Форма государственно-территориального устройства. Межгосударственные объединения
Форма государственно-территориального устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государственной организации, способ ее политико-территориального деления. Данное понятие объясняет, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, на каких принципах построены взаимоотношения центра и регионов. По форме государственно-территориального устройства государства современного мира можно разделить на унитарные и федеративные. Унитарное государство (от лат. unus — один, единственный) — единое, слитное государство. Вся или большая часть территории которого делится на административно-территориальные единицы (Великобритания, Италия, Испания, Франция, Дания, Швеция, Таиланд, Польша, Венгрия и др.). Такое государство отличается единством территории, гражданства, властных органов, законодательства, денежной единицы, государственного бюджета, налоговой системы и государственных символов (флаг, герб, гимн, государственные награды). Различают простые и сложные унитарные государства. Первые состоят только из административно-территориальных единиц (области, провинции, округа, районы и др.) и строятся на принципе централизации власти. Вторые включают самоуправляющиеся образования (автономии) (Корсика во Франции, Страна басков и Каталония в Испании, Квебек в Канаде, Автономная республика Крым на Украине и др.), обладающие правом самостоятельного решения вопросов, переданных им в ведение центральными органами. Большинство государств в современном мире унитарны. Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) — союзная государственно-территориальная организация, состоящая из нескольких государств или государственных образований, основанная на принципах целостности государственной власти и ее горизонтальном разделении между федерацией и ее субъектами. В настоящее время в мире существует около 25 федеральных государств (США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Эфиопия, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Индия, Австралия, Малайзия, Танзания и др.). Федерация состоит па нескольких субъектов (штатов, земель, султанатом, провинций, эмиратов и т. п.), добровольно объединившихся для совместного решения общих стратегических задач. Управление в федерации строится на принципе децентрализации власти. Наряду с высшими государственными органами власти федерального уровня параллельно существуют и аналогичные властные структуры субъектов федерации (президенты, правительства, парламенты, судебные органы и проч.). Субъекты федерации имеют право принимать собственное законодательство по вопросам их компетенции, определенным в конституции страны, разрабатывать собственные бюджеты и налоговую систему. Однако федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства и законы субъектов федерации не должны им противоречить. Отличительным признаком федерации может являться также наличие двух систем гражданства: общефедерального и регионального, а также наличие у субъектов федерации самостоятельных символов власти. Федеративные государства образуются по территориальному принципу (США, ФРГ), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия) либо смешанным путем (национально-территориальный принцип (Канада, Индия, Российская Федерация). Принято также различать симметричные и асимметричные федерации. В первых все субъекты в отношениях с федеральной властью юридически равноправны (США, Австралия, Мексика, Бразилия), во вторых — статус субъектов различен ( Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация). В зависимости от того, как устанавливаются принципы взаимоотношений федеральной и региональной властей, различают федерации конституционные (принципы определены единой конституцией страны) и конституционно-договорные (принципы отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами (федерации). Первая схема действует, в частности, в США и ФРГ, вторая — в Российской Федерации. От сложных по форме территориального устройства государств следует отличать государственные союзы и международные объединения государств. Наиболее известными формами межгосударственного объединения являются конфедерации (Россия — Беларусь), содружества государств (британское Содружество, СНГ), союзы государств (Европейский союз). Такие объединения представляют собой особые ассоциации, союзы самостоятельных суверенных государств, образуемые для достижения общих политических, военных, экономических или иных целей. В рамках таких союзов создается система общих союзных органов власти (общее правительство, общий законодательный орган союза и др.), однако их решения носят рекомендательный, не обязательный для союзников характер и не нарушают их суверенитета. Межгосударственный союз в целом свойством суверенитета не обладает.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (794)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |