Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология технологий социально-культурной деятельности.



2018-07-06 4114 Обсуждений (0)
Типология технологий социально-культурной деятельности. 4.75 из 5.00 4 оценки




Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогресс, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания, а также для создания каких-либо культурных проектов

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы:

· традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;

· элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;

· массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.

Нормативные технологии – представляют совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.

Институциональные технологии – обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.

Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

• концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

• системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

• эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций:

3) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций;

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

· социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

· творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

· коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

· рекреативную функцию.

4) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

Прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. В то же время они имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными (например, первичная информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна - она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. А прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы).

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей – жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление).

Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

В СКД существуют следующие технологии:

· Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

· Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

· Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии – предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

· Образовательные – выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

· Социально-защитные технологии – культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

· Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) – представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

· Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке);

- по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов);

- в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные;

- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтометрии.

· Проектные технологии – обладают следующими основными чертами:

1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений;

2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию;

3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

· Технологии коммуникации и общественных связей – оба этих вида сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; также их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера

· Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

· Инновационной технологии – может быть любая из общепринятых социально-культурных технологий, обладающая несомненно новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы (целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников).

 



2018-07-06 4114 Обсуждений (0)
Типология технологий социально-культурной деятельности. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Типология технологий социально-культурной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)