Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и виды стратегии в организации. Стратегическая пирамидаорганизации



2018-07-06 517 Обсуждений (0)
Сущность и виды стратегии в организации. Стратегическая пирамидаорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросам сущности стратегии организации в последние годы уделяется повышенное внимание.

Стратегия организации — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Г. Минцберг различает пять аспектов понятия «стратегия».

1. Стратегия как план (например, это может быть долгосрочный план, когда ежегодно определяется курс на следующие несколько лет и производится его уточнение с учетом новых факторов итенденций).

2. Стратегия как позиция (определение положения организации относительно ееконкурентов).

3. Стратегия как ловкий прием («мы делаем так, и не намерены делать иначе»).

4. Стратегия как перспектива (принцип пути, который выбирает компания).

5. Стратегия как паттерн (шаблон, которым компания оперирует в зависимости от складывающейсяситуации).

Следовательно, стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. В свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом.

Стратегия организации может включать в себя следующие элементы:

- плановые конкурентныеинициативы;

- действия, предпринимаемые в ответ на изменения во внешнейсреде;

- изменения географиирынков;

- слияние или приобретение компаний для укрепления положения вотрасли;

- создание стратегических союзов ипартнерств;

- реализацию новых возможностей и защиту отугроз;

- деятельность ключевых подразделений (НИОКР, производство, маркетинг, финансы ит.д.);

- укрепление ресурсной базы и конкурентныхвозможностей;

- диверсификацию доходной базы и освоение новых направленийбизнеса.


Стратегия организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии всегда чувствителен. Всегда находится что-то новое, на что нужно реагировать, и, в результате этого, открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное новое.

С этой целью и выстраивается стратегическая пирамида.

В диверсифицированной (многопрофильной) компании стратегии разрабатываются на 4 организационных уровнях (рис.2.1.):

1. На уровне высшего корпоративного руководства разрабатывается корпоративная стратегия (стратегия для всей диверсифицированной компании).

2. На уровне руководителей направлений бизнеса (бизнес-единиц) разрабатываются бизнес-стратегии (стратегии для каждой бизнес-единицы компании).

 

 

Рис. 2.1. Виды рыночных стратегий (уровни стратегического управления).

 

Бизнес-единица − это относительно самостоятельное подразделение компании (направление бизнеса), имеющее отдельные задачи и стратегию, деятельность которого можно планировать независимо от других подразделений.

3. На уровне руководителей функциональных подразделений разрабатываются функциональные стратегии (стратегии для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности компании).


4. На уровне руководителей структурных единиц внутри функциональных подразделений разрабатываются операционные стратегии (для каждой структурнойединицы).

Тогда как, на одноотраслевом предприятии существуют только три уровня: деловая, функциональная и операционная стратегия. Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы.

Рассмотрим каждый уровень стратегии отдельно.

1. Корпоративная стратегия. Она является общим планом управления для диверсифицированной компании. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.

Разработка корпоративной стратегии для диверсифицированной компании предусматривает четыре вида действий:

1. Действия по достижениюдиверсификации.

2. Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма.

3. Нахождение путей получения синергического эффекта среди хозяйственных подразделений, который предполагает, что эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий, и превращение его в конкурентноепреимущество.

4. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективныеобласти.

Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена. Они несут главную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена управления. Важнейшие стратегические решения рассматриваются и принимаются Советом директоров корпорации.

2. Деловая стратегия (бизнес-стратегия) направлена на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции в конкретном направлении.

Для компании, занимающейся одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегии совпадают, различие между ними существует только в диверсифицированной компании.

Деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:

1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимыхсферах.


2. Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество передконкурентами.

3. Объединение стратегических инициатив функциональныхотделов.

4. Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.

Главная ответственность за деловую стратегию ложится на плечи менеджера, отвечающего за то или иное направление. Руководитель как ответственный за стратегию имеет, по крайней мере, две обязанности:

– контроль за пониманием своих стратегий в каждой функциональной сфере и их взаимнымсоответствием;

– выполнение определенных стратегических действий, одобренных руководителями высшего звена, и информирование их о новых важных изменениях.

В диверсифицированных корпорациях руководители также несут ответственность и за контроль соответствия стратегии своего подразделения стратегии корпорации в целом.

3. Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью функционального направления внутри определенной сферы бизнеса (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т.д.). Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.

Функциональная стратегия конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциямибизнеса.

Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании, а также в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целейфирмы.

Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и главами других подразделений.

4. Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами (заводами, отделами продаж, центрами распределения) при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт,транспортировка).


Операционные стратегии дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании.

Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.

Разделение задач разработки стратегии по уровням иерархии показано в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Разделение задач разработки стратегии по уровням иерархии

стратегического управления

 

 

Уровень стратегии Предназначение стратегии Ответственные лица Принятие решения
Корпоративная Для компании в сфере ее деятельности в целом Управляющие высшего ранга   Совет директоров
Деловая Для каждого вида деятельности Генеральные директора, руководители подразделений Корпоративное руководство. Совет директоров
Функциональная Для функционального направления, определенной сферы деятельности   Руководители среднего звена   Глава подразделения
Операционная Внутри функциональных отделов   Руководители на местах Руководители функциональныхслужб и отделов

 

Следовательно, стратегический план организации есть совокупность стратегий, выработанных различными менеджерами, на различных уровнях организационной иерархии.

Чем крупнее предприятие, тем больше источников формирования стратегий. И только тогда, когда менеджеры смогут объединить стратегии, выработанные на различных уровнях в одну связанную и последовательную систему, можно говорить о полноте предпринятых усилий по формированию стратегий.

Стратегический план – документ, содержащий цель организации, ее направления развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию развития.

Стратегия необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям – научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д.

Стратегия организации постоянно развивается. Всегда находится что-то


новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши.

Для оценки разработанных вариантов стратегии организации и выбора оптимального можно использовать следующие критерии.

1. Соответствие среде − условиям отрасли и конкуренции, рыночным возможностям и угрозам, другим аспектам внешней среды. При этом стратегия должна учитывать сильные и слабые стороны компании, ее компетентность, конкурентные возможности. Стратегия, не соответствующая внутренней и внешней среде организации, не приведет к достижению желаемыхрезультатов.

2. Конкурентное преимущество − реализация стратегии должна обеспечивать компании стабильное конкурентное преимущество (т.е. превосходство над конкурентами по свойствам предлагаемого товара или услуги, располагаемым ресурсам) Чем сильнее конкурентное преимущество, обеспечиваемое стратегией, тем выше ее эффективность иотдача.

3. Эффективность − реализация стратегии должна способствовать многократному увеличению эффективности работы компании. Лучше всего правильность выбора стратегии подтверждается улучшением двух показателей: прибыльности и упрочнения конкурентной и рыночной позицийкомпании.

В целом, стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную линию поведения и возможность оперативного реагирования на все новое.

 



2018-07-06 517 Обсуждений (0)
Сущность и виды стратегии в организации. Стратегическая пирамидаорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и виды стратегии в организации. Стратегическая пирамидаорганизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)