Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы осуществления государственных функций



2018-07-06 464 Обсуждений (0)
Формы осуществления государственных функций 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку функции государства неодинаковы по своему характеру, они предполагают применение неодинаковых форм, методов и способов их практической реализации. Наиболее известна классификация форм осуществления государственных функций на основе юридического критерия: на правовые и неправовые (организационные).

Правовые формы реализации функций урегулированы юридически. В данном случае государство действует на основе права, в рамках строгих юридических процедур, с применением юридических средств. К правовым формам относят: издание законов, государственное управление, правосудие и государственный контроль.

Издание законов — это установление общеобязательных правил поведения наиболее общего характера. Такие правила устанавливаются основными юридическими документами в государстве — законами, и прежде всего основным законом - Конституцией. Эта форма реализации государственных функций является наиболее важной, так как все остальные формы осуществляются в рамках действующего в государстве законодательства.

Государственное управление — это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государственных органов и должностных лиц, связанная, прежде всего с практической и реализацией законов и иных юридических документов.

Правосудие — это деятельность специальных государственных органов — судебных, направленная на цивилизованное разреше­ние на основе действующего законодательства конфликтных ситуаций и споров в обществе, а также возложение на виновных лиц юридической ответственности.

Контрольная деятельность государства имеет различные формы. Контроль может быть внутриведомственным, когда такой деятельностью занимаются вышестоящие государственные орга­ны по отношению к нижестоящим. Для осуществления независи­мого контроля создаются также специальные государственные структуры — уполномоченные парламента, прокуратура, контрольные управления, счетные палаты и др.

Неправовые (организационные) формы осуществления государственных функций детально не урегулированы законом и связаны с выполнением государственным аппаратом повседневной проектной, технической, хозяйственной, воспитательной работы, принятием текущих управленческих решений.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентируемая - деятельность, связанная с обеспечением функционирования государственных органов, которая выражается главным образом в планировании, подготовке проектов документов, организации политических и правовых процессов, координации действий, контроле качества исполнения и т. п.;

2) организационно-хозяйственная — оперативно-техниче­ская и хозяйственная работа, связанная с ведением бухгалтерско­го учета, статистикой, снабжением, кредитованием и т. д.;

3) организационно-идеологическая — практическая деятель­ность соответствующих структур, направленная на разъяснение целей и содержания государственной политики, формирование общественного мнения и проч.

 

Рекомендуемая литература

Архипов А. М. Экологическая функция Российского государ­ства: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1997.

Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистиче­ского государства. Саратов, 1979.

Богатырев В. В. Политическая система современного россий­ского общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.

Владимиров В. А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.

Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск, 1995.

Кадомцева А. Е. Развитие экологической функции современно­го Российского государства и правовые формы ее осуществления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969.

Марченко М. Н. Механизм адаптации политической системы современного Запада // Советское государство и право. 1992. №5.

Миронов О. О., Порох В.И. Политические партии и движения // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994.

Морозова Л. А. Функции Российского государства на современ­ном этапе // Государство и право. 1993. № 6.

Морозова Л. А. Проблемы современной российской государ­ственности. М., 1998.

Основы теории политической системы / под ред. ГО. А. Тихоми­рова и В. Е. Чиркина. М., 1985.

Рогачев А. А . (Внешние функции государства социалистическо­го типа. М., 1986.

Чиркин В. Е. К разработке теории политической системы // Правоведение. 1984. № 1.

Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического госу­дарства. М., 1970.

Чиркин В. Е. Глобальные модели политической системы совре­менного общества: Индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5.

Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

РАЗДЕЛ III

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Глава 6

СУЩНОСТЬ И ТИПЫПРАВА

6.1. Понятие и признаки права

Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразия значений слова «права» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки.

Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т. п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное право, как правило, не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его предоставлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом и т. д.

Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций законно — незаконно, правомерно — про­тивоправно. Право в указанном значении выражается в первую очередь в виде законов, указов, постановлений различных госу­дарственных органов. Юридическая возможность поступить оп­ределенным образом содержится в законе, предоставляется и за­щищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности, право обращения в суд за защи­той и т. д.).

Далее термин «право» преимущественно будет использоваться во втором значении. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юриди­ческих норм, выражающих общественную, классовую волю (конк­ретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Отличительные признаки права:

1) волевой характер права — оно есть результат осознанной, волевой деятельности людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от большинства членов общества и государства в целом);

2) неразрывная связь права с государством - не может возникнуть и функционировать без государства, так и государство немыслимо без права (с одной стороны, именно от государства или с его разрешения от иных организаций исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой - именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности);

3) общеобязательность права — только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений;

4) нормативность права — право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальное жизни;

5) формальная определенность права — правовые предписа­ния и (нормы) имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например, правовые предписания за­крепляются в законах, указах, постановлениях и т. д.);

6) системность права — оно представляет собой не простую, разрозненную совокупность норм, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.

6.2. Сущность права

Под сущностью права понимают, прежде всего совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:

1) то, что любое право есть, прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права.

Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государ­ственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения глав­ным образом интересов господствующего класса). Социально-классовая сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политическом силы, как инструмента классо­вого и политического господства. Тем самым сущность права обус­ловливает следующие его свойства: общеобязательность, стро­гую формальную определенность, гарантированность в случае на­рушения силой государственного принуждения, защищенность, прежде всего интересов господствующего класса.

Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения, прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Сущность права заключена в его способности, выступать инструментом по согласованию интересов отдельных личностей, определенных социальных групп, противоположных классов. Хотя в различные исторические периоды право устанавливало баланс интересов по разному — то с перевесом в пользу отдельных классов, то в пользу государства, а порой и в угоду удовлетворению потребностей определенных экономических корпораций, но при этом оно всегда выступало необходимым, средством обеспечения нормального функционирования всего общества, инструментом поддержания объективно складывающегося порядка в социальной жизни.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности, права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

6.3. Право как социальная ценность

Ценность какого-либо явления или предмета определяется его способностью выступать средством удовлетворения тех или иных потребностей отдельного человека или общества в целом. Катего­рия «ценность права» позволяет полнее раскрыть значение права в обществе и конкретизировать его сущность.

Социальная ценность права проявляется в трех аспектах:

1) право обладает определенной ценностью, будучи составным элементом духовной культуры общества (культурная ценность права); 2) право является средством удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (общесоциальная, надындивидуальная ценность права); 3)право имеет определенную ценность для реализации интересов отдельной личности, закрепляет и гарантирует права и свободы человека и устанавливает режим благоприятствования для его всестороннего развития (индивидуальная ценность права).

В юридической литературе под ценностью права в первую очередь понимают его способность выступать средством удовлетворения основных потребностей индивида и общества, т. е. рассматривают преимущественно в качестве инструментальной ценности.

Инструментальная ценность права выражается в следующем:

— оно является важнейшим средством регулирования общест­венных отношений, придает действиям людей согласованность и упорядоченность;

— выступает инструментом защиты и охраны существующего общественного и государственного строя;

— есть способ предотвращения и разрешения социальных конфликтов;

— содействует дальнейшему прогрессу общества, стимулирует развитие социально полезных связей и одновременно ограничивает социально опасные варианты поведения людей;

— является средством ограничения государственной власти и контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества;

— устанавливает меру свободы личности в обществе и способ­ствует ее всестороннему развитию;

— выступает формой закрепления и передачи важнейших культурных достижений цивилизации;

— служит средством укрепления нравственных начал в со­циальное жизни,



2018-07-06 464 Обсуждений (0)
Формы осуществления государственных функций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы осуществления государственных функций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)