Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Описание критерия Т Вилкоксона.



2018-07-06 1131 Обсуждений (0)
II. Описание критерия Т Вилкоксона. 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерий позволяет установить, является ли сдвиг показателей в каком-то направлении более интенсивным, чем в другом.

Значения признака должны варьировать в достаточно большом диапазоне, чтобы можно было говорить об интенсивности.

Суть метода состоит в том, что сопоставляем выраженность сдвигов в том или ином направлении по абсолютной величине.

Для этого 1) находят разность между индивидуальными значениями в первой и во второй выборке, 2) определяют типичный сдвиг и 3) формулируют гипотезы.

Но интенсивность («разница») у типичных может быть меньше, чем у нетипичных сдвигов.

4) Затем абсолютные значения этих разностей ранжируют. Если интенсивность сдвига в одном из направлений больше, то и сумма рангов в этом направлении будет выше.

Тэмп – сумма рангов для нетипичных сдвигов, Тэмп =ΣRi.

Ткр находим по таблице критических значений в зависимости от n. Далее с помощью оси значимости определяем, какую гипотезу принять, а какую отвергнуть. Но так как, чем меньше Тэмп, тем более достоверны различия, зоны на оси значимости поменяются местами. Этот критерий – исключение.

зона значимости зона неопределенности зона незначимости

 

Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0

Ткрит Ткрит

Ограничения Т-критерия Вилкоксона:

1. Объем выборки должен быть 5≤n≤50.

2. Если количество типичных сдвигов равно количеству нетипичных, то критерий не применяется.

3. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются.

Пример. Психолог проводит групповой тренинг по снижению уровня тревожности. Вопрос: эффективен ли данный вариант тренинга для его участников?

Исследователь дважды выявлял с помощью теста Тейлора уровень тревожности у 14 участников до тренинга и после.

уровень тревожности до тренинга уровень тревожности после тренинга сдвиг абсол. величина сдвига ранги
-14 +4 +1 +3 -10 -13 -9 -11 -8 +1 +7 -9 -7   1,5 8,5 1,5 5,5 8,5 5,5

 

Подсчитывая сдвиги, получаем n0=1, n+=5, n_=8. Значит, типичные сдвиги – это отрицательные, а нетипичные – положительные.

H0 – уровень тревожности у участников тренинга не снизился.

H1 - уровень тревожности у участников тренинга снизился.

1. Применим критерий G знаков.

Gэмп=5, n=14 – 1=13.

 

 

3 (р≤0,05)

G кр=

1 (р≤0,01)

По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 - уровень тревожности в группе после тренинга не снизился, т.е. данный метод снижения тревожности не эффективен.

 

 

Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0

1 3 5

 

2. Применим критерий Т Вилкоксона.

Сформулируем гипотезы:

H0 – интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

H1 – интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

Проранжируем абсолютные значения сдвигов, найдем сумму рангов ΣR=91. Сверим с расчетной суммой Σ R = N(N+1)/2=13(13+1)/2=91.

Выделим нетипичные сдвиги и найдем их сумму рангов.

Тэмп=4+1,5+3+1,5+5,5=15,5.

Для n=13

21 (р≤0,05)

Ткр=

12 (р≤0,01)

По оси значимости делаем вывод, что с уровнем значимости р≤0,05 можно принять гипотезу H1 - уровень тревожности в группе после тренинга не снизился.

 

Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0

12 21

Таким образом, видим, что когда диапазон значений достаточно большой, то лучше использовать критерий Т.

 

3. Критерии Фридмана и L Пейджа применяются для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условий на одной и той же выборке испытуемых. Но если критерий позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, то критерий L выявляет тенденцию в изменении величин признака при переходе от условия к условию.

Данные выборок для этих критериев должны быть представлены в порядковой, интервальной или шкале отношений.

Гипотезы:

H0 – между показателями, полученными в разных условиях, различия случайны.

H1 – между показателями, полученными в разных условиях, различия не случайны.

Для критерия L их лучше формулировать следующим образом:

H0 – возрастание показателей признака при переходе от первого замера ко второму, от второго к третьему и т.д. случайно.

H1 – возрастание показателей признака при переходе от первого замера ко второму, от второго к третьему и т.д. не случайно.

I. Описание критерия .

Данный критерий является распространением критерия Т на более двух выборок. Но здесь 1) ранжируются не модули сдвигов, а сами индивидуальные значения во всех замерах для каждого испытуемого в отдельности. 2) Затем находятся суммы рангов для каждого условия в отдельности. Если различия между значениями признака в каждом замере случайны, то и суммы рангов не будут особенно отличаться друг от друга. В противном случае, суммы рангов будут достоверно различаться между собой. Эмпирическое значение указывает на то, насколько различаются суммы рангов, т.е. чем оно больше, тем более существенные различия сумм рангов он отражает.

Правильность ранжирования проверяем, сверяя общую сумму рангов с расчетной Σ R = n , где п- объем выборки, с – число замеров.

Эмпирическое значение находим по формуле

эмп= ΣRi2 - 3n(с+1).

Ограничения -критерия:

1. с≥3, n≥2.

2. Критические значения кр находят по двум таблицам: при с=3, n≤9 и при с=4, n≤4. В других случаях используют таблицу критических значений для распределения χ2 для числа степеней свободы ν=с – 1. Это объясняется тем, что имеет распределение, сходное с распределением χ2.

 



2018-07-06 1131 Обсуждений (0)
II. Описание критерия Т Вилкоксона. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Описание критерия Т Вилкоксона.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)