II. Описание критерия Т Вилкоксона.
Критерий позволяет установить, является ли сдвиг показателей в каком-то направлении более интенсивным, чем в другом. Значения признака должны варьировать в достаточно большом диапазоне, чтобы можно было говорить об интенсивности. Суть метода состоит в том, что сопоставляем выраженность сдвигов в том или ином направлении по абсолютной величине. Для этого 1) находят разность между индивидуальными значениями в первой и во второй выборке, 2) определяют типичный сдвиг и 3) формулируют гипотезы. Но интенсивность («разница») у типичных может быть меньше, чем у нетипичных сдвигов. 4) Затем абсолютные значения этих разностей ранжируют. Если интенсивность сдвига в одном из направлений больше, то и сумма рангов в этом направлении будет выше. Тэмп – сумма рангов для нетипичных сдвигов, Тэмп =ΣRi. Ткр находим по таблице критических значений в зависимости от n. Далее с помощью оси значимости определяем, какую гипотезу принять, а какую отвергнуть. Но так как, чем меньше Тэмп, тем более достоверны различия, зоны на оси значимости поменяются местами. Этот критерий – исключение. зона значимости зона неопределенности зона незначимости
Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0 Ткрит Ткрит Ограничения Т-критерия Вилкоксона: 1. Объем выборки должен быть 5≤n≤50. 2. Если количество типичных сдвигов равно количеству нетипичных, то критерий не применяется. 3. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются. Пример. Психолог проводит групповой тренинг по снижению уровня тревожности. Вопрос: эффективен ли данный вариант тренинга для его участников? Исследователь дважды выявлял с помощью теста Тейлора уровень тревожности у 14 участников до тренинга и после.
Подсчитывая сдвиги, получаем n0=1, n+=5, n_=8. Значит, типичные сдвиги – это отрицательные, а нетипичные – положительные. H0 – уровень тревожности у участников тренинга не снизился. H1 - уровень тревожности у участников тренинга снизился. 1. Применим критерий G знаков. Gэмп=5, n=14 – 1=13.
3 (р≤0,05) G кр= 1 (р≤0,01) По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 - уровень тревожности в группе после тренинга не снизился, т.е. данный метод снижения тревожности не эффективен.
Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0 1 3 5
2. Применим критерий Т Вилкоксона. Сформулируем гипотезы: H0 – интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения. H1 – интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения. Проранжируем абсолютные значения сдвигов, найдем сумму рангов ΣR=91. Сверим с расчетной суммой Σ R = N(N+1)/2=13(13+1)/2=91. Выделим нетипичные сдвиги и найдем их сумму рангов. Тэмп=4+1,5+3+1,5+5,5=15,5. Для n=13 21 (р≤0,05) Ткр= 12 (р≤0,01) По оси значимости делаем вывод, что с уровнем значимости р≤0,05 можно принять гипотезу H1 - уровень тревожности в группе после тренинга не снизился.
Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0 12 21 Таким образом, видим, что когда диапазон значений достаточно большой, то лучше использовать критерий Т.
3. Критерии Данные выборок для этих критериев должны быть представлены в порядковой, интервальной или шкале отношений. Гипотезы: H0 – между показателями, полученными в разных условиях, различия случайны. H1 – между показателями, полученными в разных условиях, различия не случайны. Для критерия L их лучше формулировать следующим образом: H0 – возрастание показателей признака при переходе от первого замера ко второму, от второго к третьему и т.д. случайно. H1 – возрастание показателей признака при переходе от первого замера ко второму, от второго к третьему и т.д. не случайно. I. Описание критерия Данный критерий является распространением критерия Т на более двух выборок. Но здесь 1) ранжируются не модули сдвигов, а сами индивидуальные значения во всех замерах для каждого испытуемого в отдельности. 2) Затем находятся суммы рангов для каждого условия в отдельности. Если различия между значениями признака в каждом замере случайны, то и суммы рангов не будут особенно отличаться друг от друга. В противном случае, суммы рангов будут достоверно различаться между собой. Эмпирическое значение Правильность ранжирования проверяем, сверяя общую сумму рангов с расчетной Σ R = n Эмпирическое значение находим по формуле
Ограничения 1. с≥3, n≥2. 2. Критические значения
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |