Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа редактора над фактическим материалом



2018-06-29 780 Обсуждений (0)
Работа редактора над фактическим материалом 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика анализа и оценки фактического материала

 

Понятие «фактический материал», принятое в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы – понятия и предметные отношения. В отличие от термина «факт», трактуемого как результат осмысления и переработки информации и имеющего форму суждения, фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, выражающих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначения лиц, отношения, количества.

Функциифактического материала:

1) фактический материал может выполнять функцию информации;

2) входить в логическое построение;

3) быть иллюстрацией, дополняющей то или иное наблюдение.

Лаконизм информационных публикаций служит основанием для повышенных требований к точности фактического материала.

1. Работая над публицистическим текстом, редактор должен представлять сложность диалектических отношений между мыслью и фактом в журналистском творчестве. То есть контакт с действительностью стимулирует развитие мысли, а сформировавшееся суждение предопределяет отбор фактического материала.

2. Редактор ответствен за правильность и достоверность публикуемого фактического материала.

Три основных вида проверки

Фактического материала

1. Внутренняя (соотнесение фрагментов текста в пределах редактируемой публикации).

2. Проверка фактов по авторитетному источнику. Для выбора авторитетного источника существуют специальные правила. Так, при работе с опубликованными данными фактический материал проверяют только по изданиям, из которых он заимствован. Косвенных источников следует избегать. При необходимости следует обратиться к справочным пособиям, отдавая предпочтение изданиям, последним по времени выхода в свет.

3. Официальное подтверждение. В том случае, когда ни сличение с авторитетным источником, ни внутренняя проверка не дают возможности убедиться в достоверности и точности фактического материала, прибегают к консультации авторитетных специальных учреждений. Их официальное подтверждение – достаточное основание для публикации оригинального фактического материала. Мнение квалифицированного специалиста всегда ценно для редактора, им следует заручиться своевременно.

 

Оценка элементов номинации

 

В своих рекомендациях методика редактирования опирается на традиционные филологические методики, основанные на сравнительном анализе и приеме конкретизации. Методика редактирования небезразлична к тому, что представляет собой фактический материал: реалии действительности, факты истории, географические наименования, имена и фамилии, цифры, даты, цитаты.

Причинами фактических ошибок и неточностей могут быть:

1) недостаточная осведомленность автора;

2) неадекватность его представлений действительности;

3) бедность языка;

4) техническая небрежность при воспроизведении текста.

Требование точности номинаций в первую очередь определяет работу редактора над именами собственными и терминами и в широком смысле охватывает оценку правильности словоупотребления и написания наименований, соблюдение принципа их унификации.

Редакторский анализ фактического материала всегда идет в двух направлениях.

1. Определяя, насколько точен был автор, строя фактическую основу публикации, редактор своим опытом, профессиональными знаниями, своим восприятием первого читателя проверяет автора.

2. Рассматривая роль фактического материала в общей структуре журналистского произведения, он судит о способах его разработки и подачи, оценивает логические связи в тексте, приемы и литературное мастерство автора.

Редактор разделяет с автором ответственность за выводы, которые предлагаются читателю, за соответствие фактического материала современному уровню знаний о предмете, за этический смысл публикации.

Основные позиции, по которым ведется оценка редактором фактического материала:

1) взвешенность отбора;

2) точность передачи;

3) обоснованность последовательности;

4) строгость логических построений.

Цифры в тексте

Цифра и слово принадлежат к разным знаковым системам. Как математическому знаку цифре изначально присуща точность, обобщение, концентрированность информации. Этот сложный для редактирования материал требует особого внимания редактора. Начать следует с того, чтобы убедиться, легко ли прочитать текст вслух. Так, заголовок «11 000 000-й гражданин» наверняка представит трудности для многих читателей.

Издательская практика выработала специальные рекомендации для обозначения чисел в тексте.

1.Словом рекомендуется обозначать однозначные числа, стоящие в начале предложения и в случае стечения нескольких чисел (пять 18-летних студентов), а также однозначные числа (т. е. от 1 до 9 включительно) в косвенных падежах, приводимые без указания единиц измерения. Это необходимо, чтобы избежать остановки при прочтении цифры. Сравните: с четырьмя книгами – с 4 книгами, у пяти студентов – у 5 студентов).

2.Цифрой принято обозначать однозначные числа при указании единиц измерения, а также однозначные числа, стоящие в одном ряду с многозначными (группы, в которые входят 3, 5, 12 человек).

3. Многозначные числа обозначают обычно цифрами (256).

4. Для крупных круглых чисел рекомендуется сокращенная буквенно-цифровая форма (12 млн воспринимается при чтении легче, чем 12 000 000).

Однако в ряде случаев выбор между цифрой и ее словесным эквивалентом редактор делает исходя из содержания и стилистических особенностей материала.

Включение цифр в текст – одно из наиболее рациональных средств сообщения информации и действенное средство убеждения. Независимо от того, какую функцию в тексте цифра выполняет, она должна быть точной, критерии выбора цифр – обоснованными. Редактору необходимо знать способы аналитической обработки статистического материала, правила округления цифр, владеть методикой построения системных рядов, уметь проверить вычисления.

Обилие цифр, неумелое включение их в текст, общие указания на количество создают лишь иллюзию точной информации. Дата должна быть не только проверена, но и соотнесена с обозначением события и отдельных реалий. Числа должны быть осознаны в ряду определенных закономерностей. Это поможет избежать ошибок и неточностей, которые всегда вызывают резкую и справедливую реакцию читателей.

Следует обратить внимание на выбор единиц измерения и сопоставимость числовых значений. Когда в одной и той же заметке упоминается, например, напряжение в 115 киловольт и в 1,5 миллиона вольт, читатель не соотносит их друг с другом.

Перевод количественных показателей в разряд конкретных представлений должен быть по силам читателю. Прежде всего это касается обозначения больших количеств (тысяча, миллион, миллиард) и приблизительных величин (много, мало). Когда в погоне за эффектом авторы злоупотребляют ими, читатель, кроме самого общего представления, никакой другой информации из текста не извлекает.

Основные приемы работы редактора с цифрами:

1) соотнесение числовых значений в пределах всего текста, оценка их выбора;

2) подсчет;

3) выборочная проверка вычислений автора;

4) оценка приемов включения цифры в текст.

 

Обработка таблиц

Таблица– форма систематизации фактического (главным образом статистического) материала, широко используемая современными средствами массовой информации. Такая форма обобщения традиционна для экономики, статистики, точных наук. Таблица представляет собой перечень сведений, расположенных в определенном порядке по графам, разделенным вертикальными линейками (при публикации в газетах вертикальные линейки часто опускают).

Большинство таблиц обобщает цифровые данные, помогает зрительно их сопоставить, выяснить взаимозависимость величин. Газеты обычно печатают небольшие по объему и несложные по содержанию таблицы, но требования к их наглядности в этом случае особенно высоки.



2018-06-29 780 Обсуждений (0)
Работа редактора над фактическим материалом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа редактора над фактическим материалом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)