Классификация способов изложения и видов текста
Работа редактора над композицией материала не исчерпывается анализом отдельных его частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приемов. Редактор должен учитывать структурные особенности текста, которые во многом определяются тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определенная последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приемы, которыми достигается их связность, содержательная и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения определяется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи. Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяет три основных способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описаниеи рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называетсяизъяснительным способом изложения). Цель повествования – передать движение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенныймомент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений. Эта самая общая классификация способов изложения материала восходит к античным учениям о построении текстов. «Топика» Аристотеля дополняет его «Риторику»: повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношениями предметов и действий. Современные ученые предлагают более сложные классификации типов речи. Н. С. Валгина подчеркивает зависимость типа изложения в тексте от целевой установки автора и дает такую типологию «авторской интенции» (цели, намерения), определяющей выбор способа подачи материала: 1) сообщить, констатировать (описание); 2) рассказать, изобразить (повествование); 3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение); 4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение); 5) побудить, просить, приказать (инструктаж). И далее Н. С. Валгина указывает, что, «учитывая данные целеустановки текста», можно сделать выводы о целесообразности «изложения содержания в целом по тексту или по его фрагменту, виду текста, жанру; даже виду науки (например, в математике – рассуждение, в ботанике – описание, в истории – повествование)» [9, с. 77]. К. М. Накорякова предлагает свою типологию текста, имея в виду публицистические произведения.
При этом подчеркивается, что тексты первого ряда близки к художественным, они рассчитаны на эмоциональное воздействие, в то время как во втором ряду находятся тексты информационного назначения, официальные документы, научные публикации. «Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений» [36, с. 99]. По справедливому замечанию К. М. Накоряковой, традиционная трехкомпонентная схема справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной и т. д. Применительно к этой практике исследователь традиционную схему уточняет и дополняет. Свое место в ней занимают: сообщение, структура которого обычно предопределена известной всем журналистской формулой – ответом на вопросы: что? где? когда?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение– выведение нового суждения из суждений известных, не осложненных агитационными идеями; определение и объяснение – тексты, в которых рассматривается содержание понятий и определений. Необходимость специально рассматривать такие тексты возникла в связи с тем, что научно-технический прогресс, интерес к социальным проблемам, общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых понятий и терминов. Редактору надо уметь ввести эти понятия в текст и оценить их целесообразность и точность [36, с. 104 – 107]. Предметом и повествования, и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития. Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приемов их построения, описания информационные строятся по определенной схеме. Умозаключение как вид текста, в отличие от рассуждения, богатого по изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращенной формой – энтимемой. Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчетливое представление о предмете или явлении (форма его свободна). В. В. Одинцов подчиняет классификацию функционально-смысловых типов речи логической структуре текста [40, с. 91]. По мнению ученого, все многообразие текстов можно обобщенно представить в виде таблицы.
В конкретных текстах нередко происходит совмещение функционально-смысловых типов речи, их чередование, взаимопроникновение, что создает большое разнообразие композиционных структур. Как замечает В. В. Одинцов, «усложнение структур идет (начиная от определения) как по горизонтали, так и по вертикали. Верхний ряд представляют виды с логической доминантой, с большой определенностью и строгостью структуры. Нижний – соответствующие трансформации (усложнение) их, что вызвано дополнительными, психологическими задачами» [40, с. 91]. Наиболее сложные структуры привлекают писателей, создающих большие, масштабные произведения. Журналисты же довольствуются малыми формами, а следовательно, и композиция их произведений обычно соответствует характерным для них стереотипам. Отсутствие композиционных включений отличает малые жанры, более сложные композиционные приемы используются в публицистических жанрах, близких к художественным. Важно также учитывать, что в публицистических произведениях основной формой речи является монолог, когда журналист выступает от первого лица. Высказывания двух персонажей (диалог) или нескольких участников беседы (полилог) в текстах массовой информации встречают реже, они возможны лишь как включение в основной текст, представляющий собой монологическую речь автора. Проблема, стоящая перед редактором, – оценить уместность различных приемов диалогизации авторской речи в конкретном случае.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |