II. Описание критерия S Джонкира
Данный критерий выявляет не только различия между выборками, но и упорядочивает их по исследуемому признаку. Возможны 2 случая: 1) если выборки отличаются по качественному признаку (профессия, пол, национальность и др.), то с помощью этого метода упорядочиваем по количественному признаку (креативности, интеллекту и др); 2) если же они различаются по количественному признаку (возрасту, стажу работы и др.), то упорядочивая их по другому количественному признаку, мы, по сути, устанавливаем меру связи между двумя количественными признаками. Меру связи можно установить и с помощью вычисления коэффициента корреляции, но критерий Sв этом случае имеет некоторые преимущества: а) он более прост в вычислениях, б) применим, когда один из признаков принимает 3 или 4 значения, что при вычислении корреляции дает очень грубый результат. S-критерий по способу расчета напоминает критерий Q-Розенбаума. Все выборки располагаются в порядке возрастания исследуемого признака слева направо. При упорядочивании можно опираться на средние значения выборок или суммы всех значений в каждой выборке, т.к. их объемы должны быть равными. Если количества в группах не совпадают, то их уравнивают к меньшему объему путем случайного отбора испытуемых. При этом часть информации утрачивается. В каждой выборке значения располагаются по возрастанию. Для каждого индивидуального значения подсчитывается количество значений справа, превышающих его по величине (обозн. Si). Если различия существенны, причем в направлении возрастания, то естественно, что большая часть значений справа должна быть выше. Критерий S позволяет определить, преобладают ли справа более высокие значения или нет. Чем больше Sэмп, тем тенденция возрастания признака является более существенной. 1) для каждой выборки подсчитывается сумма всех Si, 2) а затем и их общая сумма для всех выборок, которую обозначим А. 3) Максимально возможное количество превышающих значений, которое бы получили, если бы все значения справа были выше значений слева, высчитывается по формуле: В= 2, где с – количество выборок, n – объем одной выборки. 4) Тогда Sэмп=2А – В. 5) Критические значения S находим по таблице в зависимости от n и с и, используя ось значимости делаем вывод о принятии гипотезы Н1 или ее отклонении. Ограничения критерия S: 1. Все выборки должны быть одинакового объема. 2. 3≤с≤6, 2≤n≤10. При большем количестве выборок или испытуемых необходимо пользоваться критерием Н Крускала-Уоллиса. Пример. При выборе на должность директора обследовались 20 мужчин. Оценка проводилась по 15 значимым для той фирмы психологическим качествам, одним из которых была «авторитетность». Кроме этого, каждый участник ответил на вопрос: «Я бы выбрал на должность директора…». В результате все участники были разбиты на 4 одинаковых по количеству группы в зависимости от количества выборов от других участников.
Вопрос: Можно ли считать, что группы с разным статусом различаются и по уровню авторитетности? По данным таблицы можем сформулировать гипотезы: H0 – тенденция возрастания значений по шкале «авторитетности» при переходе от группы к группе является случайной. H1 – тенденция возрастания значений по шкале «авторитетности» при переходе от группы к группе не случайна. 1. Применим критерий S. Найдем Si и подсчитаем общие суммы и величины А и В: А=62+36+23=121, В= 2= =150 (15х5+10х5+5х5=150). Тогда S=2А – В=2х121 – 150=92. Для с=4, n=5 находим Sкр по таблице 51 (р≤0,05) Sкр= 72(р≤0,01) По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H1 - тенденция возрастания значений по шкале «авторитетности» при переходе от группы к группе не случайна.
Но р≤0,05 р≤0,01 Н1 51 72 92 2. Применим критерий Н Крускала-Уоллиса для выявления различий между группами. Для этого проранжируем значения всех выборок
Расчетная сумма рангов ΣR= . 23+45,5+53+88,5=210. Тогда Нэмп= - 3 21≈12,7. Так как выборок 4, то критические значения находим по таблице критерия χ2, ν=с-1=4 – 3=3. 7,82 (р≤0,05) Нкр= 11,35 (р≤0,01). По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H1 - тенденция возрастания значений по шкале «авторитетности» при переходе от группы к группе не случайна.
Но р≤0,05 р≤0,01 Н1 7,82 11,35 12,7
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |