Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка приемов композиции



2018-06-29 556 Обсуждений (0)
Оценка приемов композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как справедливо замечает И. Б. Голуб, изучая композицию публицистического текста, редактор обычно выделяет в нем составные части: вводную, основную и заключительную [19, с. 29]. Важнейшее значение имеет построение основной части, содержащей все смысловые аспекты публикации. Редактор добивается точности и доступности изложения материала, исключая возможность потери нужной информации.

Возможность изменения композиции зависит от характера текста. Описание допускает перестановку частей без ущерба для содержания, а при повествовательном характере текста перестановка может привести к нарушению хронологической последовательности событий. В объяснительных текстах, построенных на рассуждении, смысловые единицы неравноценны, поэтому перестановка частей может привести к искажению смысла.

Существуют два типа композиционных приемов – логическиеиобразные. При образном подходе композиция текста может не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения проблемы эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тексте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам.

Понимание сути композиционных приемов, умение подойти к ним творчески – важные составляющие профессиональной литературной работы журналиста и редактора. Так, работая над информационной заметкой, редактор должен отдавать себе отчет в том, что арсенал средств эмоционального воздействия ограничен. Его задача – направить мысль читателя по верному пути, прежде всего средствами логики помочь ему воспринять новость, точно, адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию.

К. М. Накорякова дает образцы построения газетных текстов и приводит три наиболее часто встречающиеся схемыпостроения коротких информационных заметок, фиксирующие смысловые отношения между частями и последовательность этих частей [36, с. 79 – 80]:

 

Событие уже свершившееся, завершенное. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Значение события (практический смысл, перспективы).

 

Событие уже свершившееся, завершенное. Характеристика этого события (описание явления, служащего предметом заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).

 

Событие, происходящее в определенный момент. Конкретизация фактов, описание деталей. Значение события, перспективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.

 

Используя композиционные схемы, можно просто и доступно изложить определенную информацию, не внося в текст дополнительных смысловых акцентов и не отражая авторскую оценку описываемого: факты сами за себя говорят, а позиция автора вполне объективна.

Еще более нейтральна авторская позиция в текстах, отражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характером фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением). Работа редактора над таким произведением имеет свои особенности, так как их структура отличается строгой последовательностью изложения материала, пропорциональностью различных его частей, логичностью их расположения. Композиция при этом обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета.

И. Б. Голуб предлагает делить материал на части, что поможет определить его композицию в готовящейся публикации [19, с. 31 – 32]. По мнению исследователя, должны учитываться следующие требования.

1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публикации, намечаются пути ее рассмотрения. Задача редактора не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Здесь автор обязан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическое значение, степень изученности описываемого. Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения. Это позволит осуществить композиционный переход к основной части статьи.

2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя новые знания о предмете или явлении, ставшие предметом исследования автора. Требование системности изложения определяет логическое построение основной части рукописи: ее фрагменты должны быть объединены как элементы единой системы. Задача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в композиции основной части статьи.

3. Заключительная часть – это концовка, в которой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы.

Работая над структурой статьи, редактор может предложить автору внести некоторые изменения в последовательность изложения материала, но при этом следует сохранить перечисленные части композиции произведения.

4. Работа редактора над планом

 

Проверенный прием оценки редактором композиции рукописи – анализ ее плана. В своей практике редактор встречается с планом трех видов: авторским планом будущего произведения; планом уже написанного произведении и планом редакторских изменений, включающим рекомендации по уточнению и переработке рукописи.

Достаточно распространено мнение, что план, занесенный на бумагу, сковывает творческую активность пишущего. Действительно, далеко не всегда, особенно когда материал невелик по объему, план заносится на бумагу, но как продуманная последовательность суждений он обязательно существует для журналиста. План автора всегда подвижен. Продумывая его, можно найти новые повороты темы, привлечь новые факты. Приемы работы журналиста на этой стадии творчества всегда индивидуальны.

Обсуждая с автором план будущего произведения, редактор получает возможность включиться в его творческий процесс на ранних этапах, иногда уже при заказе материала оказать помощь автору. Именно на этих начальных стадиях закладываются основы целостной конструкции текста. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, его творческой манеры, определить направление рекомендаций.

Составляя план завершенного автором произведения, редактор как бы идет за ним по тексту, следя за развитием авторской мысли. Техника составления плана уже написанного материала общеизвестна: текст делят на части и эти части озаглавливают либо в форме тезисов, либо в форме вопросов. Первым способом мы обычно пользуемся, когда составляем планы для запоминания. Тезис всегда заключает в себе некую информацию в сжатой форме – факты, имена, даты. План в форме тезисов – схема содержания текста. Вопросная форма плана активизирует осмысление материала. Не случайно ею пользуются при планировании исследовательской работы, при подготовке полемических выступлений. Вопросы направляют ход рассуждения, помогают достичь последовательности мысли, выявляют ее логическое развитие.

Готовя план переработки материала, редактор четко мотивирует каждое предложенное им конструктивное изменение. Изменения необоснованные, не подкрепленные убедительными доводами, – типичное проявление вкусовщины (нравится – не нравится) и редакторского произвола. Рекомендации могут послужить импульсом оригинальной разработки фактов, подсказать новые повороты темы. Важна и их формулировка. Она должна быть точной, обоснованной и корректной.

 



2018-06-29 556 Обсуждений (0)
Оценка приемов композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка приемов композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)