Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над начальными фразами, концовкой, заголовками



2018-06-29 1266 Обсуждений (0)
Работа над начальными фразами, концовкой, заголовками 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Редактор должен отдавать себе отчет в том, что интерес читателя следует поддерживать по существу, знать приемы, которые сообщают тексту завершенность.

От того, насколько удачна первая фраза, зависит, удастся ли быстро установить контакт с читателем, заинтересовать его, создать нужное настроение. Начало, придуманное лишь для того, чтобы заинтриговать читателя, всегда плохо, каким бы завлекательным оно ни было, а нарочитая красивость, как правило, ведет к неточности в передаче смысла.

Добиваясь точности обрамления журналистского произведения, редактор специальное внимание уделяет его концовке.

В информационных материалах традиционные типы концовок предопределены логическими схемами, лежащими в основе таких публикаций. Задача редактора в этом случае – проследить за однозначностью выводов и ясностью формы конечных фраз.

Работая над публицистическим текстом, редактор имеет возможность убедиться, какую важную роль в творческом процессе играет для авторов этих произведений концовка. Многие писатели и публицисты свидетельствуют, что, приступая к написанию текста, они уже видят последнюю фразу. Для других авторов последние фразы складываются как естественное завершение написанного. Однако даже тогда, когда концовка материала, казалось бы, не вызывает сомнения, редактор должен взыскательно оценить ее.

Очевидно, что законы, по которым создаются произведения публицистики, не тождественны законам, действительным для художественной литературы, но концовки, излишне прямолинейные, когда автор стремится так завершить материал, чтобы преподнести читателю очередную прописную истину, встречаются часто. Возможно, именно стремление избежать этого породило частое в современных публикациях обращение к так называемым «открытым концовкам». Так читателя вовлекают в обсуждение проблем, активизируют его мысль, приобщают к общественной деятельности.

На редакторе лежит ответственность за то, чтобы приемы, формирующие концовку, разрабатывались и применялись профессионально грамотно. Если при выборе формы начала публицистического произведения автор относительно свободен, форма концовки всегда предопределена предшествующим изложением, находит объяснение в особенностях жанра и авторской манеры.

Литературная форма заголовкаопределяется его двойственным характером: являясь элементом структуры целостного журналистского произведения, заголовок в то же время может быть прочитан и вне связи с ним, т. е. он самостоятелен. Исследования по воздействию текста на потребителя убеждают в том, что читатели уделяют внимание заголовку в 4 раза больше, чем остальному тексту. Основное требование к заголовку – он должен нести содержательную информацию. Между заголовком и основным текстом всегда существуют логические отношения. Практикой закреплены три функции заголовка.

1. Осуществление контактной функциизаголовка опирается на знание психологии читателя. Она рассчитана на привлечение его внимания. Заголовок должен быть ярким, «наводящим», апеллирующим к памяти читателя, доверительным по своему тону. Редактор учитывает это, сравнивая его варианты.

2. Однако контактная функциязаголовка не должна входить в противоречие с функцией информационной. Так, заголовок заметки «Пожара не было, но…» явно рассчитан на то, что читателю захочется выяснить, что же произошло на самом деле. Однако, прочитав заметку до конца, он узнает, что пожар все-таки был. Двое прохожих (их фамилии названы) вынесли из горящей квартиры восьмилетнюю девочку, но на это в заголовке нет даже намека, информации он не несет, содержанию заметки не соответствует. То, что заголовок должен привлечь внимание к публикации, – истина непреложная, но тем более велика ответственность редактора, оценивающего приемы, которыми это достигается.

3. Заголовок способен выполнять и конструктивные функции. Понимание конструктивных возможностей заголовка помогает редактору выстроить материал, предваряя чтение публикации указанием на конструкцию материала и тем облегчая читателю восприятие текста. Такие заголовки, как «Три письма», «Три жизни», содержащие противопоставление, указывающие на количество структурных единиц, помогают выстроить материал. Той же цели служит указание в заголовке на жанр, избранный автором (дневник, письмо).

Информативность заголовков достигается их предметностью и однозначностью. Если читатель обладает навыком чтения газеты, ему достаточно пробежать глазами заголовки информационных материалов, чтобы получить представление об их содержании. Чтобы облегчить читателю получение информации, газеты, наблюдая опыт западной прессы, активно вводят в практику многоярусные заголовки.

Для аналитических и художественно-публицистических материалов характерна ассоциативная связь между заголовком и текстом. Выразителями ее служат слова и словосочетания, обладающие для читателя запасом определенных смыслов. Прочитав некоторые заголовки, читатель уже подготовлен к оценке фактов. Однако увлекаться эмоционально окрашенными заголовками для журналиста опасно: некоторые из них бессодержательны и кроме всплеска авторских эмоций и самого общего указания на тему ничего читателю не скажут.

Заголовки более, нежели другие элементы структуры журналистского произведения, подвержены воздействию стереотипов. Широко распространенные сейчас заголовки в форме вопроса не всегда признавались удачными. В наши дни правомерность вопросных заголовков ни у кого не вызывает сомнения. Ими в газетах нередко злоупотребляют, стремясь активизировать читательское восприятие и не учитывая, что всякий шаблон плох. Сегодня заголовки газетной полосы передают напряженный ритм общественной жизни, подчеркивают дискуссионный характер обсуждаемых проблем. Активно идет поиск новых, оригинальных форм заголовков.

Популярен стал прием трансформации в заголовках широко известных литературных цитат, сталкивание противоположных смыслов, «игра» словами, использование просторечий, а иногда и ненормативной лексики. Далеко не всегда такие поиски удачны.

Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают «рамку» журналистского произведения, которая должна быть прочной. Это общее требование к форме литературных произведений малых жанров имеет особый смысл для журналиста. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о не взвешенной позиции. Концовка информационных материалов обусловлена логическими схемами, определяющими их построение. Обязанность редактора – проследить также за однозначностью выводов и ясностью формулировок конечных фраз. Концовки публицистических произведений часто рассчитаны на сотворчество с читателем. Их литературная форма диктуется предшествующим изложением, особенностями жанра и творческой манеры автора.

 

Контролирующие вопросы

1. Сформулируйте основные требования к построению литературного произведения.

2. Что означают термины «композиция», «структура» литературного произведения, его «архитектоника», «сюжет»?

3. В чем особенность построения произведений малых литературных форм?

4. Охарактеризуйте типичные приемы построения информационных материалов.

5. Какие виды планов существуют в практике литературной работы редактора?

6. Что входит в понятие «композиционные рамки» литературного произведения?

7. Какова роль начальной фразы в журналистском выступлении?

8. В чем Вы видите недостаток «прямолинейных» концовок?

9. Охарактеризуйте логические, контактные и конструктивные функции заголовка.

Практическое задание

1. Подберите несколько вариантов заголовка для статьи.

2. Устраните нечеткость композиционных рамок, изменив начало и концовку текста.

3. Сделайте лексико-стилистическую правку.

Насколько бытовые несуразицы усугубляют и без того несладкую жизнь чернобыльцев, думаю, напоминать не стоит. Это и так понятно. Тем более, что перед глазами предостаточно, так сказать, «живых» примеров, даже таких, когда люди, не выдержав свалившейся на них беды, находили самый страшный выход из создавшегося положения: кончали жизнь самоубийством.

Поэтому на сегодня чернобыльцы – одна из групп населения, нуждающаяся в постоянной помощи. Вот и решили они обратиться к власть имущим, чтобы обсудить с ними наиболее острые проблемы. Вскоре такая встреча в правительстве республики состоялась. Чернобыльцам обещали оказать помощь.

Если говорить о проблемах, возникших в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, наиболее актуальных для ее ликвидаторов, то, в первую очередь, следует сказать о медико-социальных и жилищных вопросах. То есть то, что можно решить лишь при помощи представителей верхних эшелонов власти. («Российский чернобыль»).

Тема 6



2018-06-29 1266 Обсуждений (0)
Работа над начальными фразами, концовкой, заголовками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над начальными фразами, концовкой, заголовками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)