Сравнение двух эмпирических распределений
В данном случае применение критерия сводится к расчету следующего эмпирического значения λэмп = dмах , где ni – объемы выборок, dмах - максимальное значение разности накопленных относительных частот. В таблице критических значений можно найти уровень значимости, которому соответствует полученное эмпирическое значение. λкрит = соnst, 1,36 (р≤0,05) λкрит= 1,63 (р≤0,01). Ограничения: 1. Объемы выборок при сопоставлении двух эмпирических распределений должны быть достаточно большими, n1, n2 ≥50. При сравнении эмпирического с теоретическим иногда допускается и n≥5. 2. Разряды должны представлять шкалу порядка (дни недели, уровни – низкий, средний, высокий и т.д.), т.к. не можем накапливать частоты, если разряды отличаются только качественно.
Пример. Сопоставим данные в предыдущем примере с данными обследования по другой методике, проводимой у 800 испытуемых
4. Критерий Макнамары (Мак-Нимары) предназначен для работы с данными, представленными в дихометрической номинативной шкале (да - нет, нравится – не нравится и т.д) при двух измерениях. Чаще всего он применяется на одной и той же выборке испытуемых до эксперимента и после. Этот метод позволяет сопоставить долю тех, кто не обладал некоторой характеристикой (0), но стал обладать ею после некоторого воздействия (1), с долей тех, кто обладал этой характеристикой до воздействия (1) и перестал обладать ею после него (0). Т.е. метод позволяет сопоставить диагональные элементы таблицы:
Гипотезы: Н0 – изменения качественного признака в первом и во втором измерениях случайны. Н1 – изменения качественного признака в первом и во втором измерениях не случайны.
Рассматривают два случая. 1) Если В+С≤20, тогда определяем m=min(В,С) и n=В+С. По таблице вероятностей для биномиального распределения при p=q=0,5 в зависимости от m и n находится Мэмп!А критические значения постоянны 0,025 (р≤0,05) Мкрит= 0,005 (р≤0,01).
По оси значимости делаем принимаем решение (критерий– исключение).
Н1 р≤0,01 р≤0,05 Н0 0,005 0,025 2) Если В+С>20, то эмпирическое значение находится по формуле Мэмп= , критические значения постоянны 3,84 (р≤0,05) Мкрит= 6,64 (р≤0,01). По оси значимости принимаем решение.
Н0 р≤0,05 р≤0,01 Н1 3,84 6,64 Пример 1. Психолога интересует вопрос – является ли выбранный им способ профессиональной ориентации к данной профессии достаточно эффективным? (беседы, экскурсии и т.д.) На вопрос: нравится ли эта профессия, который был задан до проведения работы и после, получены следующие результаты у 20 испытуемых:
Гипотезы: Н0 – эффективность проведенной работы случайна. Н1 – эффективность проведенной работы не случайна.
В+С=11+2=13≤20, т.е. n =13, m = min(В,С)=2. По таблице находим Мэмп=0,011. Данное значение находится в зоне неопределенности, т.е. с уровнем значимости р≤0,05 можем утверждать о формировании положительного отношения к профессии.
Пример 2. Выясняется: есть ли различия в успешности решения 2-х задач, разных по сложности.
Гипотезы: Н0 – различия в успешности решения 2-х разных задач случайны. Н1 – различия в успешности решения 2-х разных задач не случайны. В+С=19+31>20, Мэмп = = ≈2,88. 3,84 (р≤0,05) Мкрит= 6,64 (р≤0,01). По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 .
Н0 р≤0,05 р≤0,01 Н1 3,84 6,64
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |