Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников.
Педагогическая психология УДК 159.9:37.015.3 ББК 88.8 С 44 ISBN Социально-психологические условия развития универсальных учебных умений школьников. Книга предназначена для учителей и руководителей образовательных учреждений, переходящих на работу по новым образовательным стандартам. Она также может использоваться бакалаврами и магистрами, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование». В книге даны рекомендации по созданию системы взаимодействия учитель-ученик способствующих развитию личности школьников, освоению ими универсальных учебных действий. Оглавление 1. Управление для развития 1.1 . Функции, модели управления и ресурсы власти учителя. 1.2 Учебная группа как особый объект управления 1.3 Нормативная регуляция поведения в школе, организация взаимодействия на основе согласованных правил. 1.4 Процесс передачи ответственности школьникам 1.5 Учитель – группоцентрированный лидер. 1.6 Коммуникативная компетентность учителя. 2. Развитие мотивации учения 2.1 Мотивация достижения как стремление к самоуважению в деятельности, развитие личностных и регулятивных учебных действий. 2.2 Развитие познавательной мотивации, 2.3 Развитие социальной мотивации учения. 2.4 Использование внешних стимулов 2.5 Результирующая мотивация и ошибки в мотивировании. Приложения. 1. Самоанализ готовности учителя к использованию развивающего стиля управления 2. Помогаем подростку работать над собой 3. Проясняем систему ценностей старшеклассников
Введение Анализ ФГОС показывает, что в результате освоения программы среднего образования учащиеся, в первую очередь, должны приобрести не конкретные знания по той или иной учебной дисциплине, а перейти на уровень субъекта жизни, в целом, и учебной деятельности, в частности. Для этого необходимо создание в школе соответствующей социальной среды развития учащихся способствующей достижению цели - личностного и познавательного развития детей. Учитель должен научить школьников учиться, системе универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных[1]. Как развивать у детей ответственность, нравственность, предприимчивость, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию учения, способность ставить цели и реализовывать и т.п.? Возможно ли развитие этих качеств в системе взаимодействия учитель-ученик, которая сегодня существует в школе? Необходимо провести анализ использования власти учителем при организации деятельности учащихся с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для развития личности школьника. Не раз отмечалось, что традиционная школа выпускает, в основном, хороших исполнителей и главным ее принципом является: «Смотри, как делаю я, и делай так же». Результатами авторитарного воспитания являются низкая мотивация учения, пассивность и безынициативность, уход от ответственности. Учителя, ориентированные на развитие личности школьника не дают знания на уроках, по мере взросления детей, они учат школьников самостоятельно добывать знания, а урок используют для развития умений осмысливать материал и использовать знания на практике. Развитие универсальных учебных действий происходит на уроках при использовании особых учебных ситуаций, таких ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, оценочная ситуация, ситуация-тренинг, которые учитель создаёт на своих уроках. Важен анализ каждого урока с точки зрения его влияния на развитие мотивации учения школьников. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Познавательные универсальные учебные действия развиваются в ходе работы над задачами и проектами на выстраивание стратегии поиска решения задач; обобщения, сравнения, оценивания информации. Для развития познавательных универсальных учебных действий можно использовать специальные занятия по обучению работы с текстами, по развитию критического мышления. Для развития личностных универсальных учебных действий проводятся также занятия по личностному самоопределению (прогнозирование будущего, выбор профессии), по развитию Я-концепции (самопознание); по прояснению ценностей, нравственного развития (дискуссии) и т.п.. Коммуникативные универсальные учебные действия эффективно развиваются на уроках в ходе сотрудничества с учителем и одноклассниками, групповых играх, в тренингах коммуникативных навыков. Регулятивные универсальные учебные действия включают умения целеполагания, планирования; принятие решения, самоконтроль, оценивание и коррекцию результатов. Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует расширение зоны ответственности учеников, передача школьникам ответственности за организацию и выполнение многих видов деятельности. Как в учебной, так и внеучебной деятельности школьники могут сами: планировать этапы выполнения работы, отслеживать продвижение при выполнении задания, распределять обязанности и контролировать качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Достижение цели развития универсальных учебных действий в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Создание социально-психологических условий для развития личности школьника включает в себя: 1. Переход к регуляции поведения школьников на нормативной основе, создание системы согласованных правил взаимодействия. 2. Изменение установок по отношению к школьникам. Необходима переориентация на позитивную оценку потенциала школьников, доверие к его возможностям саморегуляции. 3. Переход на использование кооперативной модели управления, предполагающей постепенное включение школьников в управление учебной деятельностью, передачу им функций по управлению собственной деятельностью. 4. Переход на группоцентрированное лидерство в учебной группе, ориентированное на раскрытие потенциала каждого школьника, внимание к его потребностям и интересам, постепенный переход учителя на позицию помощника ученика. 5. Переход от социального сравнения к индивидуальным эталонам при передаче повседневной обратной связи о результатах учения школьнику. Результаты итогового тестирования не должны оглашаться и влиять на статус школьника. 6. Переход от цели «дать знания» к цели «научит добывать знания самостоятельно», «научить учиться». 7. Переход от ориентации на постоянный контроль, а значит, снятие ответственности, на развитие самоконтроля и передачу ответственности за учёбу школьникам.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |