Этнокультурные технологии.
Этнокультурные технологии – технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества, т.е. это основа их возрождения. Этнокультурные технологии направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция. Этнокультурная идентичность (ощущение принадлежности к определенному этносу) народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Она формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации, а достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и др. Межкультурная интеграция – фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образовательного процесса. Это длительный процесс, требующий усилий представителей всех этносов, проживающих на территории региона. В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть основное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих регион. Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования и социально-культурных институтов общества. Основным средством этнокультурных технологий является этнокультурное образование. Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-национальных интересов должно выполнять четыре главных функции: 1) транслирующую – обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ; 2) развивающую – формирование и развитие национального самосознания; 3) дифференцирующую – выявление и учет национально-культурных интересов проживающих на территории области этнических групп; 4) интегрирующую – обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур в условиях отдельно взятого региона. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности, стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование – понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры. Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Основными условиями реализации данной идеи в условиях региона являются: · развитие и укрепление национальных начал образования во всей образовательной системе региона; · признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; · демократизация образования; · вариативность и мобильность образования, как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов, запросов, предпочтений; · общедоступность и дифференцированость образовательных и культурных услуг; · открытость, адаптивность и непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; · целенаправленная ориентация на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей; · наличие региональных программ по данной проблеме с учетом особенностей этнического состава населения на базе единой региональной образовательной социально-культурной политики. Необходимой предпосылкой становления региональной темы этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного образовательного пространства в регионе. Под этнокультурным пространством подразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национальных культур народностей, проживающих на территории региона. Этнокультурное образовательное пространство - это семья, учебные заведения, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.) и неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей и т.д.) Так же в этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: 1. пропедевтика – т.е. первое приближение к решению проблемы этнической идентификации – это семейная микросреда, атмосфера в семье. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и прочее. 2. обучение – т.е. образование, в школах всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории; в средних и высших учебных заведениях – язык обучения и предметным содержанием курсов. Особое значение данного образования в том, что в регионе готовятся педагогические кадры, от которых зависит создание этнокультурного образовательного пространства региона. 3. погружение в практику – т.е. приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов – учреждения дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Также это СМИ, учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и научно-популярные передачи. Это дает возможность добиваться устойчивости и эффективности этнокультурных образовательных технологий, обеспечить развитие таких их качеств, как интерактивность, открытость, преемственность, следование лучшим традициям отечественной народной культурно-исторической школы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3950)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |