтов 1250-1420 Н·м (125-142 кгс·м). Вкладыши осевых подшипников левой и правой сторон электродвигателя взаимозаменяемы.
Во избежание повышенных давлений по краям вкладышей из-за прогиба оси колесной пары, расточку внутренней поверхности вкладышей выполняют по гиперболе. Разность диаметров гиперболической расточки на краях рабочей поверхности вкладышей и в средней части составляет 1 мм. Строительный диаметральный зазор в осевом подшипнике по вершине гиперболы составляет 0,5-0,86 мм. В процессе эксплуатации допускается увеличение зазора до 1,8 мм. Производить на сменяемых вкладышах расточку внутренних поверхностей следует по усеченным конусам в предельных размерах гиперболической расточки.
Смазывание МОП ТЭД ЭД-118А осуществляется польстерным устройством, укрепленным на дне корпуса подшипника. Смазку к узлу трения подает польстерный пакет (фитиль). Он собран из трех пластин тонкошерстного каркасного войлока размерами 13х157х190 мм. Каждая пластина состоит из четырех спрессованных слоев тонкошерстного войлока, между которыми проложена шерстяная ткань, состоящая из 50 % шерсти и 50 % штапельно-вискозного полотна. Польстерный пакет можнотакже собирать из двух войлочных пластин размерами 8х157х190 мм и 12 хлопчатобумажных фитилей шириной 80 мм и длиной 200 мм, уложенных между ними в два ряда. Польстерный пакет закреплен в подвижной коробке так, что рабочий торец пакета выступает на 16± 1 мм над кромкой коробки. Коробка, для возможности перемещения без перекосов и заеданий в направляющих корпуса, подпружинена четырьмя пластинчатыми пружинами: по две снизу и сверху. Каждая пластинчатая пружина одним концом прикреплена к коробке и имеет возможность свободно перемещаться в пазе корпуса коробки при ее деформации. Коробка с польстерным пакетом постоянно поджимается усилием 40-60 Н (4-5 кгс) через окно во вкладыше к шейке оси колёсной пары. Усилие создают винтовые пружины, действующие через рычаг. Оси рычага и пружин закреплены в корпусе. Для удержания рычага в поднятом положении при проведении работ, связанных с выемкой польстерного пакета, на ось установлен пружинный фиксатор, свободный конец которого выполнен так, что при не опущенном в рабочее положение рычаге он не дает возможности установить крышку на корпус подшипника.
Масляная ванна корпуса подшипника в нижней части имеет отстойник для конденсата со сливной пробкой, а сверху закрыта крышкой с паронитовой прокладкой. Заполняется масляная ванна через отверстие в боковой стенке корпуса подшипника осевым маслом Л, З или С в зависимости от времени года и места эксплуатации тепловоза. Кромка заправочного отверстия определяет наибольший уровень смазки, соответствующий объему масла в ванне 6 л. Наименьший допустимый уровень смазки отмечен риской на щупе маслоуказателя, закрывающем заправочное отверстие польстерной камеры осевого подшипника.
В целях повышения работоспособности осевых подшипников, особенно при эксплуатации в северных районах, тепловозы с конца 70-х годов оборудуются электродвигателями ЭД-118Б с циркуляционной системой смазывания. В целом,КМБ с электродвигателями ЭД-118А и ЭД-118Б взаимозаменяемы.
Циркуляционная система смазывания осевых подшипников электродвигателя ЭД-118Б обеспечивает циркуляцию масла по замкнутому кругу через вкладыши осевых подшипников. На ТЭД установлен единый осевой подшипник, который включает в себя две польстерные камеры и в нижней средней части маслосборник вместимостью 35 л, соединенные системой каналов. В маслосборнике на крышке установлен шестеренный насос, который приводится в действие от оси колесной пары через шестерню, выполненную разъемной для возможности монтажа и демонтажа без расформирования колесной пары и зубчатое колесо, укрепленное на валу насоса. Зацепление зубчатой передачи привода насоса регулируют прокладками крышки. При этом между зубьями устанавливают увеличенный (до 1 мм) боковой зазор для компенсации сдвижки централи передачи, вызываемой износом вкладышей осевого подшипника в процессе эксплуатации.
В польстерных камерах вместимостью 5 л каждая размещены польстерные смазывающие устройства, полностью унифицированные с устройствами, применяемыми для электродвигателей ЭД -118А. Камеры левой и правой сторон сообщаются через канал на уровне нижних кромок окон вкладышей. При движении тепловоза масло, нагнетаемое насосом, по системе каналов в подшипнике поступает в польстерные камеры, оттуда самотеком через окна во вкладышах проникает в зазор между шейкой оси колесной пары и вкладышем, а затем по каналам сливается в маслосборник, замыкая круг циркуляции. В момент трогания и до скорости 25 км/ч, когда насос не обеспечивает подачу достаточного количества масла, смазывание подшипника в основном осуществляется польстерным устройством, как на ЭД-118А.
Для уменьшения потерь масла при циркуляции и исключения возможности попадания в него смазки тяговой зубчатой передачи, а также влаги и пыли из атмосферы вкладыши выполнены за одно целое с комбинированным контактно-лабиринтным уплотнением. Кроме того, вкладыши сделаны биметаллическими, с баббитовой заливкой на бронзовой основе для лучшей приработки и во избежание задирав шеек осей колесных пар. Расточка внутренней поверхности вкладышей также производится по гиперболе, но под шейки осей диаметром 210 мм, чтобы сохранить жёсткость биметаллических вкладышей на уровне бронзовых.Систему смазывания заправляют осевым маслом. Масло заливают в польстерные камеры по нижнюю кромку окна вкладыша, а в маслосборник - по кромку заправочного отверстия. В процессе эксплуатации за работой насоса наблюдают через отверстие, закрываемое пробкой.
Наименование параметра
Значение параметра, мм
чертеж-ное
допустимое при выпуске из шестого ТР и СР
браковочное при выпуске из ТР и непланового
Осевой натяг между шестерней и валом якоря ТЭД
1,5-1,7
1,5-1,7
менее 1,5
более 1,7
Прилегание посадочных поверхностей шестерни и вала, %
не менее 75
не менее 75
менее 75
Утончение зубьев ведущей шестерни по делительной окружности
-
Утончение зубьев венца упругого колеса
-
3,5
Погрешности профиля зуба:
- шестерни ведущей
0,028
0,25
0,38
- зубчатого венца упругого колеса
0,036
0,25
0,38
Зазор (односторонний) между шестерней или венцом зубчатого колеса и боковыми стенками кожухов (регулировать за счет прокладок)
не менее 10
не менее 10
менее 3
Радиальный зазор между расточками верхнего и нижнего кожухов и ступицей колесного центра
не менее 0,75
не менее 0,75
менее 0,5
Зазор между ступицей и тарелками
0,0-0,2
0,023-0,031
более 0,013,
менее 0,023
Зазор между зубчатым венцом и упругим элементом (мягким)
0,0-0,2
1,0
1,5
Диаметральный зазор между тарелкой и упругим элементом (жестким)
0,0-0,18
1,0
1,5
Диаметральный зазор между зубчатым венцом и упругим элементом (жестким)
8,0-8,98
8,5
9,0
Диаметральный зазор между ступицей, зубчатым венцом и роликом
0,44-0,6
0,8
1,0
Разность диаметров роликов в комплекте, закладываемом между ступицей и зубчатым венцом упругого колеса
не более 0,45
не более 0,5
более 0,5
Содержание работ
Виды ТО и Р
ТО2
ТР
СР
Кожух ТЭД
Проверить крепление кожухов зубчатой передачи. Трещины или утечки смазки из кожухов тяговой передачи не допускаются. Ослабленные крепления затянуть
+
+
-
Снять нижние половины кожухов и осмотреть зубчатые колеса. Проверить целостность деталей упругих зубчатых колес
-
+
-
Провести ремонт кожухов тяговой передачи. Уплотнения заменить
-
+
+
Моторно-осевые подшипники
Осмотреть поверхности рабочих торцов фитилей (на восьмом ТО-2 для новых тепловозов, а также после замены и установки новых вкладышей или колесной пары). При обнаружении блестков бронзы пакеты очистить и промыть
+
-
-
Проверить крепление корпусов МОП и крышек масло-подкачивающих устройств (насосов) (на каждом восьмом ТО-2)
+
+
-
Снять крышки с корпусов МОП, проверить крепление к ним масло-подкачивающих устройств (насосов) и крепление ведущих шестерен приводов насосов на осях колесных пар
-
+
-
Отсоединить от крышек насосы, разобрать и проверить состояние деталей насосов, при необходимости, произвести ремонт или замену деталей новыми. Проверить состояние зубьев шестерен привода насоса (на шестом ТР)
-
+
+
Снять крышки польстерных камер, извлечь коробки с пакетами фитилей, промыть их, проверить состояние деталей смазывающих устройств. Отрегулировать выступание фитилей из коробки. Проверить состояние шеек осей колесных пар через окна вкладышей и замерить зазор между шейкой оси и вкладышем
-
+
-
Провести ремонт моторно-осевых подшипников и польстерных смазывающих устройств с полной разборкой (на шестом ТР)
-
+
+
КОЛЕСНАЯ ПАРА
Колесные пары тепловоза воспринимают и передают на рельсы массу кузова и тележек со всем оборудованием, а также собственную массу с деталями, смонтированными непосредственно на колесных парах (неподрессоренную). При движении тепловоза каждая колесная пара, взаимодействуя с рельсовой колеей, воспринимает удары от неровностей пути и направляющей силы и, в свою очередь, сама жестко воздействует на путь. Кроме того, колесной парой передается вращающий момент тягового электродвигателя, а в месте контакта колес с рельсами реализуется сила тяги и торможения. Значение и характер воздействия статических и динамических сил зависят от условий движения и состояния рельсового пути, конструкции и параметров ходовой экипажной части тепловоза.
Колесную пару тепловоза, образуют дванапрессованных на ось колесных центра с бандажами. Рабочие поверхностиоси для повышения усталостной прочности и уменьшения износа упрочненынакаткой стальными роликами. В торцах оси выполнены центровые отверстия,позволяющие в процессе эксплуатации производить обточку колесдля восстановления профиля бандажей колесных пар и устанавливать втулкипривода датчиков ДПС-У-01. В средней части оси для привода шестеренного насоса, подающегомасло в МОП, устанавливается шестерня, состоящаяиз двух полувенцов зубчатых.
Для уплотнения циркуляционной системы смазки МОП на ось напрессовываетсядве втулки.
На наружные диаметры колесных центров в горячем состоянии до упорав бурт насаживаются бандажи. В специальную выточку заводятся и закатываютсябандажные кольца.Для контроля положения бандажей относительно колесных центров при эксплуатации тепловоза, на бандажах и колесных центрах наносят контрольныериски и кернение.
Не допускаются. Колесную пару, имеющую на среднейчасти оси продольнуютрещинуилиплену,изъятьизэксплуатациииотправитьвремонт.Времонтном пункте продольные трещиныили пленыисследоватьвырубкойканавочникомдополногоихисчезновения.Осьбракуется,если: глубинавырубкинасреднейчастипревышает4мм;количество вырубоквлюбом месте всреднейчастиосиболеетрех,аобщая длинавсех вырубокглубинойболее1ммпревышает1 м. Вырубкиглубиной до 1ммнеучитываются. Вырубкутрещин или пленпроизводить только в направлениидлиныих залеганиябез резкихпереходовсгладкимвыводомкромокиразделкойпоширине, равнойтрехкратнойглубиневырубленногослоя.
б)надругихчастяхоси
Независимоот количества и размеровнедопускаются.Устраняются обточкой.
Недопускаются и устраняются обточкой,есливлюбомпоперечномсеченииих>двухилиеслидлина отдельнойволосовиныпревышает15 ммнаподступичнойчастиилипредподступичиойчастииболее25 ммнасредней части.
Темновиныисветловиныв любойчастиоси.
Допускаются, но без каких бытонибылопризнаковрасслоения металла.Темновиныисветловиныспризнакамирасслоенияметаллаустранить, такжекак и трещиныиплены продольные
Рискиизадирыглубинойдо0,5ммнеближе100ммиглубинойдо1,5 мм не ближе 160мм от предподступичной части оси зачиститьшлифовальнойшкуркойсзернистостью5или6сприменениеммасла.Площадьзачисткинедолжнапревышать15 %посадочнойповерхностиподшипника.После зачистки шейки продефектоскопировать.Прибольшихразмерахповрежденияосьбракуется.
Разрешаетсяисправлениегалтелейна станкегалтельнымрезцомв пределах допустимого ремонтного размерамеждугалтелямиспоследующимупрочнением. При наличии размера менеедопустимого,осьбракуется.
Протертостьзабоинына среднейчастиоси
При протертостиболее допустимогозначения, ось бракуется. При протертости в пределах допуска выполнитьплавныйпереходотпротертогоместакобразующемоси.Допускаютсязабоиныглубиной до 2 мм,обшейплощадьюдо100мм2,сзачисткойострыхкромок.
Разрешается оставлятьв эксплуатации при обыкновенном освидетельствованииколесныепары,имеющиесорваннуюрезьбунеболее15%рабочейдлинынакаждомконцеоси,соответственноприполномосвидетельствовании -5 %. При большем значенииповреждения,резьбусточить,местонаплавитьинарезатьновуюрезьбу
Бандаж бракуется. Допускается устранить обточкой термические трещины на вершине гребня глубиной до 5 мм со снятием металла за ее пределы на глубину 1,5 - 2 мм.
Устранить обточкой на станкедополного исчезновения
Толщинагребня менее допустимого значения
Устранитьобточкойна станкедо полногоисчезновения.Приремонте в депо гребень разрешается восстанавливать электронап-лавкой споследующейобточкойнастанке
Ослабление бандажного кольца более допустимых размеров
Не допускается. Устранить путем замены бандажного кольца или обжатием прижимного бурта бандажа на вальцовочном станке, пневматическим молотком с обжимкой или кувалдой под гладилку. До обжатия прижимного бурта бандаж нагреть до 220 - 270°С.
Задир у подножья рабочей части гребня
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения
Вертикальный подрез гребня
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения
Остроконечный накат на гребне.
Устранить обточкой на станке или при помощи переносного суппорта.
Опасная форма гребня, измеряемая специальными шаблонами
Устранить механической обработкой
Толщинаиширинабандажаменее допустимыхзначений
Бандажбракуется
Ослабление бандажа на ободе центра, определяемое по звуку при ударе по бандажу слесарным молотком или по взаимному смешению контрольных отметок на бандаже и ободе
Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу подтверждает его ослабление, бандаж заменить. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу не подтверждает его ослабление, разрешается дальнейшая эксплуатация. Против отметки на бандаже поставить новую отметку на ободе с записью в журнал тех. состояния локомотива и книгу ремонта, а старую зачеканить. За работой колесных пар установить наблюдение. При повторном сдвиге бандажа, вторичное перенесение отметки не допускается
Разность расстояний между внутренними гранями бандажей у одной колесной пары более допустимого значения или несоответствие этих расстояний установленным нормам
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения
Неисправности колесных центров
Неисправности
Способы устранения
Непрохождение ультразвука через удлиненную ступицу колесного центра
Центр бракуется, подлежит спрессовке с оси. Возможна повторная термообработка
Трещины в ступице
Центр или зубчатое колесо бракуются.
Ослабление колесного центра
Колесную пару с явными признаками ослабления изъять из эксплуатации. За эксплуатирующейсяколесной парой, с выступающей смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения центра с осью без явных признаков ослабления установить особое наблюдение.
Ослабление зубчатого колеса на удлиненной ступице колесного центра или на оси
Колесную пару изъять из эксплуатации для перенасадки зубчатого колеса.
Трещины в ободе или спице центра колесной пары
Колесную пару, имеющую хотя бы одну трещину в спице или ободе, изъять из эксплуатации.
Трещины в дисках катаного центра цельнокатаного колеса, а также однодискового литого центра
Колесную пару изъять из эксплуатации. Устранить заваркой в соответствии с требованиями действующих инструктивных указаний и технических условий
Трещины в двухдисковом центре
Устранить заваркой в соответствии с действующими Инструкциями
Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колесного центра более допустимых значений
Устранить обточкой или наплавкой с последующей механической обработкой.
Диаметр или ширина обода менее допустимых значений
Восстановить наплавкой с последующей обработкой.
Плены, закаты, раковины, засоры и другие пороки в дисках колесных центров
Устранить согласно действующих стандартов, технических условий на поставку центров.
Задиры, черновины, раковины и засоры на внутренней обработанной поверхности отверстия ступицы колесного центра и центра зубчатого колеса
Устранить расточкой или наплавкой с последующей обработкой, согласно действующих стандартов, технических условий на поставку центров и зубчатых колес
Износ внутренней торцовой поверхности ступиц колесных центров и зубчатых колес локомотивов и моторвагонного подвижного состава более допустимого значения
Восстанавливать наплавкой с последующей обработкой до чертежных размеров. При ремонте колесных пар с внутренними буксовыми и моторно-осевыми шейками без выпрессовки оси разрешается приварка к ступице разрезной шайбы толщиной не менее 8 мм с последующей обработкой на станке до чертежных размеров
Износ наружной торцовой поверхности ступицы колесных центров под антифрикционный диск более допустимого значения
Произвести выпрессовку оси и восстановить ступицу наплавкой с последующей обработкой на станке до чертежных размеров
Износ посадочной поверхности удлиненной ступицы колесного центра под зубчатое колесо
Произвести выпрессовку оси и восстановить ступицу наплавкой с последующей обра-боткой на станке до чертежных размеров
Излом зуба
Зубчатое колесо (венец) бракуется.
Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения
Разрешается оставлять в работе зубчатые колеса (венцы), если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2 мм (отдельных до 3 мм), а общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи составляет в эксплуатации не более 25% рабочей поверхности, при обыкновенном освидетельствовании - не более 10% и при полном освидетельствовании - не более 5%, а на ножке зуба косозубой передачи соответственно 60% и 40%
Отколы на поверхности зуба (от торца)
Разрешается оставлять в эксплуатации и при обыкновенном освидетельствовании зубчатые колеса (венцы), если отколотые места имеют длину не более 15 мм и глубину не более 3 мм, а при полном освидетельствовании - 10 мм и не более
2 мм. Заусенцы и острые кромки закруглить
Трещины во впадинах зубчатых колес (венцах)
Зубчатое колесо (венец) бракуется. При обыкновенном и полном освидетельство-вании бракуются колеса и венцы:
- с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25 мм;
- с трещинами, выходящими наторен, глубиной более 2 мм;
- с трещинами любых размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины);
- при наличии трещин более, чем на 25% зубьев. Остальные виды трещин разрешается выводить местной зачисткой с соблюдением требований п. 6.4.5 инструкции ЦТ-329 с последующей проверкой зубчатого колеса магнитной дефектоскопией. Глубина выемок от местной зачистки трещин не более 3 мм на зубьях без поднутрения и не более 2,5 мм на зубьях с поднутрением.
Подкатывать колесные пары с ослабленными заклепками не допускается. В эксплуатации допускается ослабление не более трех рядом расположенных заклепок
Ослабление пакетов или поломка пружин и прокладок зубчатого колеса электровоза
При обыкновенном и полном освидетельствованиях не допускается. В эксплуатации допускается ослабление пружинных пакетов независимо от числа и расположения ослабших пакетов при условии, что свободное перемещение (люфт) венца по окружности на центре зубчатого колеса не превышает 0,75 мм. Колесные пары с изломом пластин или прокладок пружинных пакетов в зубчатых колесах к эксплуатации не допускаются.
Ослабление или сдвиг венца с жесткой посадкой на центре зубчатого колеса
Допускается однократный сдвиг. При повторном сдвиге колесную пару изъять из эксплуатации. Разрешается ставить 2 ввертыша диаметром 16 мм на глубину50-60 мм между венцом и центром зубчатого колеса моторного вагона. Ввертыши устанавливать на одном диаметре противоположно друг другу.
Ослабление болтов крепления венцов зубчатых колес
Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце на 2 мм мах с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. При ослаблении более 4 болтов зубчатою венца или более 3 болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развертками.
Уменьшение толщины зуба, измеряемое по делительной окружности больше нормы
Зубчатое колесо бракуется
Поверхностная и точечная коррозия дорожки качения зубчатого венца для упругого зубчатого колеса (УЗК)
Зачистить поверхность дорожки качения. При этом радиальный зазор между венцом или ступицей и роликами не должен превышать 1 мм.