Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация способов изложения и видов текста



2018-06-29 1491 Обсуждений (0)
Классификация способов изложения и видов текста 0.00 из 5.00 0 оценок




Работа редактора над композицией материала не исчерпывается анализом отдельных его частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приемов. Редактор должен учитывать структурные особенности текста, которые во многом определяются тем, какой способ изложения избрал автор.

Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определенная последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приемы, которыми достигается их связность, содержательная и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения определяется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяет три основных способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описаниеи рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называетсяизъяснительным способом изложения).

Цель повествованияпередать движение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события.

Цель описаниясоздать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенныймомент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания.

Цель рассужденияисследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений.

Эта самая общая классификация способов изложения материала восходит к античным учениям о построении текстов. «Топика» Аристотеля дополняет его «Риторику»: повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношениями предметов и действий. Современные ученые предлагают более сложные классификации типов речи.

Н. С. Валгина подчеркивает зависимость типа изложения в тексте от целевой установки автора и дает такую типологию «авторской интенции» (цели, намерения), определяющей выбор способа подачи материала:

1) сообщить, констатировать (описание);

2) рассказать, изобразить (повествование);

3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);

4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);

5) побудить, просить, приказать (инструктаж).

И далее Н. С. Валгина указывает, что, «учитывая данные целеустановки текста», можно сделать выводы о целесообразности «изложения содержания в целом по тексту или по его фрагменту, виду текста, жанру; даже виду науки (например, в математике – рассуждение, в ботанике – описание, в истории – повествование)» [9, с. 77].

К. М. Накорякова предлагает свою типологию текста, имея в виду публицистические произведения.

 

Изобразительные виды текста Логизированные виды текста
Повествование Описание Рассуждение Объяснение
сообщение информационное сообщение умозаключение определение

 

При этом подчеркивается, что тексты первого ряда близки к художественным, они рассчитаны на эмоциональное воздействие, в то время как во втором ряду находятся тексты информационного назначения, официальные документы, научные публикации. «Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений» [36, с. 99].

По справедливому замечанию К. М. Накоряковой, традиционная трехкомпонентная схема справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной и т. д. Применительно к этой практике исследователь традиционную схему уточняет и дополняет. Свое место в ней занимают: сообщение, структура которого обычно предопределена известной всем журналистской формулой – ответом на вопросы: что? где? когда?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение– выведение нового суждения из суждений известных, не осложненных агитационными идеями; определение и объяснение – тексты, в которых рассматривается содержание понятий и определений. Необходимость специально рассматривать такие тексты возникла в связи с тем, что научно-технический прогресс, интерес к социальным проблемам, общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых понятий и терминов. Редактору надо уметь ввести эти понятия в текст и оценить их целесообразность и точность [36, с. 104 – 107].

Предметом и повествования, и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития.

Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приемов их построения, описания информационные строятся по определенной схеме.

Умозаключение как вид текста, в отличие от рассуждения, богатого по изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращенной формой – энтимемой.

Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчетливое представление о предмете или явлении (форма его свободна).

В. В. Одинцов подчиняет классификацию функционально-смысловых типов речи логической структуре текста [40, с. 91]. По мнению ученого, все многообразие текстов можно обобщенно представить в виде таблицы.

 

определение умозаключение характеристика сообщение
объяснение рассуждение описание повествование

 

В конкретных текстах нередко происходит совмещение функционально-смысловых типов речи, их чередование, взаимопроникновение, что создает большое разнообразие композиционных структур. Как замечает В. В. Одинцов, «усложнение структур идет (начиная от определения) как по горизонтали, так и по вертикали. Верхний ряд представляют виды с логической доминантой, с большой определенностью и строгостью структуры. Нижний – соответствующие трансформации (усложнение) их, что вызвано дополнительными, психологическими задачами» [40, с. 91].

Наиболее сложные структуры привлекают писателей, создающих большие, масштабные произведения. Журналисты же довольствуются малыми формами, а следовательно, и композиция их произведений обычно соответствует характерным для них стереотипам. Отсутствие композиционных включений отличает малые жанры, более сложные композиционные приемы используются в публицистических жанрах, близких к художественным.

Важно также учитывать, что в публицистических произведениях основной формой речи является монолог, когда журналист выступает от первого лица. Высказывания двух персонажей (диалог) или нескольких участников беседы (полилог) в текстах массовой информации встречают реже, они возможны лишь как включение в основной текст, представляющий собой монологическую речь автора. Проблема, стоящая перед редактором, – оценить уместность различных приемов диалогизации авторской речи в конкретном случае.

 



2018-06-29 1491 Обсуждений (0)
Классификация способов изложения и видов текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация способов изложения и видов текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)