Технология социально-культурной деятельности, ее сущность, структура и типология.
Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.
Форма СКД – это структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. Формы СКД: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Формы СКД делятся на: групповые, индивидуальные, массовые. Чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней. Метод - путь, способ достижения целей. Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию. Существует несколько групп методов СКД: - воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример - информационно-просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж… -организационные - методы социологического исследования объекта (исследовательские) - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация… Методы СКД могут быть: -словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.) -наглядными (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т.д.) -консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитическими и т.д.) -художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.) Средства СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. К ведущим средствам СКД в первую очередь относятся: · живое слово; · искусство, образ; · средства массовой информации и т.д.; Классификация средств СКД · Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура. · Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п. · Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д. · Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п. · Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.
Методика является комплексом технологического процесса. Методика - это «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» целесообразной организации какой-либо досуговой деятельности. Следует выделить четыре подсистемы методики: 1)организационная, которая включает в себя управление, финансы, штатное расписание, должностные инстанции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, заключающаяся в разработке замысла, составления плана репетиций, показе; 4)психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов. К методике, как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности. Необходимо также отметить, что основными элементами методики, как технологического процесса являются: · аудитория (объект деятельности) · специалисты (субъект) · деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология СКД с одной стороны обуславливается потенциалом действий людей, а с другой – условиями и процессами, в которых они протекают. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о: • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона; • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.; • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: 1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: • концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; • эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; • воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами. Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института: · социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения; · творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; · коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения; · рекреативную функцию. 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества. Прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции. Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. В то же время они имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными (например, первичная информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна - она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. А прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы). Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей – жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). В СКД существуют следующие технологии: · Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы. · Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых. · Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии – предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности. · Образовательные – выступает как механизм формирования у человека социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения. · Социально-защитные технологии – культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. · Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) – представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного. · Исследовательские технологии – совокупность приемов установления социальных факторов, их систематизация и анализ. Различаются по следующим параметрам: - по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтометрии. Проектные технологии – основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др. · Технологии коммуникации и общественных связей – оба этих вида сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; также их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера · Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. · Инновационной технологии – может быть любая из общепринятых социально-культурных технологий, обладающая несомненно новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы (целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |