Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Описание критерия U- Манна-Уитни



2018-07-06 479 Обсуждений (0)
II. Описание критерия U- Манна-Уитни 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует несколько способов использования данного метода. Рассмотрим метод, который определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами значений. В отличии от критерия Q этот метод используют, когда ряды «налагаются» частично друг на друга.

Графически данный критерий можно представить следующим образом:

а) б) в)

Рис.2.

На рисунке представлены три из множества возможных вариантов соотношения двух рядов значений. В случае а) область перекрещивания слишком мала, т.е. вероятнее всего различия достоверны. В случае б) область наложения обширна, существуют ли различия, определяется с помощью критерия U. В последнем случае различия скрадываются. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение Uэмп отражает то, насколько велика зона совпадения значений, поэтому, чем меньше Uэмп, тем более достоверны различия.

При применении критерия кроме упорядочивания значений признака, необходимо их проранжировать, одновременно оба ряда. Подсчитать сумму рангов отдельно для каждой выборки, сравнить совпадает ли общая сумма рангов с расчетной. И рассчитать Uэмп

Uэмп= n1 n2 + - Rx,

где Rx – большая из двух ранговых сумм, а nх – объем выборки с большей ранговой суммой.

Uкр находим по таблице критических значений в зависимости от n1 и n2.

Далее с помощью оси значимости определяем, какую гипотезу принять, а какую отвергнуть. Но так как, чем меньше Uэмп, тем более достоверны различия, зоны на оси значимости поменяются местами. Это критерий – исключение.

зона значимости зона неопределенности зона незначимости

 

Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0

Uкрит Uкрит

Ограничения критерия:

1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений; допускается в одной 2 наблюдения, но тогда во второй не менее 5.

2. В каждой выборке n1,n2≤60 (из-за сложности ранжирования большого количества данных).

Пример. Две группы испытуемых решали задачу. Показателем успешности служило время решения. Одна из групп получала дополнительную мотивацию в виде денежного вознаграждения. Вопрос: влияет ли денежное вознаграждение на успешность решения задачи?

 

группа без доп. мотвац.     суммы
111,5
ранги R1 4,5 6,5 11,5 15,5      
группа с доп мотвац. 106,4
ранги R2 4,5 6,5 11,5 11,5 11,5 15,5 20,5 20,5 22,5 22,5  

 

Из таблицы видно, что время решения задачи у испытуемых с денежной мотивацией меньше, чем в другой группе. Именно на эту выборку приходится меньшая ранговая сумма. Значит, можно сформулировать гипотезы:

H0 : решение задачи в группе с дополнительной мотивации не успешнее, чем в группе без мотивации.

H1: решение задачи в группе с дополнительной мотивацией успешнее, чем в группе без мотивации.

n1=12, n2=14, N=26.

1. Применим критерий Q Розенбаума.

n1 ,n2 >11. / n1 - n2 /<10.

S1=3, S2=3. Qэмп=3+3=6.

По таблице критических значений по n1=12, n2=14 находим

7 (р≤0,05)

Qкр=

9 (р≤0,01)

 

Но р≤0,05 р≤0,01 Н1

6 7 9

По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 -решение задачи в группе с дополнительной мотивации не успешнее, чем в группе без мотивации.

2. Применим критерий U.

Проранжируем два ряда значений.

Общая сумма рангов 189+162=351.

Расчетная сумма Σ R = N(N+1)/2=26(26+1)/2=351.

Тогда

Uэмп=12 14+ - 189=57.

По таблице критических значений по n1=12, n2=14 находим

51 (р≤0,05)

Uкр=

38(р≤0,01)

По оси значимости делаем аналогичный вывод, как и в первом случае, что принимается гипотеза H0 - решение задачи в группе с дополнительной мотивации не успешнее, чем в группе без мотивации.

 

Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0

 

38 51 57

 

 

3. Критерии Н и S предназначены для оценки различий между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню какого-либо признака.

Но если метод Крускала-Уоллиса позволяет установить, что уровень признака изменяется при переходе от группы к группе, но не указывает направление этих изменений, то метод Джонкира выявляет тенденцию изменения признака, что позволяет упорядочить выборки по изучаемому признаку.

Данные выборок для этих критериев должны быть: 1) представлены в порядковой, интервальной или шкале отношений 2) упорядочены по возрастанию.

Гипотезы: H0 – между выборками 1, 2, 3 и т.д. существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака.

H1 – между выборками 1, 2, 3, и т.д. существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.

В случае S-критерия Джонкира гипотезы могут формулироваться и другим образом:

H0 – тенденция возрастания признака при переходе от выборки к выборке является случайной.

H1 – тенденция возрастания признака при переходе от выборки к выборке не является случайной.



2018-07-06 479 Обсуждений (0)
II. Описание критерия U- Манна-Уитни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Описание критерия U- Манна-Уитни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)