Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников.



2018-07-06 407 Обсуждений (0)
Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая психология

УДК 159.9:37.015.3

ББК 88.8

С 44

ISBN

Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников.

Книга предназначена для учителей и руководителей образовательных учреждений, переходящих на работу по новым образовательным стандартам. Она также может использоваться бакалаврами и магистрами, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование». В книге даны рекомендации по созданию системы взаимодействия учитель-ученик способствующих развитию личности школьников, освоению ими универсальных учебных действий.

Оглавление

1. Управление для развития

1.1 . Функции, модели управления и ресурсы власти учителя.

1.2 Учебная группа как особый объект управления

1.3 Нормативная регуляция поведения в школе, организация взаимодействия на основе согласованных правил.

1.4 Процесс передачи ответственности школьникам

1.5 Учитель – группоцентрированный лидер.

1.6 Коммуникативная компетентность учителя.

2. Развитие мотивации учения

2.1 Мотивация достижения как стремление к самоуважению в деятельности, развитие личностных и регулятивных учебных действий.

2.2 Развитие познавательной мотивации,

2.3 Развитие социальной мотивации учения.

2.4 Использование внешних стимулов

2.5 Результирующая мотивация и ошибки в мотивировании.

Приложения.

1. Самоанализ готовности учителя к использованию развивающего стиля управления

2. Помогаем подростку работать над собой

3. Проясняем систему ценностей старшеклассников

 

Введение

Анализ ФГОС показывает, что в результате освоения программы среднего образования учащиеся, в первую очередь, должны приобрести не конкретные знания по той или иной учебной дисциплине, а перейти на уровень субъекта жизни, в целом, и учебной деятельности, в частности.

Для этого необходимо создание в школе соответствующей социальной среды развития учащихся способствующей достижению цели - личностного и познавательного развития детей.

Учитель должен научить школьников учиться, системе универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных[1].

Как развивать у детей ответственность, нравственность, предприимчивость, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию учения, способность ставить цели и реализовывать и т.п.? Возможно ли развитие этих качеств в системе взаимодействия учитель-ученик, которая сегодня существует в школе? Необходимо провести анализ использования власти учителем при организации деятельности учащихся с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для развития личности школьника. Не раз отмечалось, что традиционная школа выпускает, в основном, хороших исполнителей и главным ее принципом является: «Смотри, как делаю я, и делай так же». Результатами авторитарного воспитания являются низкая мотивация учения, пассивность и безынициативность, уход от ответственности.

Учителя, ориентированные на развитие личности школьника не дают знания на уроках, по мере взросления детей, они учат школьников самостоятельно добывать знания, а урок используют для развития умений осмысливать материал и использовать знания на практике. Развитие универсальных учебных действий происходит на уроках при использовании особых учебных ситуаций, таких ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, оценочная ситуация, ситуация-тренинг, которые учитель создаёт на своих уроках. Важен анализ каждого урока с точки зрения его влияния на развитие мотивации учения школьников. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия развиваются в ходе работы над задачами и проектами на выстраивание стратегии поиска решения задач; обобщения, сравнения, оценивания информации. Для развития познавательных универсальных учебных действий можно использовать специальные занятия по обучению работы с текстами, по развитию критического мышления.

Для развития личностных универсальных учебных действий проводятся также занятия по личностному самоопределению (прогнозирование будущего, выбор профессии), по развитию Я-концепции (самопознание); по прояснению ценностей, нравственного развития (дискуссии) и т.п..

Коммуникативные универсальные учебные действия эффективно развиваются на уроках в ходе сотрудничества с учителем и одноклассниками, групповых играх, в тренингах коммуникативных навыков.

Регулятивные универсальные учебные действия включают умения целеполагания, планирования; принятие решения, самоконтроль, оценивание и коррекцию результатов. Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует расширение зоны ответственности учеников, передача школьникам ответственности за организацию и выполнение многих видов деятельности. Как в учебной, так и внеучебной деятельности школьники могут сами: планировать этапы выполнения работы, отслеживать продвижение при выполнении задания, распределять обязанности и контролировать качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Достижение цели развития универсальных учебных действий в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Создание социально-психологических условий для развития личности школьника включает в себя:

1. Переход к регуляции поведения школьников на нормативной основе, создание системы согласованных правил взаимодействия.

2. Изменение установок по отношению к школьникам. Необходима переориентация на позитивную оценку потенциала школьников, доверие к его возможностям саморегуляции.

3. Переход на использование кооперативной модели управления, предполагающей постепенное включение школьников в управление учебной деятельностью, передачу им функций по управлению собственной деятельностью.

4. Переход на группоцентрированное лидерство в учебной группе, ориентированное на раскрытие потенциала каждого школьника, внимание к его потребностям и интересам, постепенный переход учителя на позицию помощника ученика.

5. Переход от социального сравнения к индивидуальным эталонам при передаче повседневной обратной связи о результатах учения школьнику. Результаты итогового тестирования не должны оглашаться и влиять на статус школьника.

6. Переход от цели «дать знания» к цели «научит добывать знания самостоятельно», «научить учиться».

7. Переход от ориентации на постоянный контроль, а значит, снятие ответственности, на развитие самоконтроля и передачу ответственности за учёбу школьникам.

 

 



2018-07-06 407 Обсуждений (0)
Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)