Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устанавливаем правила и процедуры.



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Устанавливаем правила и процедуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




В школе существуют свои особые правила взаимодействия. Например, в повседневной жизни люди включаются в разговор в том случае, если им есть что сказать. Но в школе такой пример общения расценивается как «разговоры на уроках» или «пререкания».

Правила указывают на ожидаемые и запрещаемые действия в классе. Это то, что надо и что не надо делать. Правила обычно пишутся или четко формулируются. Устанавливая правила, вы должны знать, какую атмосферу вы хотите поддержать в классе. Правила должны быть объяснены и обсуждены с учениками.

Процедурыописывают, как выполнять задания в классе, как раздается и собирается материал, в каком случае ученик может покинуть класс, как ставятся оценки, как ученик должен реагировать на звонок в начале и в конце урока.

Многие правила устанавливаются как общешкольные, обязательные для всех, например, со звонком быть в классе, но часть правил устанавливаются в своих классах каждым учителем. Учителю при установлении правил и процедур желательно учитывать сложившийся сценарий взаимоотношений с прежним учителем,а такжеобщешкольные правила и процедуры (устав школы).

Например, прежний учитель сидел прямо и спрашивал учеников в формально-официальном тоне. Когда в этом классе начала урок студентка-практикантка, она наклонилась вперед, говоря в очень дружеском тоне, и вызвала тем самым большое внимание со стороны учеников. Очень скоро ученики столпились вокруг студентки. Разговор принял личный характер. Практикантка поняла, что что-то не так и начала говорить раздраженным тоном. Ученики растерялись, не понимая, каким правилам следовать и какие вообще существуют правила. Студенты-практиканты иногда сами не выполняют правила и процедуры, принятые в школе, например, сидят на столе и болтают ногами, употребляют жаргонные выражения или позволяют называть себя по имени и на «ты». Это разрушает установившийся сценарий взаимодействия. Если одна сторона (учитель) не исполняет свою роль, то почему другая сторона (ученики) должна это делать? После этого жаловаться: «Они меня не слушают», уже бесполезно.

Правила и процедуры могут быть введены и объяснены ученикам перед началом любой новой деятельности. Например, дети идут записываться в библиотеку или на экскурсию. Объясните им заранее, какого поведения и каких действий ждут от них другие люди, например, библиотекарь. Вы должны быть уверены, что все ученики знают, как правильно себя вести в той или иной новой ситуации.

Установление правил — четырехступенчатый процесс[5]:

1) Определение правила.

2) Обсуждение правила. Важно узнать мнение учеников по этому поводу, обсудить, признать справедливость и заключить соглашение о соблюдении правила.

3) Определение последствий. Вы совместно решаете, что делать, когда ученик нарушает правило или не следует процедуре. Заранее установленные последствия нарушений правил позволяют ученикам предвидеть ситуацию и отвечать за свои действия.

4) Соблюдение правил. На начальном этапе нужен тщательный контроль. Добиться соблюдениядетьми правил, научить их самих требовать соблюдения правил — задача учителя.Он должен подкреплять активность, соответствующую правилам, хвалить за их выполнение, особенно вначале, пока действия не стали привычными, использовать санкции, если правила нарушаются.

Успешный учитель характеризуется быстрыми, твердыми, ясными и последовательными ответными действиями на нарушение правил. В подобных случаях педагог дает ясные и четкие указания: «Сядь на место и переделай». Ученики, которые побежали в коридор, могут быть возвращены на место, незаконченные работы переделаны, материалы — сданы. Иногда последствия могут быть сложнее. Например, ученик один раз перебил учителя — получает предупреждение; два раза — выполняет дополнительное задание.

Эффективные преподаватели предотвращают превращение мелких конфликтов в более крупные. Они не допускают так называемых «ошибок времени» (не ждут слишком долго, прежде чем вмешаться) или «претензий не по адресу» (обвиняя не тех учеников, давать возможность настоящим нарушителям избежать наказания).

Например, реакция на плохое поведение в момент его появления может быть такой:

1. Посмотрите на ученика и подойдите ближе к нему, убедитесь, что он прореагировал на это.

2. Напомните о правильной процедуре.

3. Спокойным тоном проговорите правило, которое надо соблюдать в данный момент, попросите следовать ему.

4. Убедительно попросите изменить поведение, напомните о наказании.

5. Если нет реакции ученика, используйте санкции.

Требуя соблюдать правила, учитель придерживается определенного стиля поведения[6].

Уверенный стиль — учитель сообщает ученикам, что процесс обучения ему слишком небезразличен, чтобы позволить продолжаться нарушениям.

Учитель напоминает о правилах, ясно определяет, какого поведения он ждет, смотрит в глаза учащимся, имеет спокойный, уверенный голос, в данный момент не вовлекается в споры о справедливости правил (он обязательно заранее включал учеников в процесс установления правил).

Такие учителя подталкивают ученика к необходимости осознанного выбора.

Пассивный стиль — учитель комментирует проблемное поведение, не объяснив модели правильного поведения. Педагог игнорирует поведение учеников, или его реакция слишком запаздывает. Учитель говорит ученику, что тот должен «попытаться» или «подумать» над соответствующим действием: «Разве ты не знаешь правил? Почему ты так делаешь?» Учитель, при этом не может объяснить, что последует за неправильными действиями, часто дает «еще один шанс».

Педагоги, которые придерживаются пассивного стиля, считают, что ученики сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения (иногда это просто ощущение своей несостоятельности и отказ от активной деятельности).

Враждебный стиль— это подход «твердой руки», использование личной власти. Такие педагоги часто угрожают ученикам, но их угрозы расплывчаты или слишком суровы и потому не реализуемы. Педагоги, которые придерживаются этого подхода, верят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия в этом стиле — угрозы и шантаж. «Если ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика). Учитель использует «ты — высказывания» без определения правильного поведения: «Тебе должно быть стыдно!».

Приведем примеры пассивных, враждебных и уверенных реакций учителя.

Первая проблемная ситуация У учителя третьего класса есть несколько детей, которые часто толкаются и пытаются пропихнуться, чтобы быть первыми везде. Это обычно заканчивается борьбой и криками, прежде чем, например, класс выйдет на улицу. В столовой такие ученики также создают проблемы.
Пассивная ответная реакция Учитель подходит к детям и говорит: «Я не знаю, что с вами делать, ребята. Вы снова толкаетесь. Вам нужно научиться строиться в ряд, как хорошим мальчикам и девочкам».
Враждебная ответная реакция Учитель подходит к детям, которые толкаются, и грубо одергивает их. Затем учитель сердито говорит: «Если вы толкаете других, тогда я буду поступать с вами так же!»
Уверенная ответная реакция Учитель твердо говорит детям: «Перестаньте толкаться!», затем берет непослушных детей за руки и ставит в конец ряда: «Мы договорились, что кто толкается в столовой, тот входит последним».
Вторая проблемная ситуация Ученики восьмого класса иногда списывают на контрольных. Во время урока учитель наблюдает за несколькими учениками, которые подсматривают в тетради соседей.
Пассивная ответная реакция Учитель: «Не забудьте, что я вам говорил. В случае, если вы будете уличены в списывании, то пожалеете об этом. Поэтому, я надеюсь, любой из вас, кто подумывает о списывании, не станет этого делать».
Враждебная ответная реакция Учитель начинает кричать на учеников, которые были пойманы на списывании, он отбирает их работы со словами: «Я ненавижу нечестность. Как тебе не стыдно!»
Уверенная ответная реакция Учитель делает одно предупреждение, а потом твердо, но спокойно говорит ученику: «Мы договорились не списывать. Я видел, как ты снова подглядывал в тетради других, поэтому получаешь “2” за работу».

 

Правила для разных возрастных групп различаются и устанавливаются относительно всех тех действий, которые могут мешать учебной работе. Они могут быть дополнены по мере возникновения проблем, так как не все можно предусмотреть вначале совместной работы.

Влияние личного авторитета учителя и влияние правил различается в разных возрастных группах. Если у маленьких школьников главным является слово учителя, а правило воспринимается как установленное учителем и обоснованное его авторитетом, то по мере взросления детей баланс меняется: роль правил увеличивается, и их применение не должно зависеть от воли учителя. Процесс установления правил в разных возрастных группах идет от заучивания и напоминания у маленьких до обсуждения, согласования и заключения договора у старших школьников.

Пути изменения норм и поведения:

Вначале следует предоставить возможность удовлетворять потребности, определяющие проблемное поведение, другим способом, например, демонстративное курение просто способ самоутверждения, если подростку помочь достичь успеха в какой-то деятельности, проблемное поведение исчезнет.



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Устанавливаем правила и процедуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устанавливаем правила и процедуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)