Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы, средства и методы в социокультурных технологиях.



2018-07-06 4172 Обсуждений (0)
Формы, средства и методы в социокультурных технологиях. 4.67 из 5.00 3 оценки




Форма СКД – это структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педаго­гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Формы базиру­ются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному реше­нию социально-педагогических целей.

Формы СКД: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.

И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к их подготовке и проведению:

-аудитория от 100 чел и до нескольких тысяч

- актуальность и значимость тем массовых мероприятий (праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)

-сложность их подготовки

- сценарно – режиссёрская разработка

- меры безопасности при проведении ит.д.

Групповая форма работы

Количество аудитории от 5-7 чел и до 50

Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения

Групповые формы: вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии, беседы и т.д.

Индивидуальная форма работы.

Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.

Формы: беседа, консультация, индивидуальное занятие.

Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям.

Для привлечения наибольшего числа посетителей учреждениям социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране­нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

Чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.

 

Средства СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Следует отме­тить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, диспут, ток-шоу, конкурсы, конференции, и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег­да под рукой и в полной исправности».

Средства подразделяются на:

•Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.

Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

•Хореография, пение, драматургия.

Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).

Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

• Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)

•Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.

Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.

Аудио- общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Видеоаппаратура- множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.). Видео отличается от кинематография только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмки и цифровых кинопроекторов способствуют тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план.

• Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)

• Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

• Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

 

Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Метод - путь, способ достижения целей. Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию.

В процессе оциально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы.

Существует несколько групп методов СКД:

- воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример

- информационно-просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж…

-организационные

- методы социологического исследования объекта (исследовательские) - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация…

Методы СКД могут быть:

-словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.)

-наглядными (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т.д.)

-консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитическими и т.д.)

-художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.)

 

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного ис­пользования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Методы СКД могут быть:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од­ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Можно сделать вывод, что

1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.

2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня на­правлен на развитие региональной культурной политики и целе­направленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не толь­ко развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

 

52.Цели и содержание социально-культурных технологий.

Основные направ­ления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Стратегическая цель - удовлетворе­ние круга человеческих потребностей.

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

Сама множественность целей, возникающих в процессе производства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.

Процесс целеполагания (выбора целей) включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий:

1. обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого человека;

2. использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.

Любая из технологий предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять целеполагание, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Целостная система технологии культурно­досуговой деятельности движется к определенной цели и характеризу­ется целесообразностью. Цель выступает в системе техно­логии культурно-досуговой деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкрет­ных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

Методика – это совокупность методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методический вид деятельности – выступает внутренним регулятором всех этапов технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций. В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения.

Организация – реализация поставленной цели, определенными средствами, методами и т.д.

Организация и методика культурно-досуговой деятельно­сти, с одной стороны, выражаются внутренними потенциалами действий людей, а с другой — становятся возможными, благодаря условиями, процес­сами, в которых они протекают.

 



2018-07-06 4172 Обсуждений (0)
Формы, средства и методы в социокультурных технологиях. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Формы, средства и методы в социокультурных технологиях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)