Типология технологий социально-культурной деятельности.
Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогресс, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания, а также для создания каких-либо культурных проектов В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о: • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона; • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.; • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: · традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; · элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; · массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета. В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные. Нормативные технологии – представляют совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д. Институциональные технологии – обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие. Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность. Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: 1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: • концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; • эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; • воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами. Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 3) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института: · социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения; · творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; · коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения; · рекреативную функцию. 4) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества. Прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции. Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. В то же время они имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными (например, первичная информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна - она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. А прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы). Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей – жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д. В СКД существуют следующие технологии: · Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы. · Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых. · Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии – предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности. · Образовательные – выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения. · Социально-защитные технологии – культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. · Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) – представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного. · Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам: - по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтометрии. · Проектные технологии – обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др. · Технологии коммуникации и общественных связей – оба этих вида сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; также их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера · Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. · Инновационной технологии – может быть любая из общепринятых социально-культурных технологий, обладающая несомненно новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы (целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4114)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |