Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология социально-культурной деятельности, ее сущность, структура и типология.



2018-07-06 11513 Обсуждений (0)
Технология социально-культурной деятельности, ее сущность, структура и типология. 4.91 из 5.00 11 оценок




Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.

 

Форма СКД – это структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Формы СКД: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Формы СКД делятся на: групповые, индивидуальные, массовые.

Чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.

Метод - путь, способ достижения целей. Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию.

Существует несколько групп методов СКД:

- воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример

- информационно-просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж…

-организационные

- методы социологического исследования объекта (исследовательские) - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация…

Методы СКД могут быть:

-словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.)

-наглядными (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т.д.)

-консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитическими и т.д.)

-художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.)

Средства СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К ведущим средствам СКД в первую очередь относятся:

· живое слово;

· искусство, образ;

· средства массовой информации и т.д.;

Классификация средств СКД

· Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

· Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

· Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

· Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

· Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

 

Методика является комплексом технологического процесса. Методика - это «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» целесообразной организации какой-либо досуговой деятельности.

Следует выделить четыре подсистемы методики:

1)организационная, которая включает в себя управление, финансы, штатное расписание, должностные инстанции, наличие секторов и отделов;

2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта;

3) режиссерская, заключающаяся в разработке замысла, составления плана репетиций, показе;

4)психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.

К методике, как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.

Необходимо также отметить, что основными элементами методики, как технологического процесса являются:

· аудитория (объект деятельности)

· специалисты (субъект)

· деятельность учреждений культуры.

Следовательно, технология СКД с одной стороны обуславливается потенциалом действий людей, а с другой – условиями и процессами, в которых они протекают.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

• системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

• эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций:

1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций;

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

· социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

· творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

· коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

· рекреативную функцию.

2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

Прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. В то же время они имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными (например, первичная информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна - она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. А прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы).

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей – жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление).

В СКД существуют следующие технологии:

· Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

· Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

· Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии – предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

· Образовательные – выступает как механизм формирования у человека социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

· Социально-защитные технологии – культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

· Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) – представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

· Исследовательские технологии – совокупность приемов установления социальных факторов, их систематизация и анализ. Различаются по следующим параметрам:

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке);

- по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов);

- в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные;

- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтометрии.

Проектные технологии – основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д.

Обладают следующими основными чертами:

1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений;

2) не ограничены системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию;

3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

· Технологии коммуникации и общественных связей – оба этих вида сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; также их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера

· Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

· Инновационной технологии – может быть любая из общепринятых социально-культурных технологий, обладающая несомненно новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы (целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников).

 



2018-07-06 11513 Обсуждений (0)
Технология социально-культурной деятельности, ее сущность, структура и типология. 4.91 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Технология социально-культурной деятельности, ее сущность, структура и типология.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)